Свободные для коммерческого использования шрифты – Коллекция бесплатных шрифтов для коммерческого использования

Содержание

Платные и бесплатные шрифты. Как использовать, чтобы не нарушить лицензию

Как известно, шрифты бывают платные и бесплатные.

Но есть и комбинированный вариант - условно-бесплатные шрифты.

В таких случаях использование шрифта допускается только при соблюдении определенных условий, выдвинутых правообладателем.

Как правило это возможность бесплатного использования в личных, т.е. некоммерческих целях. Ещё один вариант бесплатного использования - указания авторства на ресурсе, использующем шрифт.

Бесплатные шрифты бывают системые и несистемные.

Набор системных шрифтов, в зависимости от версии windows или mac os может различаться, но как правило стандартный набор выглядит так:

  • Arial
  • Arial Black
  • Comic Sans MS
  • Courier New
  • Georgia
  • Impact
  • Times New Roman
  • Trebuchet MS
  • Verdana

Шрифты из этого набора ещё называют наиболее "безопасные" шрифты.

Использовать бесплатные шрифты разрешается на разных носителях по своему усмотрению.

Платные шрифты бывают с 2-мя видами лицензии:

1. Настольная лицензия

Покупаются ttf-файлы шрифта, устанавливается на компьютер и используется в графических редакторах и для печати. Такой шрифт можно конвертировать в веб-шрифт, но это будет считаться нарушением лицензии.

2. Веб-лицензия

В этом случае вы не покупаете шрифт, а как бы арендуете его, использую у себя на сайте. Такая лицензия бывает с 3-мя видами оплаты/использования:

  • Оплата за просмотры (pageviews)
  • Подписка на шрифт на месяц\полгода\год и т.д
  • Подписка на тариф. Каждый тариф может ограничивать количество просмотров или количество времени на использования

Как проверить платный шрифт или нет

  1. Идем на www.myfonts.com
  2. Вбиваем название шрифта в строку поиска - http://s3.micp.ru/Q48rU.jpg
  3. Кликаем на нужный шрифт в результатах поиска - http://s3.micp.ru/SoG6F.jpg
  4. Кликаем на вкладку Licensing - http://s1.micp.ru/vIOm1.jpg
  5. Внимательно читаем условия использования

Заказчикам

Если вы заказываете работу у дизайнера, то уточните, какие шрифты использовал исполнитель. Прочитайте условия использования каждого шрифта. Если же шрифт окажется платным, то без приобретения лицензии вам грозят судебные иски со стороны правообладателей.

Дизайнерам

Перед использование шрифта, так же прочитайте, условия его использования. Если шрифт платный, то предупредите клиента об этом.

Если клиент соглашается на покупку лицензии на шрифт, то пропишите в договоре на работы пункт о передаче всех исключительных прав на конечный результат. Иначе может возникнуть ситуация, когда клиент просрочит оплату лицензии, получит иск от правообладателя и попытается свалить на вас вину как на исполнителя.

Если же шрифт оказался платным и вы использовали его в проекте не предупредив заказчика, то так же можете ожидать претензий от клиента, когда он получит иск от правообладателей.

Больше интересной информации в моём блоге

Консультирую бизнес, стартапы, фрилансеров и других приятных людей тут

spark.ru

30 классных бесплатных шрифтов на 2019 год

1. Morganite

Для личного и коммерческого использования. Много дополнительных символов, 18 начертаний и кейс на беханс — тут.

2. The Circus Display

Винтажный шрифт, доступный за подписку тут.

3. Arkipelago

Бесплатный для личного и коммерческого использования, доступен здесь.

4.Tradesmith

Винтажный индустриальный шрифт, для личного и коммерческого использования, доступен тут за подписку.

5. Colus

Акцидентный шрифт — и кириллица есть. Ищите тут.

6. Colortube

Говорят, первый цветной шрифт. Нужен Adobe CC 2018, чтобы правильно всё работало. Пока кириллицы нет, но планируют добавить. Скачать можно здесь.

7. Briberra

Доступен за подписку, есть возможность добавлять подчёркивание. Скачать тут.

8. Aloja

Базовый набор бесплатно здесь, расширенный — за пять баксов. Для личного и коммерческого пользования.

9. Cunia

Просто приятный акцидентный шрифт, достаточно плотный, чтобы сделать по-настоящему жирно — для личного и коммерческого использования. Как и многие другие — за подписку здесь.

10. Space Grotesk

Вариация Space Mono, скачать можно здесь.

11. Horizon

Тонкий рукописный шрифт — ищите по ссылке.

12. Buckwheat

Целых три шрифта, несколько языков, с текстурами и всеми делами — здесь. Есть OTF и SVG, который работает в Photoshop CC 2017 и Illustrator CC 2018 или новее.

13. Free Fat Font!

«Бесплатный жирный шрифт» — много дополнительных символов, доступен по подписке.

14. Understock

Винтажный шрифт с тремя стилями — здесь.

15. Finland

Бесплатно OTF и TTF найдёте тут, а полную шрифтовую семью можно скачать за 15 баксов.

16. Acrylic Hand Thick

По ссылке SVG, для которого нужны Photoshop CC 2017 или Illustrator CC 2018 (и новее), и TTF, который выглядит уже не так круто.

17. Serico

Всё для вашего личного и коммерческого использования — здесь.

18. Bobby Jones

Раздолбайский акцидентный црифт для личного использования — в бесплатной версии три стиля.

19. Puzzled

Рукописный шрифт для личного и коммерческого использования доступен по подписке здесь.

20. Anodina

Симметричный с пятью начертаниями — найдёте здесь.

21. Object Sans

Рабочая лошадка с кириллицей. Кейс и ссылку на скачивание найдёте на беханс.

22. Bripokus Stencil Font

Конденсный акцедентный шрифт — для личного и коммерческого использования тут.

23. Hansief

Винтажный шрифт — ждёт, пока вы его скачаете, тут.

24. Tuesday Night

Ещё один рукописный красавчик с возможностью использовать экстрабольшие заглавные буквы — например, для подписей. Доступен по подписке здесь.

25. Mindfully

Рукописный шрифт с четырьмя начертаниями ждёт вас по ссылке.

26. Rustico

Рукописный all caps — найдёте здесь.

27. Aileron

Бесплатно или за донат 16 стилей для личного или коммерческого использования ждут вас здесь.

28. Big John/Slim Joe

Вот тут, свободный для личного и коммерческого использования.

29. Disclaimer

Шикарный. Конденсный. Акцедентный. 2 стиля. Здесь.

30. Fixer

7 шрифтов — обычные, обводочные и 3D — по ссылке.

deadsign.ru

Девять шрифтов, использования которых стоит избегать

Графические дизайнеры работают со шрифтами ежедневно. У нас есть любимые начертания, однако используем мы самые разные гарнитуры. Существуют шрифты напрочь лишенные узнаваемости или коммерческой ценности, а некоторые начертания стали так популярны, что использовать их больше просто нельзя. Ниже вы найдете шрифты, которых стоит избегать брендам в оформлении айдентики и рекламной продукции.

 

1. Lobster

Шрифт Lobster используется все чаще и чаще. Его выбирают благодаря фантастично-маскарадной привлекательности, а также потому что это начертание можно адаптировать для самых разных отраслей: еда, дизайн, розничная торговля. Многосторонность этого нового шрифта спровоцировало его использование повсеместно.

За что мы его любим: Он стильный. Его легко понять. Он бесплатный для коммерческого использования.
Почему его стоит избегать: Несмотря на свою «юность», этот шрифт стал одним из любимых как для дизайнеров, так и для не-дизайнеров, что сделало его обычным.

2. Helvetica

Helvetica возглавляет Топ 100 лучших шрифтов. Неудивительно что «лучший шрифт всех времен и народов» можно увидеть везде. У него даже есть собственный фильм!  Новые дизайнеры уверены, что Helvetica — лучший шрифт для того, чтобы начать. Избегайте использование этого шрифта, потому что он больше не работает, в основном благодаря тому, что он отлично сработал для очень многих прежде.

За что бренды его любят: Он нейтральный. Он простой. Все его начертания легко читаются.
Почему его стоит избегать: Если вы не собираетесь изменять шрифт, то рискуете получить результат похожий на один из множества уже существующих.

3. Yahoo

Yahoo! использовали собственный оригинальный шрифт для оформления своего лого, однако копии шрифта, конечно появлялись. В 2013 году Yahoo! провели ребрендинг и выбрали для своего логотипа менее чарующий шрифт — Optima. А вот шрифт Yahoo теперь «свободен» и бесплатен для личного использования. Брендам же стоит его избегать, потому что он ассоциируется с Yahoo!.

За что бренды его любят: Он нейтральный. Он простой. Все его начертания легко читаются.
Почему его стоит избегать: Если вы не собираетесь изменять шрифт, то рискуете получить результат похожий на один из множества уже существующих.

4. Papyrus

Оформление логотипов от Steve Lovelace

Papyrus назван одним из самых ужасных шрифтов в мире. Он занимает лидирующие позиции в большинстве списков ужасных шрифтов в Интернете. Считается, что сам по себе Papyrus не такой уж плохой шрифт, просто он практически бесполезен. Если бы Моисей был жив, его это был бы его любимый шрифт.

За что бренды его любят: Они его не любят.
Почему его стоит избегать: Он напоминает только о временах Древнего Египта.

5. Futura

Шрифт Futura элегантен, понятен и полон индивидуальности, несмотря на простые формы. Различные варианты начертания делают его стильным шрифтом, воплощающим эффективность и уверенность в себе. Futura используют в области розничных продаж, в продовольственной сфере, для оформления кинопостеров.

За что бренды его любят: Futura смотрится хорошо, и никто не может это отрицать.
Почему его стоит избегать: Если вы не собираетесь изменять шрифт, то рискуете получить результат похожий на один из множества уже существующих.

6. Arial

Когда дизайнеры сделали свой выбор в пользу Helvetica, мир Microsoft Оffice позволил себе не согласиться с этим выбором. Microsoft Office предложил бесплатный шрифт Arial как лучшую альтернативу Helvetica. В ранних версиях MS Office, Arial был шрифтом по умолчанию, но к сожалению, стал предметом шуток в дизайнерских кругах.

За что бренды его любят: Он стандартный и проверенный временем. В нем есть потенциал, если его правильно использовать.
Почему стоит его избегать: Он не узнаваемый.

7. Jenna Sue

 

Шрифт Jenna Sue назван по имени своего создателя. Его используют чтобы передать легкое, расслабленное настроение, часто для женских брендов. Jenna Sue выбирают благодаря его формам, созданным словно от руки, не обремененным вопросами лигатуры. Его часто используют в изначальном виде, не внося изменений. У шрифта также есть последователь - Nella Sue - тоже шрифт «от руки» с девчачьим настроением.

За что бренды любят его: Он выглядит дружелюбно и уютно.
Почему стоит его избегать: Он бесплатный, вот почему он везде.

8. Gill Sans

Gill Sans — чудесный шрифт, который часто используют в презентациях, благодаря атмосфере тепла и дружелюбия, который он несет. Изначально шрифт создавался как начертание с посылом надежности, которое будет легко понятно большинству. Gill Sans был одним из стандартных шрифтов Лондона и North Eastern Railway (LNER — Северо-восточная железная дорога).

За что бренды его любят: Это английская Helvetica.
Почему его стоит избегать: Шрифт является стандартным в Mac OS X и MS, что делает его доступным всем.

9. Comic Sans

Есть шрифты, которые ненавидят, а есть шрифты, которые любят ненавидеть. Comic Sans из второй категории, однако это не самый ужасный шрифт в мире. Просто в свое время его стали повсеместно использовать для написания серьезных сообщений в постерах, табличках и письмах. Если вы читаете по-английски, можете ознакомиться с историей ненависти к Comic Sans на посвященном этой теме сайте.

Почему бренды его любят: Они его не любят, потому что дизайнеры его не используют.
Почему его стоит избегать: Он комичен. Он странный. Он создан для детей младше 11 лет.

Автор статьи Claire Jariss Manlapas

Перевод — Дежурка

Смотрите также:

www.dejurka.ru

Стоит ли использовать в проекте бесплатные шрифты — Офтоп на vc.ru

Встреча Шоафа с бесплатными шрифтами произошла довольно типичным для индустрии образом. В начале карьеры в 2003 году его начальник отказался тратить деньги, вручив ему вместо этого CD под названием «5000 бесплатных шрифтов» со словами о том, что такой диск нужен каждому дизайнеру, чтобы даже мысли не возникало о подобных тратах.

Естественно, на этом диске были в основном некачественный примеры — «типа современные» и ретро, шрифты для Хэллоуина, техношрифты, был даже шрифт, в котором буквы были сформированы из котов, принимавших разные позы. Кернинг, глифы и рендеринг этих шрифтов ввергали в ужас. В общем, ни один из них не мог бы быть использован профессиональным дизайнером даже под страхом смерти. В итоге Шоаф решил обратиться к старой доброй Гельветике.

Неудивительно, что на протяжении всей последующей карьеры при упоминании фразы «бесплатные шрифты» дизайнер тут же вспоминал тот ужасный диск. Но времена меняются: появляется все больше по-настоящему качественных бесплатных шрифтов, которые совсем не стыдно использовать в популярных проектах.

Откуда берутся бесплатные шрифты

В прошлом бесплатные шрифты появлялись двумя способами: их «ради фана» или в процессе шлифовки мастерства могли делать опытные дизайнеры или профессионалы, которые выпускают один бесплатный шрифт, чтобы привлечь внимание к остальным платным работам.

Все изменилось. Не так давно даже такие крупные компании, как Adobe и Google, начали делать свои шрифты открытыми, передавая их участникам разработки различных open source-проектов. Профессиональные дизайнеры также не сидят сложа руки и активно продвигают свою экспертизу, публикуя целые шрифтовые семейства на сервисе Google Fonts.

В результате усилий open source-сообщества, теперь в мире есть настолько качественные бесплатные шрифты, что их не побрезгует использовать в своем проекте даже какой-нибудь сноб типографики. Вот несколько примеров шрифтов с разнообразными вариантами начертаний и соответствующих стилей. Они подходят как для заголовков, так и для текста в теле веб-страницы. Они же отлично рендерятся для отображения как на обычных экранах, так и на небольших устройствах.

Alegreya

Alegreya — это известный шрифт, выбранный ATypI одним из 53 «Шрифтов десятилетия» во время недавнего конкурса Letter.2. Он доступен для скачивания на Google Fonts, однако большинству дизайнеров Alegreya до сих пор неизвестна, поэтому встретить данный шрифт где-нибудь в вебе всё ещё довольно трудно.

Проект Beef использует Alegreya для текста на страницах сайта, придавая тексту солидности, что отлично контрастирует с заголовками, набранными шрифтом Avenir. 

Красивый курсив Alegreya использован для заголовка на странице с вакансиями на сайте Beef. 

Source Sans Pro

Выпущенный Adobe в августе 2012 году Source Sans Pro является первым открытым шрифтом компании. Дизайнер Пол Д. Хант вдохновлялся готикой начала ХХ века, например, такими шрифтами, как Franklin Gothic и News Gothic. Шрифт предназначен для пользовательских интерфейсов, так что отлично рендерится даже на малых экранах. Доступно 6 начертаний («весов») шрифта, что позволяет добиться широкой вариативности его применения.

CAST83 использует на своем сайте  Source Sans Pro, наглядно демонстрируя разносторонность шрифта; большие заголовки выполнены шрифтом с меньшим весом, а более тяжелое начертание используется для надписей меньшего размера и в верхнем регистре, что создает уникальный типографический контраст в рамках одного сайта. 

Plentific использует экстра-легкий и обычное начертание Source Sans Pro для создания контраста между заголовками разного уровня. 

Open Sans

Разработанный известным дизайнером Стивом Маттесоном и использовавшийся Google Open Sans — это один из самых распространенных в вебе бесплатных шрифтов. Именно на нем основан новый фреймворк Foundation 5 от Zurb, этот шрифт присутствует на многих страницах Google, прошедших редизайн. Пять начертаний с соответствующими им курсивами этого шрифта без засечек позволяют использовать его в самых разных ситуациях. 

На сайте Vitor Andrade Open Sans используется  минималистичным образом; дизайн не привлекает внимание к себе, позволяя посетителям сфокусироваться на контенте, который представлен на сайте. 

Легковесный Open Sans использован для набора заголовков новостей на сайте The Industry. 

Anonymous Pro

Anonymous Pro — это моноширинный шрифт, который известен удивительно малому числу дизайнеров. Его создал Марк Симонсон — дизайнер, который стоит за проектом Proxima Nova. Моноширинные шрифты сейчас пользуются популярностью у многих профессионалов.

Другой моноширинный шрифт — Inconsolata — является более распространенным. В него, однако, не включены стили курсивов, в отличие от Anonymous Pro. Набирать текст на веб-странице моноширинным шрифтом обычно не лучшая идея, но его использование в правильном контексте может сильно освежить общий внешний вид сайта.

Per Sandström использует  Anonymous Pro для текста на страницах сайта, в комбинации с заголовками, набранными шрифтом Futura, получается на удивление красиво. 

На сайте Per жирное начертание Anonymous Pro используется для надписей на кнопках. 

Playfair Display

Playfair Display — высококонтрастный шрифт с засечками, созданный Клаусом Эггерс Соренсеном. Он чем-то напоминает Baskerville, а его идеология восходит к шрифтам, использовавшимся в конце XVIII века. Несмотря на то, что Playfair Display создавался для использования в заголовках и названиях, наличие трех начертаний с соответствующими стилями делает возможным набор с его помощью и небольших отрывков текста. Для набора более длинных текстов, Playfair Display можно эффективно сочетать с Georgia.

В Playfair Display есть красивый курсив, который можно встретить, в частности, в заголовках на сайте Boompa Records. 

Жирное начертание Playfair Display используется в заголовках на сайте Digital Abstracts. 

Roboto

Шрифт Roboto обвиняют в том, что это «Франкеншрифт» — смесь Гельветики, DIN и Myriad. В этом есть доля правды, что не отменяет и его плюсов. После выхода статьи с обвинениями в заимствованиях, Roboto был значительно доработан и улучшен. Шрифт хорошо работает на экранах разных размеров и разрешений.

Roboto использован в проекте Type & Grids, шрифт хорошо рендерится на дисплеях малых размеров с высокой плотностью пикселей. 

Paone Creative вариант Roboto легкого веса можно встретить в блоге. 

Lato 

На польском Lato значит «лето». И название отлично подходит этому теплому шрифту без засечек. Дизайнер Лукаш Дзидзич изначально создал Lato в качестве проприетарного шрифта для крупного клиента. После того, как этот клиент решил двинуться в другом дизайнерском направлении, Лукаш сделал свою работу открытой. Lato выглядит скромно и неприметно, когда используется для текста небольшого размера, но вариант с курсивом очень яркий и узнаваемый. Lato используется в теме по-умолчанию в WordPress под названием Twenty Fourteen, что обеспечивает ему рост популярности. 

Фрэнк Чимеро (Frank Chimero) элегантно использует  легкий вес шрифта в статье «Чего хотят экраны» — большие надписи набраны в верхнем регистре, что является неплохой находкой для такого легкого варианта шрифта. 

На сайте «100 лет дизайна» от AIGA применяется доработанная «безточечная» версия Lato. 

Merriweather

Созданный Эбеном Соркиным Merriweather — шрифт с засечками, который предназначен для чтения прямо с экрана. Merriweather сейчас активно развивается, и улучшения происходят постоянно. Существует версия без засечек. 

Легкий вес Merriweather на сайте Dickson Fong придает дизайну элегантности. 

В футере на странице Vtcreative можно увидеть легкую курсивную надпись, набранную шрифтом Merriweather 

Karla 

Гротескный шрифт от дизайнера Джонатана Пинорна под названием Karla полон разных интересных символов. Он может показаться чересчур широким для набора текста на веб-странице, а его кернинг – слегка «шатким», но все же Karla хорошо подходит для придания дизайну индивидуальности. 

Проект Borsch, Vodka & Tears uспользует Karla для небольших кусков текста на сайте, выглядит вполне неплохо. 

Kalyn Nakano применяет обычное и жирное начертание Karla на своем сайте-портфолио.   

Clear Sans

Clear Sans — это недавний вклад Intel в дело открытых шрифтов. Он создавался с мыслью о том, чтобы его было легко читать с экрана, поэтому все символы выглядят четко и понятно. Clear Sans хорошо подойдет для интерфейсов, где важнее всего ясность. 

Деликатный, легкий вес Clear Sans использован для набора текста на сайте самого шрифта. 

Fira Sans

Разработанный для Firefox OS шрифт Fira Sans выпущен под открытой лицензией. Он много чем похож на FF Meta, что неудивительно, ведь оба они разработаны дизайнером Эриком Спайкерманном. Существует и моноширинная версия Fira Sans под названием Fira Mono. Интересный факт — на сайте самого шрифта почему-то использован не он, а известный нам Open Sans. 

Еще несколько неплохих бесплатных шрифтов 

Бесплатные шрифты подходят не всегда

Какими бы приятными и интересными ни казались шрифты, описанные выше, не стоит использовать бесплатные разработки бездумно. Чаще всего качество бесплатного несравнимо с тем, что могут предложить профессионалы за деньги. Стоит закладывать бюджет на покупку профессиональных шрифтов в любом проекте. Однако, если такая покупка по разным причинам невозможна, не нужно отчаиваться — найти неплохие варианты можно и среди открытых шрифтов.


Мнение: Юрий Ветров, руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru Group

Я бы разделил вопрос на две части: стоит ли использовать кастомные шрифты, и если да — имеет ли смысл платить за них. Мы в Mail.Ru Group активно занимаемся обновлением продуктов, и хорошая типографика, естественно, важна в этом процессе. Сейчас ситуация благоприятная — все больше хороших кириллических шрифтов для самых разных задач, а благодаря сервисам типа Google Web Fonts и Typekit их подключить технологически несложно.

Правда, при попытке использовать их на практике, возникает куча вопросов и проблем. Если вы ответственно относитесь к своей работе, делаете её не для портфолио, а для пользователей — нужно помнить о технических ограничениях и нюансах: 

  • Главная задача типографики в нашем случае — обеспечивать комфорт чтения и сканирования информации. Поэтому проверяйте рендеринг в браузере на реальной верстке, а не в Photoshop. Хотя в его версии Creative Cloud появился приближенный к системному рендеринг, все равно в итоговой реализации возможны как минимум отхождения. А в худшем случае — абсолютная нечитабельность. Я собираю коллекцию таких примеров (картинка ниже), можете попробовать угадать сервис (скриншоты сняты на Chrome для Windows 8). Проверяйте в Windows 7, Windows 8 и Mac OS. 
  • В продолжение — для сервиса с большой посещаемостью необходимо помнить о Windows XP и иметь механизм деградации до Core Fonts for the Web для нее. Хотя все профессиональное сообщество ненавидит ОС, и ее официальная поддержка официально прекращена, там до сих пор сидит приличное количество пользователей. В системе очень сложная ситуация со сглаживанием шрифтов (зависит от комбинации сервис-пака и браузера), и если вы посмотрите на кастомный шрифт в IE6 пару минут, то глаза медленно вытекут.  
  • Следите за размером подгружаемых шрифтов. Чем больше начертаний вы используете, тем тяжелее этот обвес для пользователя — оставляйте только действительно нужные. Помните, что у него может быть дорогой трафик и медленная скорость. Также можно оптимизировать сам шрифтовой файл, убрав оттуда ненужные вам символы типа иероглифов и арабской вязи. Хотя тут надо быть осторожным – многие производители шрифтов запрещают это в лицензии, поскольку есть риск поломать его тонкие настройки.    
  • Кастомный шрифт можно использовать для заголовков и выделений, а также для основного текста. Для обывателя основной эффект достигается акциденциями, для задач дизайна они также дают наиболее видимый эффект, при этом проблем с их рендерингом меньше за счет меньших объемов и большего кегля. Почти весь геморрой с рендерингом – как в раз в основном тексте, и проблемы в нём хуже всего влияют на читабельность. Возможно, вам будет достаточно ограничиться заголовками. 

Печальные последствия отсутствия проверки рендеринга на реальной верстке 

Второй вопрос — использование платных шрифтов. Тут, с одной стороны, все просто: хотите уникальности — покупайте лицензию; хотите подешевле — берите бесплатный вариант. Сейчас свободных кириллических все больше, и даже если вы пересечетесь по использованию такого шрифта с парой других сайтов, все равно будете хорошо выделяться из общей массы. К тому же, есть неявный профит – этот шрифт может быть уже закеширован в браузере пользователя и загрузка не потребуется. 

С платными на практике все непросто. К сожалению, лицензионная политика сервисов аренды типа MyFonts или Fonts.com абсолютно крохоборская для больших компаний. С нас берут деньги за ежемесячное количество показов, причем за масштаб экономию вы не получите. Так что за год проект с многомиллионной аудиторией может заплатить десятки тысяч долларов за использование шрифта — не очень разумное вложение денег. В некоторых ситуациях выходит, что разработать свой шрифт — дешевле аренды существующего! На круглом столе тематической конференции «Серебро набора 2013» я задал вопрос на эту тему и получил в ответ, мол, «раз вы такие большие – поделитесь!». Не особо конструктивно. 

Из ситуации есть интересный выход — найти хороший и малоиспользуемый шрифт, договориться с автором о его кириллизации. В итоге вы получите уникальную для отечественного рынка типографику по достаточно вменяемой цене. По этому пути пошли, например, ребята из 2ГИС в недавнем редизайне. 

Как обычно, все зависит от вашей задачи. На промо-сайте у вас полно свободы — его посещаемость не зашкаливает, пользователи заходят сюда как правило один раз и сканируют информацию, не читая большие объемы текста. В персональном блоге также не будет массового наплыва аудитории, но тут уже нужно думать об удобочитаемости. Для веб-сервиса важна скорость загрузки, хотя текст, как правило, ограничивается интерфейсными элементами. А в востребованном контент-проекте критичны все составляющие — любые проблемы выливаются на большое количество пользователей. 

Что касается Mail.Ru Group, то в прошлом году начали активно появляться продукты, использующие кастомную типографику. В 2014 это станет системным — ожидается много обновлений, и сервисы постепенно выстраиваются вокруг нескольких шрифтовых решений. Ограничений и нюансов при большом масштабе много, так что будет чем поделиться – в виде развернутой статьи или презентации

vc.ru

Раздобываем бесплатные шрифты для русского языка, чтобы пережить Вторую типографскую революцию в Паутине

На минуту обратите свои мысли вспять, к прошлому, к завершившемуся тысячелетию. Отдайте должное утренней заре Всемирной Паутины, потому что заря эта готова ужé окончательно потухнуть, уступая место куда более яркому сиянию нового дня.

Первая типографская революция произошла во Всемирной Паутине настолько давно, что приходится производить поиски, чтобы установить подробности. Кажется достоверным то, что пишет Ian Graham: в Netscape Navigator 2.0 впервые появился элемент <font> (тогда он позволял задавать только размеры шрифта, и только в условных единицах), а в Internet Explorer 3 у этого элемента появился атрибут face, позволявший задавать начертание, задавать шрифтовое семейство. Википедия подсказывает, что Netscape Navigator 2.0 появился в марте 1996 года, а Microsoft Internet Explorer 3 — в августе того же года. В язык HTML версии 3.2 даже не входил атрибут face, хотя и упоминалося, что такой атрибут существует.

Тринадцать лет назад.

Все эти тринадцать лет для начертания текста сайтов в основном использовались несвободные шрифты, являющиеся частью операционных систем и офисных пакетов. Сайтам приходилося гадать о том, какие шрифты установлены у читателя, а какие не установлены, и какова вероятность того или другого, какие шрифты можно считать безопасными. Сочинялись специальные плагины jQuery и создавались специальные страницы, способные выяснить набор шрифтов на компьютере читателя. Особый дух того времени прекрасно передал despoth, сочинив превосходную серию статей о такой веботипографике, которая основана именно на подборе несвободных шрифтов (часть I —часть II —часть III —часть IV —часть V).

Наконец, это время кончилось: явствуют, зримо явствуют признаки Второй типографской революции, связанной с приходом @font-face.

Джон Даггетт сочинил познавательную статью о том, как все мы совсем скоро (после появления Safari 3.1, Firefox 3.5, Opera 10) сможем использовать загружаемые шрифты во всех популярных браузерах, а не только в одном наиболее популярном.

Марк Пилгрим грубо обрисовал ситуацию с лицензированием собственнических шрифтов. Ситуация эта немало напоминает глухой тупик. Даже создателям прекрасной демонстрации возможностей Firefox 3.5, чтобы изготовить страницу, пришлось специально связаться со шрифтопроизводителями и изготовлять такие особые (усечённые) версии использовавшихся шрифтов, чтобы их не было смысла копировать нелицензионно. А вон там предлагают раздавать особые паутинные обкусанные ужатые копии купленных шрифтов (которые сам покупатель вывешивать не имеет никого права, а только ссылаться). Остроумно. Открывает широкую дорогу в сторону Большого Брата: типа как недавно читальники Kindle удаляли книги Оруэлла за нелицензионность (даже честно купленные — просто оставляя стоимость их на счету покупателя в уплату). Так и тут. Внешний шрифт может неожиданно подохнуть, даже купленный заранее.

Всё это значит, что одновременно с переходом к использованию загружаемых шрифтов состоится, вероятнее всего, и переход к бесплатным (а в идеале — даже и свободным) шрифтам в Паутине.

Англоязычному люду этот переход дастся достаточно просто: достаточно обратиться к белке-шрифтелке, чтобы получить буквально сотни шрифтов, каждый из которых можно без лицензионных проблем использовать в своей работе, на своём сайте. Тем же, кто пользуется русским языком (или, тем паче, другими языками на основе расширенной кириллицы), придётся гораздо, гораздо похуже. Свободных кириллических шрифтов совсем мало, а русского аналога белки-шрифтелки, похоже, вообще не существует в природе.

Я собираюсь поэтому перечислить прямо тут все свободные шрифты, подходящие для использования на сайтах, написанных по-русски. Не стесняйтеся дополнять мой список.

Liberation


Шрифты Liberation Fonts давно были выпущены Корпорацией Ascender по контракту с Red Hat. Вон тот пресс-релиз позапрошлого года заявляет, что первый выпуск шрифтов Liberation не содержал хинтинга, однако к концу кода ожидался второй. Вероятно, теперь всё в порядке.

Open Font Library


По адресу openfontlibrary.org/media/tags/cyrillic можно отыскать чуть более десятка кириллических шрифтов, притом совершенно свободных (Open Font License) или даже переданных в общественное достояние. Некоторые довольно зрелищны: gputeks, скажем. Любители великокняжеской или церковнославянской письменной речи наверняка оценят шрифт Покрытие и мод его Славицу.

Gentium


Прекрасный шрифт от авторов лицензии Open Font License. Шрифт этот пока содержит, однако же, только два начертания — обычное и курсивное. (Полужирное разрабатывается.)

Philosopher


В начале этого года на Хабрахабре был опубликован этот шрифт, снабжённый небывалыми закорюками вместо засечек. Во блоге одного из авторов есть много других, хотя чуть менее интересных и бесплатных, шрифтов.

FontStruct


Технически чудесный сайт, позволяющий кому угодно рисовать во Flash-редакторе собственные шрифты, составляя их (наподобие мозаики) из готовых квадратных кусочков, содержащих треугольники, дуги, закругления, и так далее. Получившийся шрифт можно использовать в качестве пиксельного (в том размере, в котором одна точка равняется одному квадрату той мозаики, из которой шрифт составлен). В других размерах шрифту несколько недостаёт хинтинга (то есть привязки линий шрифта к пиксельной сетке), но выглядит тоже сносно.

Перечислю специально некоторые интересные шрифты, там мною обнаруженные.

Kenaz Cyr — руноподобный шрифт с латинскими и русскими буквами. (Шрифт некоммерческий и несвободный, но бесплатный.)

Offer — готический, с русскими буквами, свободный для некоммерческого использования.

Morgenstern Cyr — пиксельный готический шрифт с латиницей и кириллицей.

Old Gamer Cyr — пиксельный контурный шрифт с латиницей и кириллицей.

BUD Pixel — жирный малопиксельный (заглавные буквы 5 пикселов в высоту!) шрифт с латиницею (включая европейские расширения), кириллицею, цифрами, пунктуациею.

Nuclear Depot Radium — пиксельный шрифт, по заявлению его автора основанный на шрифте рецепта на плутоний из ДеЛореана. («Назад в будущее».) Содержит расширенную латиницу, расширенную кириллицу (но буквы только XX века), греческие и еврейские буквы. (Заглавные буквы опять же 5 пикселов в высоту.)

sencilla — шрифт с заострениями штрихов, без контраста штрихов, с не до конца доходящими штрихами, и в нём превеликая масса юникодовых символов (включая всю кириллицу с расширениями, латиницу с расширениями, цифры, арабский и иврит, греческие, армянские, коптские, тайские буквы и письмо девангари).

8080 — русско-английский псевдопиксельный шрифт с вертикальными белыми полосами.

Larabie


Бесплатные (но не свободные) шрифты, больше двух с половиною сотен их. Кириллических мало, но есть.

Free Font Manifesto


Сборник полностью свободных шрифтов (которые невозбранно можно не только использовать, но и модифицировать).

Здесь даются ссылки не только на вышеупомянутый Gentium, но также и на другие известные проекты создания свободных шрифтов, ранее мною не упомянутые: Linux Libertine, Freefont, Titus Cyberbit (бывший Bitstream Cyberbit; пригоден только для некоммерческого употребления), Vera и мод его DejaVu.

Molot


Большинство так называемых «русских шрифтов» на dafont попросту извращают символы кириллицы, стремясь сделать их подобиями латинских (то есть пригодными для начертания английского текста, например). Шрифт Molot, однако, содержит подлинную кириллицу на нужных местах в таблице Unicode.

Computer Modern Unicode


Обширная подборка шрифтов, которые раздаются по лицензии SIL Open Font License (OFL). Я узнал о них из обсуждения на LOR. Во шрифтах есть ять, фита, ижица, а также русские буквы времён доимперских и великокняжеских.

Old Standard (гарнитура Обыкновенная Старая)


Автор этого шрифта сознательно, скрупулёзно имитировал начертание русских букв, свойственное публикациям времён Империи. К сожалению, начертаний только три (прямое, курсив и полужирное) — то есть нет полужирного курсива.

ВСЁ!..


На этом перечисление шрифтов я прекращаю, а вам в комментариях предлагаю продолжить с того места, на котором я остановился.

В роли завершающего элемента выступит приятное известие. Все мы знаем, что Internet Explorer был первым на ниве загружаемых шрифтов, но его стремление поддерживать только формат EOT (а не TTF и не OTF) затрудняет нормальное человеческое использование загружаемых из Паутины шрифтов (а это необходимо, чтобы покрыть всю аудиторию: процент пользователей IE значителен). Знайте же, что вышеупомянутый Джон Даггетт выложил скрипт на Питоне, который берёт шрифт TrueType и снабжает его EOT-заголовком с пустой строкою «корня» («root»), так что итоговый EOT-шрифт можно использовать на всяком сайте Паутины.

Возрадуйтеся же!

habr.com

Шрифты. Часть I - vectorsk — LiveJournal

   Шрифты. Очень животрепещущая тема. Поднимают они продажи или нет - решайте сами. Это может зависеть от вашего портфеля, может от ситуации. И может от стока. Но если вы решили их использовать и не знаете, как правильно, то вот небольшой гайд.

— Я буду использовать шрифты Windows и Adobe. Уж они-то точно лицензионные, раз входят в пакет!
— Тема лицензии в пакете не настолько проста, а соглашение перечитывать мало кому хочется. Только это не имеет смысла уже потому, что неизвестно где вы взяли сами вышеуказанные пакеты 🙂 И вторая, решающая, причина не связываться с ними — как вы собираетесь повышать продажи шрифтами, надоевшими абсолютно всем?

— Я буду использовать шрифты с работы, начальник все купил!
— Неизвестно, по какой лицензии шрифт куплен. Для стоков подходят не все (см. в конце).

— Я буду использовать бесплатные шрифты!
— Ну, как бы, да. Только лицензию читать придется все равно. Потому что стоки предполагают коммерческое использование, что разрешено далеко не всеми.

— Я буду использовать свободные для коммерческого использования шрифты!
— Именно. Простой путь тут — идти на www.fontsquirrel.com (и все равно, лучше почитывать лицензию одним глазком). Сложный — гуглить «50 free fonts», и выходить на красочные подборки в блогах, коих тысячи. Только читать придется уже осторожнее.

   Самый тонкий момент, о котором стоит упомянуть — не все шрифты позволяют передавать конечному пользователю eps. Не буду объяснять про «как же так, а типографии...» и «мы же только Sample Text пишем!», расскажу про точку зрения шрифтовика. Стокер ведь может написать абзац Lorem ipsum? Может и пишет. Из такого текста легко получить все глифы в кривых. Получается, мы продаем не только свою работу, но и почти-шрифт. Конечно, никто всерьез не будет выковыривать буковки из стоковых векторов, чтобы потом кернить их вручную и заколачивать обратно в ttf/otf. Для этого всегда есть пути проще. Тем не менее, для коммерческих шрифтов стоковое использование часто предполагает расширенную лицензию. Обычно это двойная цена. Для бесплатных иногда бывает нужно обратиться к автору.

vectorsk.livejournal.com

Коммерческие шрифты и ограничения - Николай Миронов — LiveJournal

Коммерческие шрифты и ограничения

Давайте разберемся: когда вы покупаете шрифт, то на самом деле вы приобретаете не сам шрифт, а право им пользоваться. Причем это право имеет ряд существенных ограничений, которые описаны в лицензионном соглашении (EULA).  Ограничения могут касаться: количества компьютеров/пользователей, сфер, передачи шрифта третьим лицам, модификации, встраивания в ПО.

Основные сферы коммерческого применения шрифтов:


  • Создание растровых изображений

  • Создание векторных изображений

  • Использование на сайте (@font-face)

  • Создание шрифтовой части логотипа

  • Использование в титрах / видеороликах

  • Встраивание в документы (например PDF или PS)

  • Встраивание в ПО

  • Передача шрифта в Препресс-бюро для производства / печати


Шрифты от компании «Паратайп»
текст лицензионного соглашения


  • Создание растровых изображений (+)

  • Создание векторных изображений (не входит в список того, что разрешено)

  • Использование на сайте (@font-face) (требуется веб-лицензия)

  • Создание шрифтовой части логотипа (требует дополнительной лицензии)

  • Использование в титрах / видеороликах (требует дополнительной лицензии)

  • Встраивание в документы  PDF / EPS) ( Print & Preview)

  • Встраивание в ПО / электронные издания (требует дополнительной лицензии)

  • Передача шрифта в Препресс-бюро для производства / печати (требует дополнительной лицензии)

Ограниченное применение на стоках: только растровые картинки
Зато шрифты можно устанавливать на 5 компьютеров (прендлежащих одному человеку / компании)

Шрифты от Студии Артемия Лебедева
текст лицензионного соглашения


  • Создание растровых изображений (+)

  • Создание векторных изображений (+)

  • Использование на сайте (@font-face) (не входит в список того, что разрешено)

  • Создание шрифтовой части логотипа (+)

  • Использование в титрах / видеороликах (+)

  • Встраивание в документы  PDF / EPS) (+)

  • Встраивание в ПО / электронные издания (не входит в список того, что разрешено)

  • Передача шрифта в Препресс-бюро для производства / печати (-)

Можно использовать на стоках

Шрифты с MyFonts.com
текст лицензионного соглашения


  • Создание растровых изображений (+)

  • Создание векторных изображений (только для личного использования или заказчик приобретает лицензию)

  • Использование на сайте (технология @font-face или аналогичная) (требуется веб-лицензия)

  • Создание шрифтовой части логотипа (?)

  • Использование в титрах / видеороликах (+)

  • Встраивание в документы  PDF / EPS) ( Print & Preview)

  • Встраивание в ПО / электронные издания (не входит в desktop-лицензию)

  • Передача шрифта в Препресс-бюро для производства / печати (+)

Ограниченное применение на стоках: только растровые картинки

Интересное по теме:
Шрифт как объект авторского права - статья от юриста

solidcreature.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о