Площадь в белгороде – Соборная площадь в Белгороде: mkoinov

Содержание

Соборная площадь в Белгороде: mkoinov

Самая главная городская площадь, расположенная в центре Белгорода, носит название Соборной. Именно здесь белгородцы встречают Новый год у главной городской ёлки, смотрят салют на День города, участвуют в торжественных мероприятиях Дня победы.

На днях мы смотрели аэрофотоснимки Музейной площади Белгорода, а сейчас я предлагаю вам посмотреть на Соборную площадь и центр города с высоты птичьего полёта.

С западной стороны к площади ведет Свято-Троицкий бульвар, или, как его называют белгородцы, "стометровка". Это излюбленное место для прогулок и "тусовок" у местной молодежи. У входа на Соборную площадь стоит монумент в память о героях Великой отечественной, здесь горит вечный огонь.

На площади расположена гостиница "Белгород", которая на многих фотографиях является визитной карточкой города. Здание построено в 1956-м году, дважды надстраивалось, и окончательный вид с привычным теперь позолоченным куполом получило в 2000-м году.

Рядом с гостиницей расположено здание Администрации Белгородской области. Здесь заседает наш губернатор Евгений Степанович Савченко со своими коллегами. Здание администрации было построено в 1956-м году.

Перед зданием администрации долгое время стоял памятник Ленину, однако в 2013-м году после долгих споров памятник вождю убрали, установив на его месте стелу "Город воинской славы". Белгород самым первым получил звание "Города воинской славы", которое присваивается городам "за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества", однако установили стелу только в этом году.

Через дорогу от здания Администрации находится Управление агро-промышленного комплекса. Его построили почти одновременно с гостиницей и администрацией - в 1957-м году.

С противоположной Свято-Троицкому бульвару стороны к площади выходит Гражданский проспект. Он ведет от Соборной площади прямиком к железнодорожному вокзалу Белгорода. На Гражданском проспекте дома послевоенной постройки странным образом соседствуют с новостройками из стекла и бетона и дореволюционными домиками, что не очень хорошо сказывается на общем восприятии белгородской архитектуры. Однако прогулка по этому проспекту - весьма приятное занятие.

На углу Гражданского проспекта и улицы Попова находится здание белгородского Центра статистики (с часами на крыше), которое несколько выбивается из общей архитектуры площади. Оно самое "молодое" здесь - его построили в 1982-м.

Двигаясь от перекрестка с Гражданским проспектом по улице Попова можно увидеть еще один "новострой" - здание городского ЗАГСа. Далее по этой улице уже видна Диорама, о которой я писал раньше.

С южной стороны площади расположен Белгородский драматический театр имени Щепкина. Здание было построено в 1962-м году, и ему присвоили имя русского актера Михаила Семеновича Щепкина, который родился на белгородской земле. Щепкин был одним из основоположников русской актёрской школы, выступал на сценах Большого и Малого театров в Москве (последний в своё время даже называли театром Щепкина). Сейчас имя этого талантливого белгородца, помимо нашего драмтеатра, носит Высшее театральное училище в Москве.

И воооот мы сделали виртуальный круг над Соборной площадью Белгорода! 🙂 За послевоенными пятиэтажками вырастают все новые высотки. Те, что в самом центре фотографии, относятся к жилому комплексу "Славянский". Они увенчаны купольными сводами, которые очень свойственны белгородской архитектуре.

А так выглядит сама Соборная площадь с высоты птичьего полета. В самом центре расположен большой медный круг, над которым обязательно должен похлопать в ладоши каждый гость города. А по периметру круга, в квадратиках из красной плиточки, расположены металлические картинки, на которых указан каждый из 21-го района Белгородской области.

Тем, кто хочет виртуально прогуляться по Соборной площади, а заодно узнать её историю, я советую прочесть пост нашего белгородского краеведа Александра Санчесса. А еще я очень рекомендую всем посмотреть эту панораму Соборной площади на 360 градусов в полный экран на сайте наших воздухоплавателей, которые делают такие потрясающие снимки:


mkoinov.livejournal.com

Архитектурный ансамбль центральной площади Белгорода




Ввиду вызвавшей резонанс новости о реконструкции одного из зданий "сердца города", хочется проследить предысторию и ответить на простой вопрос, был ли, и есть ли пресловутый архитектурный ансамбль центральной площади вообще?


О названиях. В качестве пролога.

Перед театром в клумбе установлен памятный знак, как бы отображающий эволюцию переименований и вроде бы оправдывающий её нынешнее название:



Вот оно, официальное мифотворчество и непроверенные данные от фонаря, высеченные на табличках. Анализируем. Конкретно эта территория если и использовалась как торг некоторое время, то официально так не упоминалась, а настоящая торговая (базарная) площадь в XIX-XX веках находилась северо-восточнее, фактически начинаясь у проспекта Славы. В веке XVIII это так же нереально, поскольку, как мы убеждаемся на планах выше, она была застроена. Причём отдельные административные деревянные дома находились здесь вплоть до сноса крепости.

Соборной она тоже не называлась, этот термин был закреплён за нынешним Свято-Троицким бульваром у перекрёстка с Богданкой. Использовался совместно с названием Соборной улицы. Насколько понятно из описаний XIX в., центральная площадь однозначного и официального названия не имела. Обыватели называли её части по разному.

Впервые название появилось в 1920 – «Жертв контрреволюции». В 1926 сократили до «Жертв Революции», и ещё через несколько лет до «площади Революции». В 2004 г. площади Революции «вернули историческое название» Соборной. Выводы делайте сами.


История планировки.

Ну, как водится, в хронологии. Нынешняя Соборная площадь, как таковая, появилась в конце XVIII в., после пожара и принятия плана регулярной застройки по Квасову. С этого момента начинается её непростой путь: было осушено озерцо, входящее до этого в одно из подворий находившихся на месте площади. Озеро ещё помнили старожилы во второй половине XIX века, а в годы революции следы его местонахождения в виде высокого уровня подпочвенных вод упоминаются в актах первых братских захоронений.



До этого большинство построек и храмы были деревянными. В целом это можно охарактеризовать как неорганизованный самострой посадской части Белгородской крепости, называемой "Большим городом". По новому плану на этом месте предполагалась торговая площадь со стационарными как бы сейчас сказали торгово-офисными комплексами на севере и востоке и базаром в центре. В статье А. Лимарова Красота регулярства приведены основные планы застройки конца XVIII века, судя по их обилию и большой разнице в расположении элементов, работы по обустройству затягивались и окончательно планировка закрепилась только после сноса крепостных укреплений. На одном из планов территория нынешней Соборной площади помечена как «Большая площедь», при этом она должна была располагаться левее, с центром в районе Вечного огня, но на местности это оказалось неудобным и она была расширена. Ещё один из ранних планов вообще определяет «площедь» (16) на месте нынешнего парка Победы, на берегу Везёлки:



Здесь наиболее чётко просматривается, что запланированные как основное архитектурное обрамление полукруглые крылья каменных торговых рядов смешаны с храмами и расположены перед территорией женского монастыря (6). В действительности же такая компоновка была неудобной и существенно переработалась. Есть предположение, что проект каменных торговых рядов-ворот так же не реализовали, поскольку было бы глупо впоследствии заменить их на невзрачные одноэтажные домики, стоявшие на месте дома с офисом ВТБ до самой войны.

Устойчивый облик площади сформировался лишь спустя столетие, к концу XIX века. К этому времени все здания были выполнены в камне, под базарную площадь отвели место к северо-западу от изначального плана. А здание торговых рядов, т.н. «Гостиный двор», было возведено выше, на месте областной администрации. Значительную часть пространства занял так называемый Новый Сквер, чётко деливший пространство на монастырскую площадь и торг.




В таком виде площадь, превратившаяся в широкий бульвар, пребывала достаточно долго без изменений, пока в довоенное время не были разобраны храмы женского монастыря и Георгиевская церковь. По периметру помимо культовых находились торговые здания, гостиничные номера, как правило помещения сдавались в аренду, в том числе городским властям.



С конца 1920, на протяжении 30-х гг. церкви планомерно уничтожались: кельи женского монастыря были перестроены под рабочий посёлок, сквер стал важным идеологическим объектом с соответствующими памятниками, его расширили за счёт немощёной обочины и территории снесённой Георгиевской церкви.



Ленинский сквер на площади по факту стал главной достопримечательностью. Здесь находились братские могилы, обелиски, памятник Ленину, доска почёта, было выполнено декоративное благоустройство аллей.

Первый за многие десятилетия план переустройства площади появился в 1934 г. Автором был архитектор П.Ф. Платонов, проект предусматривал радикальные изменения и масштабную застройку, но ввиду этой радикальности и дороговизны принят не был. Документов, детально описывающих проект не сохранилось. Однако видимо этот план и предписывал на её окраине постройку большого почтамта, который был разрушен в войну.

В 1937 г. появился новый план, сохраняющий привычный ландшафт, но предполагающий строительство большого звукового кинотеатра на 750 мест, однако строительство так и не началось, ограничились реконструкцией сквера.

В 1945 г. без наличия генплана принято решение о вырубке сквера и создании большой проезжей площади, магистрально соединяющей все прилегающие улицы. Предполагалось построить здесь Триумфальную арку, перенести зелёную зону, однако и это не было выполнено, но сама идея легла в основу следующих проектов.

В 1946 г. была принята «схема очерёдности и зонирования» арх. Н.Е. Иванова, никаких принципиальных изменений в планировку она не несла, но определяла тип и зоны новой застройки по прежней сетке улиц. По ней на площади отводилось место под здание горсовета.

До 1951 г. на площади ничего принципиально не менялось, затем был подготовлен проект С.И. Федорова, предполагавший ещё большее расширение площади, которая с учётом сквера была в два раза больше нынешней. А через год Курская областная комиссия при участии Федорова подготовила обновление, по которому на этом месте должны были быть снесены старые постройки, по периметру возведены административные здания, в качестве доминанты предполагалось масштабное здание клуба или театра, у фасада которого располагались бы тематические элементы малых форм. Сквер предполагалось расширить. Что вполне соответствовало уже начавшейся застройке 19 квартала. То есть при таком раскладе Свято-Троицкий бульвар бы сегодня занимал и всю площадь.

Город активно застраивался типовыми двуэтажками, а горсовет всё откладывал на потом и триумфальную арку, и парк вокруг неё, и прочие варианты обустройства площади Революции. Всё изменилось с получением областного статуса. Место для общественного центра определили 30 января 1954 г., тут же было составлено задание, и ленинградские архитекторы уже к марту предоставили эскизы площади. А также подготовили проект здания горсовета и гостиницы, в случае с последней, за ось была принята расширенная улица Мира, что потребовало выпилить кусок сквера. Задел был создан и продолжен. Теперь стало очевидно - большому городу нужно просторное лобное место, что и было учтено группой проектировщиков во главе с архитектором В. Васильевым.

Стоит отметить, что здание театра, не было включено в рабочий план, поскольку детализированная схема центра от Гипрогора (1955), предусматривала отдельную театральную площадь на пересечении Ленина-Кирова. Поэтому место монастыря некоторое время продолжал занимать «рабочий городок», а администрация не могла решить, что же более уместно возвести в таком панорамном месте. Эх… Если бы храмы не разрушили, а по примеру того же Курска устроили там тот же кинотеатр – глядишь и каким бы сегодня интересным мог быть проспект, с тремя площадями и храмом искусства вместо ободранной панельки «1000 мелочей»…

Ввиду этих особенностей, застройки и трансформации территории, изначальной полной ансамблевости достичь было трудно, до конца не было единого плана, а стремительные изменения в архитектурных тенденциях сильно усложняли застройку, поскольку решением свыше была взята линия на упрощение форм. И как мы видим, жилые дома на ул. Попова и особенно на Театральном проезде коробчаты и скудно украшены, хотя по сути являются сталинками.


Историческая застройка

Проследим этапы развития территории площади по фотоматериалам за последнее столетие. Итак, начало ХХ века, панорамы с противоположных точек:



1943, известная панорамная фотография Кнорринга:



Та же улица Попова, крупным планом быв. Дом Самойлова, слева руины памятника Ленину:



А примерно так выглядела южная сторона, место снесённого монастыря, вплоть до начала 1960-х:



Полуразрушенное здание быв. Гостиного двора и пустырь:



На запад от сквера до самой Богданки всё состояло из сплошных развалин и подлежало первоочередной застройке. В самом сквере помимо братских могил времён революции, летом и осенью 1943 производились массовые захоронения погибших советских воинов, в том числе перенесённых из одиночных или неплановых могил по всему городу. До начала реконструкции из капитальных работ можно отметить лишь благоустройство сквера, произведённое в 1943-44 (установка обелисков, восстановление памятника Ленину, посадка деревьев), и в начале 50-х (замена статуи, комплексное благоустройство):




Современная застройка

Итак, после образования области, дело сдвинулось с мёртвой точки. 10 июня 1954 г. был заложен символический камень нового Дома Советов. С этого же времени параллельно ведётся строительство гостиницы. Именно эти здания в первую очередь должны были занять своё место. И от их пластического решения зависело каким будет весь ансамбль новой площади.

Дом Советов

Надо отдать должное Васильеву, поскольку в этом сооружении удалось совместить и монументальность, и строгость линий, и нетипичную для советского неоклассицизма сдержанность. Здание находится в верхней точке рельефа площади, занимает островное положение, доминирует над окружающими и служит композиционным центром.



Несомненным плюсом как ведущей точки является вышеупомянутая сдержанная форма. Именно это позволяет более свободно вписать прочие элементы без ущерба для восприятия в случае стилистических расхождений. Естественно это не касается радикальных и кичливых дизайнерских изысканий. Строительство было завершено в 1956 г. За годы своего существования никаких значительных изменений внешнего вида не претерпел.

Гостиница «Белгород»


Её строительство началось немного позже, а закончилось раньше. Открылась 1 января 1956. Это был стратегической важности объект: по недавно построенной трассе Москва-Симферополь советские люди путешествовали на юг. И Белгород располагался очень удобно для остановки и ночлега – как раз в середине пути, а с гостиницами была не просто беда – катастрофа. И если обкомовцы могли ещё некоторое время посидеть в надстроенных на старинных зданиях этажах, то туристы и гости требовали хоть какой-то угол. С конца XIX в. до начала строительства на её месте были зелёные насаждения.



Вообще экстерьер гостиницы навевал некоторые ассоциации с наследием архитектуры провинциального города, и был вполне гармоничен с противоположными строениями на ул. Попова, а обводы верха портика так вообще были идентичны бывшему зданию Реального училища:



Вероятно, т.к. на момент проектирования не было чёткого представления о том, останется ли старина на своём месте, дизайн фасада был разработан как универсальный, позволяющий гармонично вписаться и в имеющуюся среду, и не затеряться при полной перестройке. Т.к. соответствовал ведущему в это время неоклассическому направлению.

В 1961 к основному зданию добавилась пристройка, не смотря на единый стиль отделки, выглядящая инородно. Это следствие недобросовестно выполненного проекта привязки.




Далее принципиальных изменений не производилось вплоть до 90-х. В 1992 г. к предстоящим празднованиям 400 и 1000 – летий Белгорода, фасад был обновлён в свежей двухцветовой гамме, а через несколько лет гостиница закрылась на реконструкцию.



Основная часть работ производилась с 1997 по 2000 гг. Однако внутренняя отделка производилась намного дольше, открытие затягивалось, менялись собственники. Внешне гостиница сохранила часть элементов и компоновку, но теперь это вариация на тему модерн. Не смотря на утрату большей части лепных декоров, она выглядит солиднее, внушительнее. Основными изменениями стали объединение двух разноуровневых частей путём надстройки этажа и выравнивания едиными горизонтальными тягами, а также создание эффектной угловой композиции, с колоннадами, украшенной сферическим куполом и шпилем с флюгером.

Департамент АПК


Это здание было построено на месте бывшего Реального училища и соответствует основным принципам традиционной сталинской архитектуры. Заложено в 1957 и было возведено в кратчайшие сроки, сдано уже через год.



За время существования практически не изменилось. Стилистика и материалы хорошо сочетаются со зданием обладминистрации.



Однако в это же время были построены и типовые жилые дома с магазинами в южной части площади, на ул. Попова и Театральном проезде. И если в первом случае угловой дом по дизайну и материалам был адаптирован к уже возводимой застройке, как на Ленина, так и на площади, то комплекс домов с противоположной стороны был крайне минималистичен и однообразен. Единственное, что связывало его с неоклассикой административных зданий – облицовка схожей керамикой.



Угловые жилые дома были введены к 1957 г.

Чем больше камень, тем тяжелее его сдвинуть…

Окончательное решение судьбы «рабочего городка» было определено в 1956 г. Участок был отведён под застройку зданием театра, при этом, запланированная генпланом отдельная площадь, консервировалась под схожие цели, и в последствие использовалась под жилищное строительство, что, учитываю реализацию, несомненно, было ошибочно.

Снесли бывшие кельи и послевоенные домики лишь в 1959, в этом же году началось воплощение масштабного проекта. Театр долго ждал отдельного, приспособленного здания и получил его в лучшем исполнении. Открыт в 1962. За основу был взят типовой проект театрально-концертного здания. Надо отметить, что в этом случае выверенное решение было лучшим – оно соответствовало опыту не одного поколения сценографов. Проект был творчески переработан белгородским архитектором В.М. Лимаренко, был создан оригинальный фасад и привязка к рельефу.




В основе был принцип отдельной театральной зоны, стилистически вписанной в центральную площадь, но несущей оригинальный колорит. Тем самым в ансамбле создавался второй центр восприятия, противоположность сложившейся доминанте. Вновь островное решение, но насколько продуманное и удачное! В отличие от ставших традиционными кирпично-бетонных малых форм, здесь был воплощён приём сочетания монументализма с традиционным архитектурным решением. Не смотря на набирающий обороты хрущёвский минимализм, автору удалось «пробить» проект, ставший одной из визитных карточек города. Пли ближайшем рассмотрении становится ясно, что театр – одно из самых значимых строений, с заделом «на века», действительно, на момент постройки здесь удалось совместить и приятные классические решения дизайна, и высокотехнологичность исполнения, оснащения. Дом был сооружён на крупномасштабном каменном стилобате, значительно компенсирующем уровень низкой южной части площади. Именно благодаря этому стало возможным практически без затрат использовать площадку у фасада как сцену для массовых празднеств. В этом плане она соответствует традиционным канонам. Что, к сожалению, имеет и негативную сторону – эстрадная зрелищная специфика предполагает свой подход к сценографии, а этим чаще всего у нас пренебрегают, пытаясь использовать отработанную площадку без «лишних» аксессуаров.

Кроме оригинального решения архитектурного «острова», театр предполагал закладку зелёного массива, впоследствии разделённого на сквер и парк Победы. Ландшафт украшали два площадных фонтана, планировалось установить бюсты Щепкина и Маяковского. Массив кроме декоративной функции, визуально разграничивал жилую и общественную территории.




Помимо прекрасного решения ландшафта, Лимаренко верно определил архитектурные параметры, формы и роль здания: античные мотивы, габариты, использование скульптуры, способствует восприятию объекта не как дома, а как памятника, монументальной композиции. За годы существования, театр неоднократно менял схему окраски (но всегда в светлых, пастельных тонах в сочетании с белым), утратил угловые накрышные элементы, в ходе реконструкции 2000-го г. была возведена пристройка с дополнительными помещениями и рестораном в южной части.

Статистика знает всё?


Среди заново сформированной площади из старой застройки остался лишь ДК Железнодорожников с примыкающим флигелем. Дом многие десятилетия был важным центром общественной жизни. Здесь размещалось дворянское собрание, проходили театральные антрепризы, кинопоказы, в советское время клуб был одним из немногих досуговых учреждений.



В результате послевоенного ремонта, он находился в хорошем состоянии, исполнял важную социальную функцию, и в отличие от многих других, не был прописан в листе сноса. Правда в некоторых вариантах планировки, это место резервировалось под административное здание, но на этапе формирования первоначального облика было решено оставить ДК. Конечно этот участок требовал реконструкции. Особенно выбивался из общего пейзажа полутораэтажный домик рядом с угловым, на продолжительное время здесь расположится кафе «Пингвин», но гармоничной эту связку назвать было бы странно. Было бы логично перестроить флигель, но почему-то этого не было сделано. Сам же ДК смотрелся интересно и самобытно, выступая мостиком от купеческой провинции в процветающее советское будущее. На фасаде долгое время размещался баннер с текстом гимна СССР.



Видимо единственным минусом ДК была его «низкорослость» с сочетании с новой застройкой, не хватало соразмерности. В таких случаях находится масса примеров исправления композиции, но дома трогать не стали ещё ближайшие 25 лет.



Не смотря на очевидную архитектурную и историческую ценность, протест активной общественности, старинный дом отдали под снос и в 1982 г. на его месте возвели большой современный дом, предназначенный для размещения информационно-вычислительного и статистического центра, кроме того он включал узел связи с большим переговорным пунктом.



Строение было вписано в существующий ансамбль путём геометрической компоновки. Оно хорошо соотносится с окружающими как по формам так и по объёмам. Стилистика выбрана в отрыве от господствующего на площади неоклассицизма. Решение было умышленным – архитекторы старались тем самым освежить, осовременить пространство, но дабы новодел не был совсем уж инородным пятном, диссонирующим с относительно строгим окружением, в дизайн внесли эклектичные мотивы, отступив от модного индустриального конструктивизма.



В целом новая архитектура 50-х не вызывала вопросов и возмущений у обывателя, здания взаимодополняли друг друга и не вызывали в ансамбле явного конфликта.

Лирическое отступление о колхозном мышлении дизайнеров.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на малые формы, здесь есть над чем работать современным архитекторам. Изначально на площади были установлены массивные декоративные фонари сложной формы, соответствующие сталинскому ампиру. Но у них было два серьёзных недостатка: плохо светили (для компенсации на крышах здания размещались мощные прожектора) и заметно утяжеляли композицию. В 70-х они были заменены на тонкие минималистичные мачты, стоящие до сих пор. Но они, справляясь с утилитарной задачей воспринимаются как слишком банальные, и, на мой взгляд, следовало бы найти золотую середину, ведь казалось бы мелочь, но есть примеры когда именно красивые столбы добавляют заурядному ландшафту изысканности. В начале 2000-х в несколько этапов было заменено покрытие с асфальта на цементную плитку. Бесспорно, ансамбль от этого выиграл: решение подобрано таким образом, что с высоких видовых точек обозревается причудливый символичный орнамент, не связанный с архитектурой, а вблизи – хорошая фактура, интересные бронзовые рельефы-вставки. На фоне этого выглядит абсолютно чуждо гигантский экран в оправе из алюминиевого профиля и такие же технокраичные часы на здании комитета статистики, оформление которых убого даже на фоне позднесоветского угловатого фасада. С экраном же невольно напрашивается ассоциация: панк в кожаных штанах положил ноги на стол приличного ресторана…



Короче, я считаю, что независимо от архитектурных проектов, нашу площадь необходимо привести к единому стилю путём реконструкции объектов малых форм, поскольку сейчас именно эта «мелочёвка» - ограждения, мачты, рекламные стойки, кашпо, композитные декоры, отдельные элементы озеленения - настолько разномастны, что этим сильно мешают раскрытию имеющегося и довольно достойного потенциала Соборной.
Реконструкция или ремонт?

На днях произошло знаковое для города событие: интернет-обсуждение возможного варианта обновления самого молодого здания площади – комитета статистики. При этом было заявлено, что мнение участников будет рассмотрено при окончательном выборе решения. Основная дискуссия состоялась в

sanchess-city31.livejournal.com

Соборная площадь (Белгород) в городе Белгород

Соборная площадь (бывшая Площадь Революции) — главная площадь Белгорода. С 1932 до 1 июля 2004 года называлась площадью Революции.

На площади проводятся различные мероприятия: праздники, митинги, акции, военные парады, флешмобы и т. д.

Площадь расположена в центре города. Рядом расположены Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», краеведческий музей, художественный музей, музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева, новое здание белгородского ЗАГСа, белгородский центр статистики, парк Победы.

На площади вымощен уникальный рисунок: по центру расположен большой медный круг с изображением карты Белгородской области, а по периметру круга расположен 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов Белгородской области.

Площадь является пешеходной зоной, автомобильное движение по площади запрещено.

История

Из плана «Курского наместничества уездного Бела города», утвержденного 26 апреля 1768 года императрицей Екатериной II известно, что в XVIII веке площадь называлась Большой по её характерному признаку, в то время она по размерам была даже больше современной.

До Революции на территории площади находился Рождество-Богородицкий женский монастырь, разрушенный коммунистами.

Здания и памятники

На Соборной площади расположены: БГАДТ имени М. С. Щепкина, здание Администрации Белгородской области, гостиница «Белгород». Также на площади установлен памятник-стела «Город воинской славы» (до 2013 года на её месте стоял памятник В. И. Ленину, который был перенесен на Народный бульвар), памятник М. С. Щепкину, памятный знак на месте бывшего Рождество-Богородицкого монастыря и мемориальный комплекс «Вечный огонь».

В данный момент на территории площади возводится часовня в честь святого князя Владимира.

Интересные факты

Среди жителей и гостей города существует обычай. Человек становится на металлический круг в центре площади и хлопает в ладоши. После этого должен раздаться необычный звук.

Примечания

Шаблон:Примечания

Ссылки

ru.advisor.travel

Соборная площадь (Белгород) — Википедия. Что такое Соборная площадь (Белгород)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Соборная площадь (бывшая Площадь Революции) — главная площадь Белгорода. С 1932[1] до 1 июля 2004 года называлась площадью Революции[2][3].

На площади проводятся различные мероприятия: праздники, митинги, акции, военные парады, флешмобы и т. д.

Площадь расположена в центре города. Рядом расположены Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», краеведческий музей, художественный музей, музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева, новое здание белгородского ЗАГСа, белгородский центр статистики, парк Победы.

На площади вымощен уникальный рисунок: по центру расположен большой медный круг с изображением карты Белгородской области, а по периметру круга расположен 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов Белгородской области.

Медная плита в центре площади.

Площадь является пешеходной зоной, автомобильное движение по площади запрещено.

История

Из плана «Курского наместничества уездного Бела города», утвержденного 26 апреля 1768 года императрицей Екатериной II известно, что в XVIII веке площадь называлась Большой[4] по её характерному признаку, в то время она по размерам была даже больше современной.

На площади находился Рождество-Богородицкий женский монастырь. После Октябрьской революции в зданиях монастыря разместили детский дом. Позже часть построек использовали для жилья рабочих, а территория в то время так и называлась «Рабочий городок». В 1950-е годы эти постройки были снесены, а на их месте в 1962 году построили здание областного драматического театра имени М.С. Щепкина[5].

В мае 2018 года начата реконструкция площади в круглосуточном режиме[6].

Здания и памятники

Мемориальный комплекс на Соборной площади. Здание Администрации Белгородской области. Гостиница «Белгород».

На Соборной площади расположены: БГАДТ имени М. С. Щепкина, здание Правительства Белгородской области, гостиница «Белгород». Также на площади установлен памятник-стела «Город воинской славы» (до 2013 года на её месте стоял памятник В. И. Ленину, который был перенесен на Народный бульвар)[7], памятник М. С. Щепкину, часовня в честь святого князя Владимира, памятный знак на месте бывшего Рождество-Богородицкого монастыря и мемориальный комплекс «Вечный огонь».

Интересные факты

Среди жителей и гостей города существует обычай. Человек становится на металлический круг в центре площади и хлопает в ладоши. Звук хлопка в этом месте приобретает "металлический" окрас[8]. Однако после реконструкции площади в 2018 г. люки на площади больше не звенят[9].

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Соборная площадь (Белгород) Википедия

Соборная площадь (бывшая Площадь Революции) — главная площадь Белгорода. С 1932[1] до 1 июля 2004 года называлась площадью Революции[2][3].

На площади проводятся различные мероприятия: праздники, митинги, акции, военные парады, флешмобы и т. д.

Площадь расположена в центре города. Рядом расположены Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», краеведческий музей, художественный музей, музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева, новое здание белгородского ЗАГСа, белгородский центр статистики, парк Победы.

На площади вымощен уникальный рисунок: по центру расположен большой медный круг с изображением карты Белгородской области, а по периметру круга расположен 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов Белгородской области.

Медная плита в центре площади.

Площадь является пешеходной зоной, автомобильное движение по площади запрещено.

История

Из плана «Курского наместничества уездного Бела города», утвержденного 26 апреля 1768 года императрицей Екатериной II известно, что в XVIII веке площадь называлась Большой[4] по её характерному признаку, в то время она по размерам была даже больше современной.

На площади находился Рождество-Богородицкий женский монастырь. После Октябрьской революции в зданиях монастыря разместили детский дом. Позже часть построек использовали для жилья рабочих, а территория в то время так и называлась «Рабочий городок». В 1950-е годы эти постройки были снесены, а на их месте в 1962 году построили здание областного драматического театра имени М.С. Щепкина[5].

В мае 2018 года начата реконструкция площади в круглосуточном режиме[6].

Здания и памятники

Мемориальный комплекс на Соборной площади. Здание Администрации Белгородской области. Гостиница «Белгород».

На Соборной площади расположены: БГАДТ имени М. С. Щепкина, здание Правительства Белгородской области, гостиница «Белгород». Также на площади установлен памятник-стела «Город воинской славы» (до 2013 года на её месте стоял памятник В. И. Ленину, который был перенесен на Народный бульвар)[7], памятник М. С. Щепкину, часовня в честь святого князя Владимира, памятный знак на месте бывшего Рождество-Богородицкого монастыря и мемориальный комплекс «Вечный огонь».

Интересные факты

Среди жителей и гостей города существует обычай. Человек становится на металлический круг в центре площади и хлопает в ладоши. Звук хлопка в этом месте приобретает "металлический" окрас[8]. Однако после реконструкции площади в 2018 г. люки на площади больше не звенят[9].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Композиция "Белгородская область" - Шаги по Белгороду

Находится в Белгороде на Соборной площади. Тематика событийная, описательная. Является частью декоративного оформления мостовой. Открыта в 2000 г. Авторы: скульптор Б.М. Пупынин, архитектор В.В. Перцев.




История создания.

В 1954 г. Белгород после длительного перерыва вновь становится центром крупного территориального образования – Белгородской области. С усилением значимости и начавшимся ускоренным ростом города, происходит изменение планировки центральной исторической части. Под руководством архитектора В. Васильева формируется новый облик центральной площади с комплексом административных зданий. Площадь Революции становится геополитическим центром молодого региона.

Изначально этот статус в оформлении пространства не был подчёркнут. К концу века, ввиду необходимости реконструкции покрытия, в рассмотрение принимаются различные проекты повышения эстетических качеств главной площади. Выбор в качестве материала мощения цементной плитки позволял реализовать самые смелые дизайнерские замыслы. Мелкая орнаментика не к лицу солидной площади, зато крупные и лаконичные формы, воспринимающиеся на расстоянии, более выигрышны. Так появилась идея своеобразной карты области, которая в итоге трансформировалась в символичный «путеводитель». Сама идея не была уникальной, но в центральной России, на момент создания композиции, подобных региональных символов не было. Архитекторами во главе с Виталием Владимировичем Перцевым была разработана схема декоративной мостовой, где центральное место должна была занять «нулевая точка» Белгородской области, своеобразный указатель, обрамлённый простыми геометрическими элементами.

Автором металлических рельефов, которые вмонтированы в покрытие, стал Борис Михайлович Пупынин, заслуженный художник России. Пупынин много лет работал в довольно редкой технике медальерного искусства и был автором большого числа авторских монет, медалей и масштабных скульптурных медальонов. В 2000 г. для площади Революции, переименованной через несколько лет в Соборную, мастер изготовил 22 элемента композиции «Белгородская область». На протяжении последующих лет здесь же были установлены памятные камни с медальонами «Соборная площадь», «Место расположения Рождество-Богородицкого монастыря» и «Город воинской славы» того же автора.


Общее описание.

Композиция состоит из 21 плакеты, образующих квадрат, с ассиметричным центром, в котором расположен главный медальон в форме окружности. Материал – бронза. Элементы выделены рисунком с помощью цементной плитки красного и бежевого оттенков на общем фоне серого цвета. При обзоре сверху рисунок читается как традиционная южно-русская орнаментика вышивки и росписи, основанная на космогонических символах: солярные знаки, знаки земли, плодородия. Общий размер композиции 45,2 на 45,2 метра.

Главный медальон, находится в центре круга, обрамленного 16-ю лучами, выполнен как комбинированный рельеф. Имеет надписи: «Белгородская область. Образована в 1954 году». В левой верхней полусфере – стилизованный герб Белгородской области: парящий над лежащим львом орел – символ победы над шведами в Полтавской битве белгородских полков в составе русских войск. В нижней части медали расположена карта области с границами районов, точками обозначены административные центры. В верхней – компас. Вверху по обводке указана территория, которую занимает Белгородчина: 27,7 тысяч квадратных километров. Внизу – год закладки знака: 2000-й. Под картой расположены три круга (малые медали) диаметром 72 мм. На них отлиты: на левой стороне – лавровый венок – символ славы, на правой – дубовый, как символ мужества, на центральной – салют, в честь освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.

Медальон ориентирован строго по сторонам света и расположен на осевой линии площади. Вес около 300 килограммов. Диаметр 120 сантиметров, толщина составляет от 40 до 50 миллиметров. Помимо декоративной обладает функцией резонатора – при хлопке в ладоши различим отчётливый гул.

Рельефы, посвящённые районам Белгородской области, имеют размер 40 на 40 см. Представляют собой койланаглифы. На каждом медальоне присутствуют орнаментальная рамка, контуры границ области, где выделена территория района и указан административный центр. Верхнюю часть занимает название района и его стилизованный символ. При сохранении единой стилистики плакет, символика либо встроена в буквицу, либо выполнена в виде малой медали. Поскольку знаки составляют периметр, их расположение не соответствует ориентации по направлениям от «нулевой точки».


Интересные факты.

- Для туристов есть поверье о загадывании желания в центре круга.

- Контур области по форме немного отличается друг от друга на большинстве знаков.

sanchess-city31.livejournal.com

Соборная площадь (Белгород) Википедия

Соборная площадь (бывшая Площадь Революции) — главная площадь Белгорода. С 1932[1] до 1 июля 2004 года называлась площадью Революции[2][3].

На площади проводятся различные мероприятия: праздники, митинги, акции, военные парады, флешмобы и т. д.

Площадь расположена в центре города. Рядом расположены Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», краеведческий музей, художественный музей, музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева, новое здание белгородского ЗАГСа, белгородский центр статистики, парк Победы.

На площади вымощен уникальный рисунок: по центру расположен большой медный круг с изображением карты Белгородской области, а по периметру круга расположен 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов Белгородской области.

Медная плита в центре площади.

Площадь является пешеходной зоной, автомобильное движение по площади запрещено.

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о