Сублимация форум: 12 наивных, но важных вопросов про сублимационные принтеры

Содержание

12 наивных, но важных вопросов про сублимационные принтеры

Сублимационные принтеры — для чего они вообще нужны? И почему обслуживать их становится всё проще? А качество печати от чего зависит? Ответы на эти и другие вопросы выясняем вместе с компанией Epson.

Сублимационные принтеры — для чего они вообще нужны? И почему обслуживать их становится всё проще? А качество печати от чего зависит? Ответы на эти и другие вопросы выясняем вместе с компанией Epson.

Сублимация — что это вообще такое?

Ещё один способ переносить изображения на изделия. Вот в чём суть процесса сублимационной печати: специальные чернила, которые предварительно нанесены на специальную бумагу, в результате воздействия высоких температур испаряются и проникают в изделие. В результате такого процесса красочное изображение переносится на ткань или другой специальный носитель. Этот метод позволяет получить яркие цвета, устойчивые к воздействию окружающей среды. То есть сублимационная технология позволяет легко и просто декорировать синтетические ткани, например, для пошива спортивной формы, и специально подготовленные твёрдые поверхности: кружки, коврики для мыши, брелоки или чехлы для телефонов. Изделия обязательно должны иметь слой, восприимчивый к сублимационным чернилам. И кстати, это самая массовая технология печати по текстилю в России.

Выбор оборудования, наверное, большой?

Да как сказать, не особо. Это сфера, где требуется профессиональный подход к производству, поэтому и от оборудования ждут сбалансированных характеристик — производительности, качества, надежности и стабильности. Появление удачной модели принтера может стать заметным событием для рынка. Например, Epson SureColor SC-F6200 шириной 112 см — уже очень популярный широкоформатный принтер для сублимационной печати. Это — начальный уровень в промышленной категории, но эта модель — одна из самых производительных для этого уровня, с максимальной скоростью печати более 63 кв.

м в час. Новинка 2019 года Epson SureColor SC-F6300 — это модернизированная модель SC-F6200 плюс опциональная возможность печати «из рулона в рулон» в дополнение к печати «из рулона в лист». Смотчик рулона — это оригинальное устройство, сопряженное с блоком управления принтера, а значит оно будет работать синхронно со всеми другими узлами.

А печать «из рулона на рулон» так уж важна?

Это принципиальная особенность принтера, которая позволяет встраивать его в процесс непрерывного текстильного производства. Он изначально рассчитан на возможность работать с малыми и средними объёмами производства плюс, при необходимости, может взять и более объёмные заказы. Ведь при листовой выгрузке можно только отпечатать одно изделие на листе, затем отнести его в термопресс и получить результат. А потом цикл приходится повторять. При печати «из рулона в рулон» и при использовании для сублимационного переноса рулонного термокаландра, общая скорость производства растёт многократно.

И в модели SC-F6300 такая возможность реализована. Но не только она. За счёт обновлённой конструкции сильно упростились первоначальный запуск принтера и его регулярное обслуживание. Ещё у него увеличенные на 100 мл пакеты с чернилами — до 1,1 л: мелочь, а приятно, да и периодичность замены пакетов уменьшается на 10%.

Можно ведь и неспециализированный принтер под сублимацию приспособить?

В принципе, да: купить принтер и самостоятельно поменять там чернила на сублимационные. Разумеется, с учетом этого срок выхода принтера из строя может стремительно сокращаться, в большинстве случаев теряется гарантия, и чтобы совсем было не скучно — остро встаёт вопрос настройки и поддержания точности и стабильности цветопередачи. То есть, вы получаете не готовое решение для высококачественной сублимационной печати, а «колхоз» и дальнейшие проблемы в работе. Стабильность качества никто не гарантирует, а все эксперименты по настройке принтера будут довольно дорогими, ведь помимо чернил придется тратить материалы для сублимации: без переноса предугадать финальный результат нереально.

Что вы так на высокое качество печати напираете? Оно ведь у всех уважаемых производителей примерно одинаковое, наверное.

На самом деле у всех по-разному. Но, что касается Epson, то дело обстоит так: за качество отпечатков отвечают сразу три программные технологии. Преобразование LUT (обеспечивает высокую точность цветопередачи), модуль halftoning (убирает зернистость) и специальный алгоритм

MicroWeave (помогает избегать полошения даже на высокой скорости). Всё вместе это гордо называется Epson Precision Dot. Казалось бы, просто громкое имя? Нет. В реальной жизни это позволяет начать работу на принтере, что называется, «прямо из коробки» — без проведения регулярных сложных настроек, и с гарантированным стабильным качеством печати. Еще в комплект поставки входит набор новых и улучшенных EMX-профилей.

Это что ещё за «зверь» — EMX?

Сложность печати, особенно сублимационной, в том, что не всегда видимое на экране изображение будет таким же на отпечатке. А при сублимационной технологии есть ещё один этап — нагрев бумаги с последующим переносом чернил на материал. И это усложняет всё ещё больше. В растровом процессоре и принтере есть настройки, которые теоретически помогут вам настроить печать для получения приемлемого результата, но без знаний, опыта и специальных измерительных инструментов иногда приходится полагаться на удачу. На принтерах Epson настройки можно загружать из глобальной базы данных: профили EMX (Epson Media Extension) содержат профили ICC и настройки печати на определённых типах носителей. Чтобы оптимизировать параметры, уже не нужно каждый раз возиться с настройками, пытаясь угадать нужные — достаточно указать тип носителя и режим печати. Это гарантирует высокое качество даже при отсутствии опыта у печатника.

Но ведь для серьёзной работы, наверное, и квалификация печатника нужна гораздо выше?

Сейчас в принтерах Epson реализуется концепция минимального обслуживания при одновременном росте автоматизации служебных процессов. Благодаря этому сокращается время простоев, которое раньше тратилось на регламентное обслуживание, увеличивается надёжность и производительность. Например, даже новые топовые принтеры

Epson SureColor SC-F9300 можно поставить на производство людям, не имеющим большого опыта в печати и работе с цветом и на реальной скорости 60 м2/ч он будет работать без проблем, а на выходе будет получаться продукт высокого качества. (максимальная скорость 108 м2/ч достигается в черновом режиме). Обслуживание печатающего узла реализовано в автоматическом режиме: система очистки головки работает практически без участия оператора, физически ему надо проверять и чистить область печати у печатающей головы раз в месяц. А ещё — мощная металлическая станина с очень жёсткой конструкцией, а значит — практически отсутствуют паразитные вибрации, которые могут повлиять на стабильность результата. На печатающей головке стоит защитный бампер, который снижает вероятность её порчи при контакте с замятым материалом или посторонними предметами.
Он же оптимизирует аэродинамику и регулирует воздушные потоки в зоне между головкой и запечатываемым материалом — так повышается точность укладки чернильных капель. Есть подсветка зоны печати: печатник может видеть процесс работы, не поднимая защитной крышки, а это снижает риск попадания пыли. Приёмный стол специально разработанный для тонкой бумаги: от чернил бумага размокает, увеличивается в размерах и может покоробиться, стол же сделан так, что это коробление направлено в сторону стола, а не в сторону печатающей головки. Есть и улучшенный автоматический контроль натяжения размотки и намотки полотна тонкой бумаги.

В чём «фишка» — печать на тонкой бумаге? Это принципиальный вопрос?

В сублимационном процессе существует дилемма: с одной стороны, чем тоньше бумага, тем быстрее можно делать перенос; с другой стороны — бумага должна иметь способность удерживать как можно более толстый слой чернил для насыщенного цвета, не меняя своей геометрии, и чем она плотнее, тем стабильнее выходит результат.

Если бумага слишком тонкая, то она может сморщиться в процессе печати и повредить печатающую головку или привести к браку при переносе. Производители бумаги создают новые образцы бумаги — всё более тонкие. Но не каждый принтер может работать на такой бумаге, аппараты Epson — могут благодаря продвинутой автоматической системе контроля натяжения материала.

А что со стабильностью печати?

При соблюдении условий по поддержанию микроклимата принтеры Epson можно оставлять без присмотра оператора, например, в ночную смену. Это стало возможным в том числе за счёт удачной конструкции прижимных роликов принтера: они стоят очень близко друг к другу, поэтому бумагу не морщит даже если плотность запечатки очень большая, а значит и чернил выливается много. Полностью моторизованная система подачи материала позволяет сохранять необходимое натяжение в процессе печати — эти системы синхронизированы между собой: установлены по двигателю на подаче и на приёмке материала, а сам материал подается и сматывается ровно с необходимой скоростью прохода зоны печатной головы.

Печатный стол сделан гибридным — плоская часть под печатающей головой и ребристая сразу после, чтобы капли ложились ровно, а когда бумага напитается чернилами, волны на ней идут вниз, а не наверх. Также, сделана большая печка специальной формы, благодаря этому сушка производится быстрее, и снижается риск накопления статического электричества. Кроме того, подача чернил идёт снизу: они закачиваются насосами в печатающую головку. В ёмкостях всегда сохраняется минимальный уровень чернил, нет опасности попадания воздуха в шланг подачи. Все это даёт уверенность в реальной автономной работе принтера.

А что за история с реальной и заявленной скоростью печати?

У всех принтеров любых производителей макс. паспортная скорость достигается в скоростном (или черновом) режиме. Не всех заказчиков, особенно в случае печати по ткани, устроит такое качество. Соответственно, в условиях реальной работы качество печати может расти только тогда, когда количество проходов увеличивается, а скорость снижается. Реальная скорость печати — этот показатель не относится к официальным данным, это чисто практическая информация от заказчиков, которые печатают на разных принтерах. И им хорошо известно, что реальная скорость, при которой достигается хорошее коммерческое продаваемое качество, отличается от производителя к производителю. Вот у Epson тут всё просто отлично: принтеры верхнего уровня выдают такое же качества отпечатка при двух проходах, тогда как принтерам других производителей нередко требуется четыре.

Какие еще фишки есть у сублимационных принтеров?

Подождите, мы вам ещё не всё рассказали. Ведь в линейке Epson в начале 2020г появится ещё одна мощная модель — SureColor SC-F9400H, она может печатать флуоресцентными чернилами — жёлтым и розовым — либо по схеме CMYK+флуоресцентные, либо можно подменять триадные жёлтый и пурпурный флуоресцентными цветами. Для этого в растровом процессоре (который идет в комплекте) есть разные алгоритмы работы, благодаря которым можно достигать разных цветовых эффектов. Это повышает востребованность принтера для тех, кто делает спортивную одежду — там эти цвета очень нужны. А в остальном — это та же модель SC-F9400, которая как и остальные сублимационные принтеры Epson создавалась не универсальной, а специализированной для сублимации — поэтому она и получилась такой продуманной, и поэтому запросто найдёт себе место на серьёзных текстильных производствах.

Подождите, а если мне не нужна такая мощь, что делать?

А для такого случая есть принтер-новинка Epson SureColor SC-F500 шириной 60,9 см. Это маленькая настольная модель, печатает с рулона или листа — есть возможность переключиться в любой момент. И она поставляется с СНПЧ — чернила доливаются из защищённых бутылочек по 140 мл: налить чернила не того цвета или перелить их лишку просто невозможно. Поставляется сразу с полным комплектом ПО, можно начинать работу сразу, «из коробки». Это самое массовое решение в сегменте компактных машин. Принтер ориентирован на рекламный рынок — перенос на кружки, коврики, подушки, плитки и на ткань. И со всеми этими задачами он справится на отлично.

А где посмотреть вживую?

Протестировать оборудование и сравнить образцы печати можно, например, в московском демонстрационном зале Epson — надо только заполнить форму на сайте. Либо у официальных партнеров Epson по всей России — адреса региональных партнеров можно уточнить через ту же форму.

Объясните термин «сублимация» на примере

Объясните термин …

Назад

1

2

Вперёд

83 ответа

Последний — Перейти

#1

#2

#3

Suslik_1

Грубо говоря, это происходит так: недолюбленная женщина с полным отсутствием личной жизни защищает кандидатскую, потом докторскую, потом достигает определенных высот в профессиональной деятельности, посвящая этому все свои силы и время. Т.е ее невостребованная сексуальная энергия трансформируется в рабочую.

#4

#5

#6

Suslik_1

Грубо говоря, это происходит так: недолюбленная женщина с полным отсутствием личной жизни защищает кандидатскую, потом докторскую

#7

#8

#9

Автор

но ведь не каждая одинокая женщина может пускать свои силы на дела. есть женщины, кот без мужчины становятся грустны, у них меньше сил, они запускают себя, апатия и тд. почему так?

#10

Автор

но ведь не каждая одинокая женщина может пускать свои силы на дела. есть женщины, кот без мужчины становятся грустны, у них меньше сил, они запускают себя, апатия и тд. почему так?

#11

Гость

А вот интересно, как называется нерастраченный материнский инстинкт?
Когда женщина (бездетная) всю жизнь стремится обо всех заботиться, о родителях, сестрах, подругах, даже о коллегах. О муже естественно, как наседка, обо всех стремится заботиться.

#12

#13

гость

потому что,по А. Маслоу, сначала должны удовлетворяться физические потребности- еда, вода, секс и т,п, а потом уже духовные.Кто голоден, тот думает про еду, а не про философию.

#14

#15

гость

потому что,по А.Маслоу, сначала должны удовлетворяться физические потребности- еда, вода, секс и т,п, а потом уже духовные.Кто голоден, тот думает про еду, а не про философию.

#16

Автор

а если будет секс, то энергия не пойдет на творчество на сублимацию?

#17

#18

Автор

а как вообще сублимировать эту энергию в творчество? или это не всем дано?

#19

Гость

Думаю, что Пушкин творил не от отсутствия секса )))

#20

Гость

писательство было его профессией

#21

Гость

Думаю, что Пушкин творил не от отсутствия секса )))

#22

Гость

Профессия — это ремесло

Эксперты Woman. ru

  • Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    589 ответов

  • Юлия Лекомцева

    Врач косметолог

    237 ответов

  • Нина Бабанакова

    Нутрициолог, консультант по…

    73 ответа

  • Климкова Татьяна

    Психолог

    53 ответа

  • Стася Довгань

    Практикующий психолог

    5 ответов

  • Дарья Горбунова

    Практикующий психолог

    105 ответов

  • Мария Пашкина

    Психолог-консультант и. ..

    14 ответов

  • Богат Вячеслав

    Дипломированный практикующий…

    171 ответ

  • Доценко Всеволод

    Психолог

    49 ответов

  • Катерина Коренева-Негода

    Психолог

    18 ответов

#23

Автор

да, говорят творческие люди любвиобильные )

#24

Suslik_1

Грубо говоря, это происходит так: недолюбленная женщина с полным отсутствием личной жизни защищает кандидатскую, потом докторскую, потом достигает определенных высот в профессиональной деятельности, посвящая этому все свои силы и время. Т.е ее невостребованная сексуальная энергия трансформируется в рабочую.

#25

творческие люди

нет, мы не все такие

#26

Автор

тогда объясните как у вас это происходит

Непридуманные истории

  • Совместный бюджет до брака. Справедливо ли?

    312 ответов

  • На что тратить деньги, если ничего не надо?

    377 ответов

  • Муж хочет развестись, потому что я устала от него зависеть

    183 ответа

  • Пустить ли жить неприятного мне родственника в свой дом?

    167 ответов

  • Моего сына ударили стулом по голове и выбили два зуба прямо на уроке

    244 ответа

#27

#28

Гость

им имя — легион

#29

творческие люди

что?

#30

#31

Suslik_1

а это тут к чему?
Вообще не понимаю, зачем неуместно лепить библейские цитаты и сюжеты.

#32

Автор

как энергия либидо превращается в творческую

#33

Но не стоит принимать учение Фрейда как догму, оно в общем всего лишь гипотеза и теория, никто не гарантирует его правоту. А то складывается впечатление, что удовлетворенный человек всегда лежит на диване и нихрена не делает, а чего-то добиваются только недотр*анные «сублимальщики». Бред же.

#34

гость

Suslik_1а это тут к чему?

Вообще не понимаю, зачем неуместно лепить библейские цитаты и сюжеты.

так он сублимирует!

#35

Гость

А то складывается впечатление, что удовлетворенный человек всегда лежит на диване и нихрена не делает, а чего-то добиваются только недотр*анные «сублимальщики». Бред же.

#36

Гость

Бывает и попроще. Одинокая или брошенная женщина кидается делать ремонты, украшать свое жилище, шьет, вяжет, вышивает, занимается дачей, разводит цветы, сажает огород, катает по 800 банок домашних заготовок. Каждую минуту она при деле.
Одинокая женщина с детьми может всю свою энергию тратить наих воспитание. Кружки. секции для ребенка, культпоходы в музеи, театры, кино с детьми, поездки по интересным местам, совместное с детьми занятие спортом, чтение книг с детьми наконец. Возможно, такая самоотдача матери может обернуться в дальнейшем боком, но и ребенок развивается и женщина при деле.

Новые темы

  • Нет смысла

    Нет ответов

  • Как перестать стесняться мужиков

    Нет ответов

  • Отношения. .Почему такая жестокость?

    Нет ответов

  • Сильные и независимые мужчины

    2 ответа

  • Онихолизис — как лечить дома ?

    1 ответ

#37

#38

Suslik_1

гостьSuslik_1а это тут к чему?

Вообще не понимаю, зачем неуместно лепить библейские цитаты и сюжеты.

так он сублимирует!

Мама, как я сразу не поняла 🙂

#39

#40

Автор

так я даже авторов по этой теме в инете найти не могу чтобы почитать (

#41

#42

#43

#44

гость

автор, я у Веллера читала, но там не прямо так пишется «Сублимация», а раздел в книге» О любви», там о художниках и писателях.

#45

Suslik_1

Я глубоко убеждена, что лучше читать первоисточники и оригиналы, это как есть новое блюдо, формируется свой вкус, свои выводы и ощущения а читать критиков и все производные, это как есть пищевые переваренные кем-то отходы.

#46

Автор

там рассказы. мне бы теорию.

#47

Автор

поэтому и хочу теорию

#48

гость

нет, у него и рассказы, а еще есть цикл книг про энергию. Написано просто, но теоретически.

#49

Suslik_1

так я вам выше уже написала.

#50

Автор

а кроме фрэйда там еще были психологи

Назад

1

2

Вперёд

Следующая тема

  • Как избавиться от душевной боли?

    30 ответов

Предыдущая тема

  • Чем опасны сайты знакомств?

    93 ответа

Что такое сублимация и как она помогает договориться с эмоциями?

Нас с детства учат направлять эмоции в мирное русло. Вместо драки с обидчиком лучше покричать в подушку или попинать мяч, от разбитого сердца помогает сочинение слезоточивых стихов, а с чувством потери контроля над жизнью во время очередного аврала помогает справиться йога. Все это сублимация. Рассказываем, как она помогает не сойти с ума и сделать мир лучше.

Сублимация от отцов психоанализа

Первым сублимацию, как и многое другое, описал отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Он считал, что сублимация обоснована ограниченными возможностями выражения эмоций, в частности невозможностью в полной мере реализовать свое либидо. Сексуальное желание Фрейд видел как движущую энергию человеческой жизни, и когда человек не мог направить ее в область отношений, либидо перетекало в другие области — в творчество, исследования и созидание. По мнению Зигмунда Фрейда и в дальнейшем его дочери Анны, сублимация — это защитный механизм, который позволяет безопасно удовлетворить потребность в выражении эмоций.

В чем опасность выражения эмоций?

В первую очередь в том, что некоторые эмоции могут быть противоположны жизненной позитивной энергии. Это может быть боль, гнев — эмоции, которые имели негативное значение для самого человека.

Во-вторых, открытое выражение голых эмоций может вызывать осуждение со стороны окружения, будь они разрушительными или, наоборот, позитивными. Во многих культурах табу на яркое выражение эмоций сохраняется до сих пор. Например, в европейской и католической культуре горе принято переживать стоически, в то время как в карибской культуре поощряется открытое проживание эмоций без сокрытия слез.

Если Фрейду удалось конкретизировать процесс сублимации, то его ученик Карл Юнг считал сублимацию более тонким алхимическим процессом. С его точки зрения, этот процесс — не последовательная взаимозамена одного способа выражения эмоций другим, а спонтанный перенос эмоции на вид деятельности.

Способы сублимации

Сублимацию активно используют как в повседневной жизни, так и в психотерапии. Она стала частью культурного кода задолго до того, как ее описали психологи, но благодаря вкладу исследователей стало возможным более точное ее применение.

Искусство и арт-терапия

Творчество — один из первых вариантов, который приходит на ум, когда мы говорим о сублимации. Это один из самых безопасных способов выражения и проживания эмоций, какой бы ни была их природа. Кто-то поет, чтобы прокричаться от радости или боли, кто-то отправляется на более глубокую танцевальную терапию, чтобы снять внутренние зажимы и прожить эмоции, таким образом снимая их интенсивность.

Спорт

Второй по популярности вариант. Многие люди используют спорт для выхода гнева, в этом помогают контактные виды спорта, такие как борьба, карате или бокс. Командные и игровые виды спорта помогают преодолеть чувство одиночества и фрустрацию.

Сериалы, фильмы

Просмотр фильмов и сериалов также причисляют к сублимации благодаря «Эстетической теории» Теодора Адорно. Через восприятие опыта на экране человек проживает собственные эмоции (как положительные, так и отрицательные), например соотнося себя с героями боевиков или детективов.

Работа

Профессиональная деятельность также становится полем для сублимации. Чувство потери контроля в личной жизни может компенсироваться дотошным или креативным выполнением рабочих задач.

Видеоигры

Этот вид деятельности тоже дает сублимацию, причем не только гнева или злости, с которыми раньше ассоциировали игры. На сегодняшний день игры с иммерсивными сюжетами, на которые игрок может влиять, позволяют прожить и романтические сюжеты, и истории, связанные с несправедливостью, одиночеством, стыдом и чувством вины.

Темная сторона сублимации

Несмотря на то что сублимация имеет в целом положительный эффект, она не может полностью заменить проживание эмоции и изменить обстоятельства, в которых находится человек. Как и любой защитный механизм психики, сублимация дает убежище, работая в качестве громоотвода, но громоотвод не прекращает грозу.

«В этом и есть темная сторона любого защитного механизма: вместо того чтобы признаться в любви и иметь прямой результат от выражения своих эмоций, человек рисует картины или пишет стихи, что никак не влияет на саму ситуацию. Если бы человек решился и сказал о своих чувствах сразу, то мог бы счастливо быть с человеком, вместо того чтобы в одиночестве писать стихи.

С другой стороны, всегда есть причина, почему человек выбирает сублимировать энергию. Вероятно, человек не готов к конфронтации и у него недостаточно психических сил, чтобы выдержать напряжение.

Поэтому терапевты обычно говорят, что выбранное поведение было наилучшим решением на тот момент», — комментирует клинический психолог Виолетта Пачина.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Сублимация эдипального конфликта в творчестве К.И. Чуковского. «Муха-Цокотуха»

ИС: Популярная психология, № 9
ДТ: 2005

Сублимация эдипального конфликта в творчестве К.И. Чуковского. «Муха-Цокотуха».

Многие факты биографии К. И. Чуковского начинают пониматься по-новому, если рассматриваются в едином пространстве смысла, совместно с персонажами и ситуациями его сказок. По самым различным критериям Корней Чуковский входит в число наиболее значительных авторов. Возможно, он самый популярный писатель за всю историю человечества! Думается, жизнь и творчество этого замечательного человека, уникальной личности, осветят негасимым светом добра и человечности не только детские души, но и те темные пространства зрелой душевной жизни, куда еще не проник наш разум.

Сказка для взрослых

Одно из гениальных творений, нетленный шедевр поэтического мастерства — сказка «Муха-Цокотуха». Начинается сказка с классического волшебства — случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение — Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится.

Для успешного понимания адаптивной функции сказки в процессе психического развития ребенка, образы и персонажи следует понимать как репрезентаты психических структур и импульсов. С этой точки зрения Самовар, один из наиболее значимых образов у Чуковского, обозначает внутрипсихический конструкт регулирующий распределение объектной и нарциссической (экстра-и интравертной) энергетики.

Муха тут же приглашает гостей — обмыть удачную покупку. Собирается, в современной терминологии, молодежная тусовка. Проясняется коммуникативный аспект самовара — он нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. Муха оказывается в центре внимания. Тут же выясняется, что у Цокотухи — именины, попросту говоря День рождения. Вот истинная причина торжества. Становится понятным смысл волшебства — подарок к празднику. Однако, это не просто подарок, а именно волшебство. Волшебный подарок — реализация желаний самой Мухи, поэтому вроде бы и нет дарителя. Получается, что День рождения не простой, ежегодный, а какой-то особенный — волшебный, когда сбываются заветные мечты и который бывает не часто, а раз в жизни. Речь идет об инициации — взрослении, когда человек, простите, Муха вступает во взрослую жизнь. Закончено половое созревание, из девочки она превращается в девушку. Последующее развитие сюжета — это психологическая драма периода взросления, со всеми жизненными коллизиями и перипетиями, свойственными этому возрасту. Праздник продолжается, следуют ритуальные подарки — сапожки (подчеркивают изящную форму ноги, символ женского влияния на мужчину), мед (молоко пчел; надо заметить, что дарит его бабушка пчела). Гости, букашки-таракашки танцуют, выпивают, слушают музыку. Кажется, ничто не нарушает беззаботного веселья, но…

Вдруг какой-то старичок
Паучок,
Нашу Муху в уголок
Поволок. ..

Все уже порядком захмелели. Музыка. Танцы. Кто-то хватает именинницу и тащит в угол… Оказывается, старичок:

Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

Однако из дальнейшего повествования становится ясным, что он преследует какую-то иную цель и не собирается убивать Цокотуху, по крайней мере, в ближайшее время:

Руки-ноги он Мухе веревками крутит…

Старичок-паучок хочет связать ее, лишить сопротивления, которое Муха и так не оказывает. Кроме физического связывания подразумевается связывание психологическое, душевное («связан по рукам и ногам»).

Интересны уменьшительно-ласкательные суффиксы — «старичок», «паучок», какая-то скрытая нежность присутствует в этой брутальной сцене, одновременно подчеркивается возраст паучка, он явно старше всех присутствующих и подавляет их не только своим возрастом, но и некоей духовной силой, авторитетом:

И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай- погибай, Именинница!

Окружающие парализованы, не только страхом, они как бы становятся соучастниками, это возможно только в том случае, если каждый в душе разделяет правомочность притязаний старикана. Он властно берет то, что принадлежит ему по праву, берет свое. Попробуем разобраться, кем приходится Паучок Мухе. Известны следующие факты: 1) это мужской персонаж, значительно старше большинства присутствующих; 2) его не было среди приглашенных, тем не менее, он на празднике; 3) Муха испытывает к нему нежные чувства и привязанность; 4) Муха ограничена в своем протесте в отношении Паучка; это человек, чей авторитет и власть над Мухой признают все присутствующие.

Все пункты указывают на то, что Паучок — не случайный человек. Отмеченным критериям соответствуют либо отец, либо дед героини. Фигура отца представляется более уместной.

А злодей то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает…

Сердце рассматривается и как источник чувств, в том числе и любовных. Вообще-то у пауков нет зубов, тем более острых, возможно это фаллическая (агрессивная) символика. Вероятной представляется сцена вербальной агрессии — Родитель агрессивной, злой речью ранит сердце (любовные, нежные чувства) дочери. Еще раз следует заметить, что речь идет не о сценах реальной жизни, а о фантазийных конструктах, отражающих эдипальную констелляцию (constellation — созвездие, англ., то же и в переносном смысле, ред.)

Муха криком кричит
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется…

Заметим, что Муха-Цокотуха только кричит, но не делает попытки вырваться. Ухмылка злодея говорит о садистическом компоненте его наслаждения.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик

Понятно, что «фонарик» это сигнал, отражающий готовность к эмоциональному реагированию, пламя страсти, огонь желаний, символ сексуальной активности. Комарик, (опять уменьшительный суффикс «ик») в отличие от Паука наделен пронзающим инструментом. Столкновение Комарика и Паука — есть противостояние новой и прежней привязанностей. Это конфликт в душе Мухи.

Однако на наш взгляд самое важное слово в этом четверостишии — «вдруг». Это семантико-грамматический оператор сюжетного переключения. Благодаря специфичной фонетике «вдруг» локально фокусирует внимание слушателя. Известный современный специалист по знаковым системам Т. А. ван Дейк называет подобные маркеры смены темы — макроконнекторами, их функция двуедина — «связать» и одновременно «разъединить» текст. Пропозициональная схема всего макросюжета выявляется в сопоставлении с аналогичным фрагментом «Мойдодыра»:

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой

В обоих текстах «вдруг» предваряет-указует явление нового персонажа. Того, кто не дает свершиться инцесту! Внезапность явления ошеломляет слушателя и заставляет его некритично «проглотить» эмоционально насыщенную информацию. И в том и в другом случае подчеркивается стремительность перемещения — Умывальник выбегает, а Комарик летит. Скорость обеспечивает динамизм происходящего.

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает

Сабля — фаллический символ. Комарик, таким образом, (обнажаясь) показывает свою генитальную силу.

И ему на всем скаку
Голову срубает!

Символическая кастрация соперника, обезглавливание пресловутого старичка. Как говорится, победила молодость.

Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил

Обязательным условием прочного союза является освобождение — и символическое, и буквальное. Муха преодолела комплекс Электры, освободилась от инфантильно-эротической привязанности к отцу и готова строить собственную семью.

Но освобождение взаимно, — молодой человек, извините, комарик, символически демонстрирует свою мужскую силу, показывая тем самым не только свои сексуальные возможности, но заявляет о себе как о добытчике и опоре в жизни.

И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!

Молодой человек надеется, что избранница хотя бы в душе сохранила невинность, это условие крепкого брака.

Слава, слава Комару
— Победителю!
Зовите музыкантов
Будем танцевать!

Звучит свадебная песнь:

Веселится народ —
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара!

Гости славят Молодого Комара! Как-то незаметно комарик превращается в настоящего Комара — мощного, лихого, удалого. Даже оставляя за скобками те смысловые оттенки, которые придает слову «удалой» самое скромное знание этимологии понятно, что комарик стал мужчиной. Подстать жениху и новоиспеченная невеста:

Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Муха как бы возрождается заново — в новом качестве зрелой женщины. Становится понятна метафора в начале сказки — «позолоченное брюхо» — обозначена перспектива осуществления функции деторождения.

Попутно возникает вопрос, почему героями детской сказки выступают столь вредоносные создания: Муха, Паук, Комар. Почему не кошечки-собачки, не зайчики-барсучки, чьи образы уже освоены детской фантазией? Символическая природа персонажей и связанная с ней семантика реальных отношений выявляется в психолингвистике обыденной речи и научной терминологии. В сказке представлен исключительно мир членистоногих. Этот тип состоит из трех подтипов: хелицеровые (пауки), жабернодышащие (раки) и трахейнодышащие (насекомые). С точки зрения эволюционного развития насекомые более «продвинутые» создания, чем арахниды. Получается, что насекомая молодежь более «прогрессивна» нежели поколение хелицеровых. Более того, Комар и Муха принадлежат к одному отряду Двукрылых, что наводит на мысль об их близком родстве (скорее всего — душевном). В центре внимания современной зоологии членистоногих стоит вопрос о цефализации (образование головы, ред.) — степени участия отдельных сегментов в образовании головы. Граница между «головой» и прочими частями туловища у пауков и насекомых занимает различное положение. У пауков этой самой головы толком-то и нет, а есть просома, образованная передними сегментами тела. Этот на первый взгляд малозначимый факт приобретает иной смысл, когда мы расчленяем родовое имя участников драмы, получается два варианта, не исключающие друг друга: «член-и-сто-ног» и «членис-тые-ноги». Первый вариант, особенно в аспекте проблемы цефализации определяет бессознательные мотивы поведения персонажей. Второй характеризует строение конечностей — на ноге несколько суставов. Arthron — по-гречески «сустав», а буквально «искривление», «изгиб». Научное название этого типа — Arthropoda можно перевести на русский как «кривоногие». Паучок также хромоног, как и Мойдодыр!

Признания сказочника

Интересны обстоятельства создания этого произведения. Сказка написана 29 августа 1923 года, примерно за час(!). Почти через 40 лет(!) Корней Иванович прекрасно помнил мельчайшие детали того дня и описал их весьма подробно в своей статье «Признания старого сказочника». Признания, помимо собственно биографического, несомненно, представляют интерес и в плане исследования душевной механики:

«В тот блаженный и вечно памятный день флаги моей радости нисколько не никли, а, напротив, развевались с каждым шагом все шире, и, чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру (семья моя еще не приехала с дачи) и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, стал набрасывать строка за строкой (неожиданно для себя самого) веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствуя себя на этой свадьбе женихом. …Я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку. Когда же в сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно танцевать и писать одновременно. Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого… как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душою отпраздновал оба. Но чуть только исписал всю бумагу и сочинил последние слова своей сказки, беспамятство счастья ушло от меня, и я превратился в безмерно усталого и очень голодного дачного мужа, приехавшего в город для мелких и тягостных дел».

Нам представляется убедительной версия самого писателя: «Вряд ли я тогда понимал, что эти внезапные приливы бездумного счастья есть, в сущности, возвращение в детство».

Просто, искренне, лаконично и со вкусом. Кроме литературного дара судьба наградила писателя и великой психологической интуицией. К.И. Чуковский, несомненно, описывает состояние регрессии, своеобразного «отключения» взрослых, сформировавшихся способностей и растормаживания моторики и аффектов, свойственных гораздо более раннему возрасту. Недаром Чуковский сравнивает свое состояние с шаманской пляской. Во время ритуального танца — камлания, шаманы впадают в измененное состояние сознания — при этом отмечаются преходящие признаки дезориентировки, сужения восприятия, нарушается связность мышления, упорядоченность ассоциативного процесса, консолидация следов памяти. Социальный «заказ» и отчасти произвольная управляемость подобных изменений определяют их востребованность в общественной практике. Нечто подобное происходит и с писателем. Корней Иванович описывает свое состояние как «бездумное», в то же время ассоциативный процесс явно ускорен и насыщен зрительными образами, которые необычайно легко «передаются» слушателям, что указывает на функциональную элиминацию вторичных процессов и «растормаживание» первичных процессов. Обращает внимание, что писатель через 40 лет подробно воспроизводит многие детали момента появления «Цокотухи». Удивительная память! Следовательно, функциональные изменения психо-эмоционального состояния носят упорядоченный характер. Операционная часть Эго осуществляет временную перестройку значительной части психики для решения актуальнейшей задачи — разрешение эдипального конфликта.

В «Признаниях…» Чуковский вспоминал: «Поэму я задумал давно и раз десять принимался за нее, но больше двух строчек не мог сочинить. Выходили вымученные, анемичные, мертворожденные строки, идущие от головы, но не от сердца». Попытка синтезировать произведение не удается с десятого раза! К счастью для всех, писателю хватило взыскательности и упорства, он не удовольствовался бездарной поделкой. Будто ведомый бессознательным терапевтом продолжал он мучительный поиск целительного решения. И оно созрело в недрах его Бессознательного. Однажды множество ассоциаций расположились в необходимой последовательности, выстроились в цепи, замкнулись в невидимые фигуры, образовав многомерное пространство смысла, порождая образы и символы, сюжеты и целые картины. Ослепительное переживание пронзило мозг и сердце! Вот он единственно правильный ответ человека на нечеловеческую загадку. Ответ, меняющий судьбу личности и общества. Чуковский за час написал сказку, которую не мог написать несколько месяцев. Написал тогда, когда «почувствовал себя на этой свадьбе женихом»! Как только реальность проникла в фантазию, фантазия восстановила реальность.

По секрету всему свету

В самом первом малоизвестном издании автобиографической повести «Серебряный герб», которая имела говорящее название «Секрет» (Пионер, 1938, №4, стр. 85-93) Корней Иванович смог поведать о смутных ощущениях своего детства: «. ..уже тогда, шестилетним ребенком, я начал догадываться, что мы хуже других, что в нашей жизни есть что-то стыдное, какой-то позорный секрет. Кто в этом виноват, я не знал. Но мне часто вспоминалась та печальная песня, которую пела мне мама с самого раннего детства: «Мене, прокляту, я — твоя мати — мене клени»». По-русски, эти слова означают: «Меня, меня проклинай, проклятую, потому что я твоя мать». И разве в ту лунную ночь не просила у меня мама прощения? За что? Не за то ли, что я ее сын? … Должно быть, преступление, совершенное ею, было огромно, если ей приходилось так тяжко расплачиваться за него в течение всей своей жизни. А для того чтобы знали, что она большая преступница, полиция выдала ей особый паспорт, в котором ясно указано, что ее нужно ненавидеть и презирать как злодейку. Вся беда была в том, что в ту пору существовал такой закон: если мужчина и женщина полюбят друг друга, они непременно должны отправиться в церковь к попу. А если случится, что они любят друг друга без благословения церкви и не обращаются за молитвами ни к какому попу? Если без всяких церковных обрядов у них, скажем, родится ребенок? Или двое детей? Женщина считалась с этой минуты преступницей, и царское правительство объявляло ее детей незаконными, и соседи давали этим детям обидные клички, называли их «байстрюками», «байстрятами», считая, что они какие-то скверные, так как господь бог в небесах не дал им разрешения родиться. Чтобы еще сильнее оскорбить и унизить ту женщину, у которой есть «незаконный» ребенок, правительство продолжало называть ее по-прежнему девушкой — и это считалось в ту пору позором. Из-за этого позора тысячи женщин, у которых были «незаконные» дети, убивали и их и себя. В паспорте у моей мамы была именно такая свирепая строчка: «Девица с двумя детьми». И эта строчка на всю жизнь придавила ее».

В тексте сказки есть малоприметное обращение Комара к своей избраннице, выше уже отмеченное нами: «душа-девица», несомненно, это образно-символический агглютинат (что-то склеенное вместе) детских переживаний автора «Цокотухи». Компенсаторно Чуковский дает матери (и себе самому) то чего ей так не хватало — официального брака («теперь жениться»), причем не убогого «гражданского» брака, а высшего небесного, духовного благословения. Болезненная детская ситуация образно-символически связывается в социальную, эволюционную схему триадных отношений, утрачивая большую часть своей патогенной энергии. Тем самым открывается доступ к детским воспоминаниям и переструктурированию субъективного опыта, с последующим осознанием и разрешением «проблемы».

Так или иначе, но пример Корнея Чуковского убеждает нас в том, что проблема актуализации знаний распадается, в свою очередь, на две самостоятельные проблемы — извлечения и осознания этих знаний.

Непроизвольность творческого процесса отражает функционирование самоисцеляющей зоны психики, свободной от «внешнего управления» социальной регламентации. В условиях сознательного, социально регламентируемого запрета на «незаконнорожденное» происхождение в психике Чуковского активируется креативный сегмент, спонтанно продуцирующий образно-символический материал, перестраивающий личную историю автора. Травматическая ситуация, для того чтобы утратить неврозогенную энергетику, сначала должна быть выражена, обозначена, а после перейти в сферу сознания. По меткому выражению Б.М. Величковского, проблема «сначала должна быть узнана, и лишь потом названа».

Нам представляется возможным говорить именно о сублимации как ведущем механизме этого процесса, а не о, предположим, отыгрывании, так как, наряду с развертыванием самой ситуации, происходит «проекция» ее в текст. Это выводит всю ситуацию на надличностный уровень, делает ее достоянием общественного сознания, которое теперь несет всю полноту ответственности за ее развитие. В то же время Эго «приобщается» к неисчерпаемой энергетике социума, выходя в миллионный тираж, отказываясь от собственной исключительности, как бы заявляя: «Я такой же, как все! Я — законный». Подобные «сценарии» принадлежат одновременно и всей культуре и индивидуальной психике. Слова классика, ставшие трюизмом: «Человек общественное животное», — указуют путь исцеления — восстановление самости, что возможно лишь в пространстве интерперсональных отношений. Социальная природа человека создает проблемы, она же указывает пути их разрешения.

Партия и правительство высоко оценили проделанную писателем работу по сублимации эдипального конфликта. Корней Чуковский практически единственный, кто награжден за это деяние Ленинской премией! Не осталась в стороне и империалистическая общественность. Оксфордский университет присвоил писателю звание почетного профессора. Но, пожалуй, самой главной наградой стал неугасающий десятилетиями интерес миллионов детей и взрослых к его замечательным сказкам! Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!

Игорь Пудиков

Вопрос — Хочу заняться сублимационной печатью

ЗНАКИ СЕНТВИЛЬ
Новый член