План по теме предпринимательство – Сложный план по обществознанию предпринимательство

6.4 Планирование предпринимательской деятельности бизнес-планы

В процессе предпринимательской деятельности предпринимателям прихо­дится разрабатывать и осуществлять предпринимательские проекты, представ­ляющие собой программу действий, мер по реализации предпринимательско-

го замысла. В медицинской и медико-производственной деятельности это могут быть проекты организации предоставления медицинских услуг, оказания от­дельных видов медицинской помощи, создания лечебных центров, производ­ства и продажи лекарственных средств, медицинской техники, проведения медицинских консультаций, развития негосударственных форм образования.

Схема осуществления предпринимательского проекта изображена на рис. 32.

Основу каждого предпринимательского проекта всегда составляет коммер­ческая идея, которая в дальнейшем трансформируется в конкретный замысел. Обдумывая замысел проекта, предприниматель уточняет характеристики про­дукта проекта (медицинской услуги или товара медицинского назначения), оценивает, какое количество этого продукта он сможет произвести и продать, определяет связанные с этим затраты, сопоставляет их с ожидаемой прибылью и в итоге делает вывод о целесообразности или нецелесообразности его осу­ществления.

На следующем этапе замысел предпринимательского проекта продолжает конкретизироваться, превращаясь в подробный план действий — бизнес-план. Формирование замысла и бизнес-планирование являются последовательно-параллельными процедурами. Начинать планирование можно и до окончания формирования замысла, но при этом нужно учитывать, что любое изменение замысла может так или иначе отразиться на бизнес-плане, а отдельные резуль­таты, полученные на этом этапе планирования, могут, в свою очередь, оказать существенное влияние на замысел проекта и даже заставить отказаться от его реализации.

Рис. 32. Этапы осуществления предпринимательского проекта.

Серьезная проверка замысла проекта и основных положений бизнес-плана начинается уже на этапе заключения контрактов. Независимо от вида деятель­ности, в процессе осуществления каждого проекта предпринимателю прихо­дится подписывать множество разных договоров с обладателями необходимых ему факторов предпринимательства и покупателями производимых им това­ров и услуг (договоры поставки, купли-продажи, аренды, подряда, трудовые договоры). Предварительные соглашения с поставщиками основных факторов предпринимательства и потребителями готовой продукции следует заключать как можно раньше, желательно еще до начала осуществления проекта, чтобы получить относительные гарантии того, что реализация проекта не сорвется вдруг из-за отсутствия, к примеру, какой-то весьма простой и дешевой, но крайне нужной детали, и вся произведенная предпринимателем продукция

найдет своего покупателя. Проблемы, возникающие на этапе заключения конт­рактов, в дальнейшем, как правило, все более усугубляются и в результате могут стать причиной провала предпринимательского проекта.

Этапу производства продукта предпринимательского проекта предшествует начальная стадия этапа ресурсного обеспечения проекта. На этой стадии, в со­ответствии с технологией каждого конкретного производства, накапливается достаточное количество производственных запасов, которые затем, на следу­ющем этапе осуществления проекта, преобразуются в готовую продукцию. Пополнение производственных запасов производится или в сроки, установ­ленные заключенными ранее контрактами, или по мере необходимости.

При планировании ресурсного обеспечения проекта важно правильно оце­нить потребность в производственных запасах. Недостаток производственных запасов может привести к простоям и даже полной остановке всего производ­ственного процесса, а их избыток — к дополнительным непроизводительным расходам. Таким образом, своевременно заключенные и правильно составлен­ные контракты, обеспечивающие планомерное поступление ресурсов, позво­ляют экономить и время, и деньги.

Рассмотренные этапы осуществления предпринимательской деятельности являются лишь прелюдией к главному — производству и реализации продукта предпринимательского проекта (товаров и услуг). Приоритет в рыночных усло­виях хозяйствования принадлежит отнюдь не производству, а реализации (про­даже) произведенного продукта. От того, какое количество продукта и по ка­кой цене удастся реализовать, а также в какие сроки это будет сделано, зависят в конечном счете судьба предпринимательского проекта, его эффективность и прибыль, которую он принесет предпринимателю.

Осуществление предпринимательских проектов проводится чаще всего на основе разрабатываемых с этой целью бизнес-планов.

Бизнес-план — это заранее намеченная, практически осуществимая система согласованных, взаимоувязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение целей предпринимательского проекта.

Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные задачи:

  • помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидае­ мые результаты проекта;

  • способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.

Примерная структура бизнес-плана.

  1. Введение (обзорный раздел).

  2. Историческая справка (описание участников проекта).

  3. Описание предпринимательского проекта.

  4. Описание продукта предпринимательского проекта.

  5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.

  6. Маркетинговая стратегия.

  7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.

  8. Управление проектом.

  9. Кадровое обеспечение проекта.

10. Финансовый план.

Содержание введения и исторической справки.

Введение (обычно занимающее не более двух страниц) — самый важный раздел бизнес-плана; в этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Как показывает предпринимательская практика, от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, пожелает ли кто-нибудь когда-нибудь его финансировать, принять участие в его осуществлении.

Второй раздел бизнес-плана — историческая справка — посвящен описа­нию инициаторов и основных участников проекта, которыми могут быть как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные пред­приниматели. Главная цель этого раздела — убедить компаньонов и потенци­альных инвесторов в том, что при таком составе участников данный проект будет успешно осуществлен. Поэтому полезно указать несколько экономичес­ких показателей, привести ряд фактов, положительно характеризующих учас­тников проекта. В частности, для врачей частной практики большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикаций, предыду­щем опыте работы, для коммерческих организаций — упоминание о проектах, в которых они принимали участие.

Описание предпринимательского проекта содержит самые общие сведения о проекте в целом, обоснование проектного замысла, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты, оценку эффективности, перечень основных видов ре­сурсов, требуемых для осуществления проекта, включая инвестиции, и источ­ников их получения.

Описание предпринимательского продукта.

Рассказывая о продукте проекта, особое внимание следует обратить на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые, с точки зрения потре­бителя, подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продук­тами. В случае, когда продукт является объектом интеллектуальной собствен­ности (например, изобретение, компьютерная программа или база данных, новое лекарство, ноу-хау), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта. Продукт в виде медицинской услуги должен быть пред­ставлен его содержанием, качеством, полезностью, преимуществами.

Исследование рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.

Главными задачами исследования рынка сбыта продукта предприниматель­ского проекта являются:

  • определение круга продавцов и потенциальных потребителей продукта предпринимательского проекта;

  • проведение анализа спроса и предложения на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и определение факторов, влияющих на их соотношение.

В процессе исследования рынка медицинских услуг и товаров медицинско­го назначения можно выделить следующие основные этапы:

1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.

  1. Сбор информации.

  2. Анализ собранной информации.

  3. Использование полученных результатов. Разработка маркетинговой стратегии.

Как показано в гл. 5, определение маркетинговой стратегии сводится к вы­бору одного из следующих концептуальных подходов к организации предпри­нимательской деятельности:

  • концепция совершенствования производства;

  • концепция совершенствования товара;

  • концепция интенсификации коммерческих усилий;

  • концепция маркетинга;

  • концепция социально-ориентированного маркетинга.

Возможен также подход, основанный на комбинации перечисленных стра­тегий.

К важнейшим элементам маркетинговой стратегии относится стратегия це­нообразования.

Организация производства продукта, предусмотренного проектом.

Этот раздел бизнес-плана необходим, прежде всего, при планировании про­изводственного предпринимательства, однако если воспринимать производ­ство широко, имея в виду выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, создание материального и духовного продукта, то элементы производствен­ной деятельности встречаются в любом виде предпринимательства. В целом раздел содержит сведения о производственных площадях, основных средствах предпринимательства, производственных мощностях, обеспечивающих выпуск запланированного объема предпринимательского продукта заданного вида и качества.

В разделе содержатся следующие сведения:

  1. каковы месторасположение объектов производства и преимущества вы­ бора этих мест;

  2. какое оборудование намечается применять для производства, транспор­ тировки, хранения, доставки продукта;

  3. данные о технологии производства и используемых материалах;

  4. методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества;

  5. источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием.

Управление предпринимательским проектом требует предварительного установ­ления структуры органа управления, состава входящих в этот орган лиц, их функций, прав, полномочий. Одновременно осуществляется выбор методов управления реализацией проекта, способов, стимулирующих его эффективное осуществление, форм учета и контроля. Раздел «Управление проектом» включа­ет также координационный план и план-график выполнения проектных работ. Управлять небольшим проектами может сам предприниматель, хозяин дела, но для реализации более сложных проектов приходится привлекать аппарат управ­ления фирмой, менеджеров или создавать специальный орган управления, при­влекая специалистов, консультантов, системных аналитиков.

Кадровое обеспечение проекта призвано удовлетворить потребности проекта в разных категориях работников, необходимых для выполнения круга работ,

предусмотренных проектом. Производственный персонал проекта может фор­мироваться из имеющихся работников предпринимательской организации, посредством найма новых сотрудников, посредством подготовки и переподго­товки, обучения, повышения квалификации.

Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребнос­тях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, ис­точниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, расхода денежных средств.

Прежде всего, определяется величина стартового денежного капитала, не­обходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки воз­вращения заимствованных денежных средств.

Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на предлагаемые пред­принимателем товары и услуги определяется прогнозируемая выручка от про­даж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее уста­навливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции. Сопоставление доходов и затрат отражает оборот и баланс денежных средств, что следует отразить в бизнес-плане. Обычно принято про­изводить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы, предпринимателей в процессе всей бизнес-операции.

Вопросы

  1. Что представляет собой предпринимательский проект? Каковы основные этапы его осуществления?

  2. Зачем разрабатывается бизнес-план, какова его структура?

  3. Какие данные содержит описание предпринимательского проекта и продукта в бизнес-плане?

  4. Какие действия должен планировать предприниматель в части изучения рынка сбыта и разработки маркетинговой стратегии?

  5. Какие меры по организации производства предусматриваются в бизнес-плане? Как организуется управление предпринимательским проектом?

  6. Что означает кадровое обеспечение проекта?

  7. Какие данные включает финансовый раздел бизнес-плана?

studfiles.net

План-конспект урока по праву на тему: Предпринимательство

Тема: Предпринимательство. Предпринимательское право.

Цель: познакомить учащихся с предпринимательством и предпринимательским правом.

Задачи:

1. Развитие аналитического мышления.

2. Привитие уважение к правовым знаниям российского государства.

3.  Воспитывать умение работать в группе.

Ход урока:

1.Организационный момент. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение новой темы.

Эпиграф урока:

Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.

Альберт Эйнштейн

Учитель объявляет тему урока. Он предлагает обучающим высказывания замечательных людей,   связанные с предпринимательством, выбрать понравившееся высказывание и объяснить свой выбор.

1. Стив Джобс:

Я убеждён, что единственная вещь, которая помогла мне продолжать дело была то, что я любил своё дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений.

2. Роберт Кийосаки:

 Знания - это деньги нашего времени, а разум - самый ценный актив, дарованный нам Богом.

3. Брайан Трейси:

Все успешные люди — это большие мечтатели. Они представляют, каким должно быть их будущее до мельчайших подробностей, а потом работают над воплощением задуманного.

Если хочешь получить то, что никогда не имел, стань тем, кем никогда не был.

4. Майкл Э. Гербер:

 Предпринимательская натура превращает самые обычные условия в необыкновенные возможности. Предприниматель является нашим прорицателем, фантазером, той энергией, которая необходима для каждого нашего поступка. Предпринимательское воображение приоткрывает перед нами завесу над будущим.

 Предприниматель является катализатором перемен. Он никогда не живет прошлым, лишь иногда — настоящим и практически всегда — будущим.

5. Дональд Трамп:

Нет ничего более преступного для финансового благополучия, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее.

 6. Ли Якокка:

 Правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой.

 Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.

7. Т.Рузвельт:

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться-бойтесь повторять ошибки

Учитель объясняет новый материал.

Предпринимательское право, по мнению отдельных юристов, является самостоятельной отраслью российского права, потому что имеет свой предмет и метод правового регулирования тех отношений, которые возникают в обществе в сфере предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право - совокупность юридических правил в области предпринимательства.

Учитель задает вопрос классу: Как, по вашему мнению, что регулирует предпринимательское право?

Учитель на основании ответов учащихся делает вывод:

Предпринимательское право регулирует отношения по созданию и прекращению предприятий, фирм; отношения по реализации товаров, их доставке, хранению, отношения между государством и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Предпринимательское право тесно связано с другими отраслями российского права.

Обучающимся предлагаются ситуации, связывающие предпринимательскую деятельность с другими отраслями российского права.

  1. Гражданин Н. похитил автомобиль, принадлежавший фирме «ЭКОС».
  1. На день рождения бабушка подарила внуку, которому исполнилось 13 лет, автозаправочную станцию. Он решил ее продать. Родители мальчика объяснили ему, что он сам еще не имеет права распоряжаться данным подарком.
  1. Екатерина и Семен решили расторгнуть свой брак. При расторжении брака Семен потребовал отнести салон красоты «Эллис», к общей собственности, так как он был подарен родителями Екатерины во время их совместной жизни.
  1. Ольга была уволена  с работы, за невыполнение возложенных на нее договором обязательств, заключенным между ней и индивидуальным предпринимателем Протасовым.
  1. Гражданин В. помял дверь  автомойки «Стела» выезжая из здания на своем автомобили.

Учитель объясняет новый материал.

Существуют и специальные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

  1. «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  2. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
  3. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(Выписываются на доске)

 Они предусматривают конкретные правила организации предпринимательской деятельности.

Главным участником предпринимательских отношений выступает сам предприниматель.

Учитель предлагает схематично оформить, что собой должен представлять предприниматель.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

(стрелки отходят)

После заполнения схемы, каждый ученик высказывает свое мнение и в дальнейшем записывает наиболее важный элемент на листок и крепит его к доске.

Учитель дополняет (гражданин + объединение; для получения прибыли; имеет имущественную самостоятельность; должен обладать имуществом, в частной, государственной или муниципальной собственности; должен отвечать за результат деятельности; может и не быть собственником, имея заемный капитал).

Учитель предлагает выполнить творческий проект. Ученики должны используя листы бумаг, карандаши придумать свое предпринимательское дело, оформляя его в проспект (название, сфера деятельности обоснование выбора, желаемый результат).

Домашнее задание: написать эссе на тему «Государство и предприниматель: как успешно взаимодействовать?»

nsportal.ru

Бизнес-план. Планирование предпринимательской деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Бизнес-план основа создания предприятия

1.1. Предпринимательство как вид деятельности

1.2. Основы бизнес - планирования

Глава 2. Бизнес- план на предприятии

2.1. Характеристика деятельности предприятия

2.2. Анализ спроса

2.3. Характеристика продукции и услуг

2.4. План маркетинга, организационный план

2.5. Финансовый план

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Из выше изложенного можно сделать вывод. Что бизнес – планирование необходимо каждому предприятию, в чем и заключается вся актуальность данной темы.

Целью данной курсовой является показать и распознать все возможности фирмы, описать и представить продукцию или услуги данной организации, исследовать рынок сбыта, узнать слабые места конкурентов на рынке сбыта, разработать финансовый план, план маркетинга, организационный план.

Бизнес–план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития организации. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития организации.

Бизнес – план позволяет решать ряд задач, но основными из них являются следующие:

· Обоснование экономической целесообразности направлений развития организации;

· Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

· Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

· Подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес – плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес – план - важнейшее средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес – плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес – план служит основой бизнес – предложения при переговорах с будущими партнерами, он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала организации.

Таким образом, бизнес – план является не только внутренним документом организации, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательной проработке проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес – план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Донная работа предполагает описание все наиболее важные пункты бизнес – плана.

Глава 1. Бизнес – план основа создания предприятия

1.1. Предпринимательство как вид деятельности

В рыночных отношениях со стечением времени появился особый вид деятельности – предпринимательство.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие товары и услуги поступают на рынок и от других производителей.

В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано. Что предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности. Если они не запрещены законом. Любые виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом. Субъектами предпринимательства могут быть:

· Граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности,

· Граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом,

· Объединения граждан.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

· Самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность,

· Руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения собственностью регулируются контрактом.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий. Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.

В отличие от устоявшихся форм экономической деятельности предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой продукт, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство делится на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержатся в другом.

Производственное предпринимательство

К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

Результатом производственно - предпринимательской деятельности является производство продукта, который требует своей реализации. Реализация возможна с помощью посредников или своими собственными силами. Усилия предпринимателя должны быть сосредоточены на заключение сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволит снизить риск банкротства.

Коммерческое предпринимательство

Суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. Здесь нет необходимости обеспечивать производственными ресурсами, связанным с производством продукции. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор – что покупать, что перепродавать и где. Следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предполагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его.

Предприниматель выбирает себе конкретный план действий (бизнес – план). В нем определяются мероприятия по проведению сделки купли – продажи, делаются расчеты цен по закупке и продаже товара, затрат и результатов. На основе бизнес – плана рекомендуется проводить укрепленные балансовые оценочные расчеты, на основании которых предприниматель может получить представление о выгодности или убыточности сделки.

Финансовое предпринимательство

Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги.

Поскольку финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технология коммерческой сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Еще одной формой финансового предпринимательства является эмиссия ценных бумаг. Ценные бумаги продает, размещается качестве «финансового товара».

Наиболее распространенная форма – покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому покупателю за большую сумму.

Если у предпринимателя нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит, либо обращается в банк за кредитом.

1.2.Основы бизнес - планирования

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика. Он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес – план необходим для предоставления тем, у кого предприниматель собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для продвижения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит. Арендованное имущество.

mirznanii.com

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему: Урок "Предпринимательство"

Урок: Предпринимательство

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности
  •  Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.

Оборудование: презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей,  картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.

Новые слова:

Предпринимательство

Предприниматель

Бизнес

Прибыль

Ход урока

1.Мотивационный этап.

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

   Я надеюсь, что наше общение с вами сегодня будет не только полезным, но и интересным.

Обществознание

Сферы общества

Какую сферу изучаем

Какие ключевые сферы объединяет экономика

Какой элемент на первом месте

Почему

Основу производства составляют ресурсы или иначе факторы производства. Назовите их

Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам

Корзины:

Труд                Земля                          Капитал         Предпринимательство

Урожай:   деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело,  )

Как вы думаете, какой из этих факторов является самым главным.

Предпринимательство

Что вам известно об этом факторе?

 Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. На доске шкала.

- Определите уровень своих знаний по  теме урока: низкий, средний или  высокий.

 Учащиеся на листочках по шкале оценивают собственные знания по данной теме и ставят определенный знак.

Как вы оценили свои знания? Высокий уровень или низкий?

Какие бы вопросы хотели задать, чтобы узнать о предпринимателе и предпринимательстве?

Формулируют цель урока:

Кто он предприниматель?

Чем он занимается

Как занимается

Для чего занимается предпринимательской деятельностью?

Кто он предприниматель?

Вопросы на экране:

Кто?

Чем?

Как?

Для чего?

Давайте разберемся:  Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем? Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.

   Для этого поработаем парами. Каждая пара будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.

КТО?

 1. Задание:

 Работа по тексту учебника  - Яковлева и Григорьева

Параграф 13.

Стр. 85 Абзац «Предприниматель - …им кошельком» и стр 86 «Предпринимателем … компьютерную империю» и с обществоведческим словарём

2.  задание – изучение  нормативных документов – выясняют, кто может быть предпринимателем. Яковлев Д. и Исаев В.

Конституция РФ

Гражданский кодекс

Сколько вам лет? Если вы придёте в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей?

Ответы детей. Рассказ по нормативным документам. Назвать документы

Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?

3 задание – изучают текст «Качества предпринимателя» и выполняют задания – раздаточный материал

После обсуждения и дополнения  подводится итог - называются  самые  важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.

Учитель: А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.

Анкета по оценке личных предпринимательских способностей

Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?

5. Умеете ли вы убеждать  и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?

6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?

7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?

8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?

10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?

Ключ

Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.

Результат

Если сумма очков равна 8 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.

Вы набрали от 5 до 7 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны, но все возможно, если упорно работать над собой.

Если у вас менее 5 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта, и прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.

Как выяснилось не все обладают этим качеством.

Оформляют на рабочих листах

Чем занимается предприниматель?

С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство?

Выслушать мнение обучающихся.

Работа по тексту учебника с. 88 до «Пример успешного бизнеса»

Предприятие  с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство

 Предприятие  с числом рабочих менее 100 – малый бизнес  

 

Работа со статистическими данными Урмарского района

Видеозарисовки

Какое предпринимательство развито в нашем районе?

Малое и среднее

Какие отрасли экономики охватывает малый и средний бизнес?

Учащиеся называют по таблице

Распределите эти отрасли экономики по видам предпринимательства.

Подсчитайте долю в %.

Почему малый бизнес?

Почему  сфера услуг?

Ответы обучающихся

Для чего организует своё дело? Какова цель предпринимательской деятельности?

Работа по тексту учебника с.85 «Стремление к прибыли…4 лет»

Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника.

Используя текст, найдите главное отличие дохода предпринимателя и дохода наемного работника.

В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Цена услуг труда, доход наемных работников – заработная плата. Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу.  Это гарантированный доход работника предприятия.

Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Прибыль один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли.

Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.

Проводится упражнение «Цветные карандаши».

Детям предлагается взять цветные карандаши, положенные на парту.

Учитель: Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход. Как вы распределяете свой доход?

  Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).  

Учитель: Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен  проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (Адам Смит)

Почему государство стимулирует развитие бизнеса?

Выигрывает всё общество

Значение предпринимательства для экономики государства:

  1. Предприниматель создает рабочие места.
  2. Предприниматель платит налоги и этим повышает благосостояние государства.
  3. Стремясь получить прибыль, предприниматель вносит новшества

в процесс производства (новые товары, услуги, технологии и т.д.)

Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ предпринимателя. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем  листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя  ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды  с _________________ пользой.

Вернёмся к шкале

Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.

Учитель благодарит и  оценивает работу учащихся.

Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная,  инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль. 

Бизнес – это любая (не запрещённая законом) деятельность, нацеленная на получение прибыли.

Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

nsportal.ru

План-конспект урока на тему: Ты предприниматель

Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов,   склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

    Задачи урока:

  1.  Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2.  провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала ;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору  профессии;
  4.  проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5.  развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6.  продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7.  воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

         Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

                                                                      в мире – если вы     знаете,

                                                       как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся). Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

        Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

- от своего имени,

-на свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся).  

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся).

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

         

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен  заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен. Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

 

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна  17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.

nsportal.ru

План-конспект урока по технологии (10 класс) на тему: Тема: Предпринимательство в экономической структуре общества

Учитель технологии : Дышокова Т.Б.

Тема№1: Предпринимательство в экономической структуре общества

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с историей становления предпринимательства в России.
  2. Ознакомиться с ролью предпринимательства в экономической структуре общества.
  3. Ознакомиться с субъектами предпринимательства, ее сущностью, целями и задачами.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать об истории становления предпринимательства в России.
  2. Знать о роли предпринимательства в экономической структуре общества.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 

  1. Уметь воспроизводить субъекты предпринимательства, ее сущность, цели, задачи.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: 

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель:

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела – «Основы предпринимательства».

Учитель: Как вы думаете, когда возникло предпринимательство?

Ученики: ???

Учитель: Предпринимательство возникло очень давно. Еще во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов — звероловства и бортничества.

Учитель: А кто по вашему были первыми предпринимателями?

Ученики: ???

Учитель: Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Они торговали и в Византии, и на Кавказе, и в Багдаде.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Предпринимательство в экономической структуре общества» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: А что, по вашему мнению, могло, побудило к предпринимательству в России?

Ученики: ???

Учитель:

Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства.

К XI веку на Руси появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный князем Ярославом Мудрым.

Учитель: Кто сможет сказать, что в нем было написано?

Ученики: ???

Учитель: В нем излагался принцип права владения и права неприкосновенности имущества, предусматривалась возможность продажи имущества за долги, то есть закладывалось начало понятия о банкротстве. Однако согласно тому же документу купец, вообще человек, не вернувший долга, несостоятельный должник, мог быть продан в рабство или мог сам себя продать в рабство за долги. В то же самое время в германских землях подобные споры об имущественном или денежном долге решались в судах в пользу свободы должника.

На дальнейшем развитии предпринимательства отрицательно сказалось монголо-татарское иго, задержав его на несколько столетий. Вплоть до XV—XVI веков предпринимательство существовало в виде сельских промыслов: звероловства, рыболовства, бортничества, солеварения, изготовления мочал и т.д.

С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Зарождается поколение промышленников, первыми представителями которого были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило в период правления Петра I. Число мануфактур при нем увеличилось с 10 до 230.

Дальнейший подъем предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861 год), но только проведение земельной реформы (1864 год) по-настоящему открывает путь свободному предпринимательству.

К началу XX века предпринимательством в России занималось около пяти миллионов человек. Существовало полторы тысячи акционерных компаний.

Развитию торгового предпринимательства способствовало биржевое и финансово-банковское дело. Организационными формами предпринимательства были кооперативы, артели, товарищества.

Учитель: А какая форма предпринимательских отношении бытует сегодня в нашей стране?

Ученики: ???

Учитель: Сегодня в нашей стране формируются рыночные отношения, которые способствуют возрождению предпринимательства. Но пока оно лишь начинает свой путь.

Учитель: Скажите, а что означает слово «бизнес»?

Ученики: ???

Учитель: Слово «бизнес» — «business» переводится с английского буквально как «занятие». Подразумевается же как любое занятие, приносящее доход, прибыль. В русском разговорном языке слово «бизнес» широко употребляется, однако в российском законодательстве оно не принято, там используется слово «предпринимательство».

Учитель: А что же такое предпринимательство? 

Ученики: ???

Учитель: Это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. И, пожалуй, «предпринимательство» точнее передает смысл обозначаемой этим словом деятельности: «пред» и «принять», то есть заранее принять меры, дабы получить выгоду, прибыль. И так оно и есть и по-английски, и по-русски, и по-японски, и на всех языках: занятие, дело, которое приносит прибыль.

Учитель: А кто может заниматься предпринимательством?

Ученики: ???

Учитель: Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может любой субъект права: лицо физическое или лицо юридическое.

Учитель: А кем может являться физическое лицо?

Ученики: ???

Учитель: Физическое лицо — это любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, даже лицо без гражданства, которое действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими лицами, так же как и с юридическими.

Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации предприятия, что необходимо юридическим лицам.

Учитель: А кем может являться юридическое лицо?

Ученики: ???

Учитель: Юридическое лицо — это уже организация, предприятие, фирма. Оно выступает как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, имеет свое название, устав (положение), юридический адрес, печать, расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Учитель: И, подводя итог сказанному, отметим: возможность самореализации, в том числе в предпринимательстве, осуществляется при экономической системе, основанной на частной собственности. Ибо лишь полное владение имуществом, капиталом, средствами производства, землей, позволяет быстро распоряжаться этими ресурсами; организовывать их взаимодействие наивыгоднейшим образом; опираясь на свои новаторские, творческие способности, искать, находить и внедрять в свое дело новые идеи, технологии; предлагать новые товары, услуги, формы организации труда. При том, что, осуществляя эту новаторскую функцию, предприниматель подвергает свое дело риску. И на это его толкает не только собственное желание, но и его конкуренты, то есть бизнесмены, ведущие то же, что и он сам, дело. Произведя тот же товар, ту же услугу при меньшей затрате ресурсов, значит, имея возможность продать дешевле, и потому — быстрее, конкурент быстрее возвращает затраченные на производство товара или услуг капиталы и получает возможность расширить, модернизировать свое предприятие или торговлю. Сегодня в сферу конкурентного соперничества включились и идеи экологии: экологически чистый продукт, экологичная машина быстрее находят покупателя даже при более высокой цене.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель:

Сегодня вы познакомились с историей становления предпринимательства в России, и ее роли в экономической структуре общества, а также вы узнали о субъектах предпринимательства, ее сущности, цели и задачи.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель:

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию на тему: Предпринимательская деятельность

Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е.В. МБОУ СОШ №9 г.Чехов

                                     «Предпринимательская деятельность»

«Каждому человеку должно быть предоставлено

равное право преследовать свою выгоду,

и от этого выигрывает всё общество»

(Адам Смит)

Цель: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны.

Задачи:

  • обеспечить активную позицию участников
  • способствовать формированию самостоятельных взглядов
  • формировать умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

1.Организационный момент

2.Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

В чём заключается роль производства в экономике?

 Какие отрасли современной экономики получили наибольшее развитие?

 При каких условиях продукт производства становится товаром?

В чём особенности услуги как товара?

 Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?

 Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

3. Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего нашего урока очень актуальна для современной России.

В обиходе вы наверняка слышали такое слово иностранного происхождения, как бизнесмен. Буквально это слово переводится как «человек дела», русским синонимом этого понятия является слово «предприниматель». Стоит рассмотреть, в чём же заключается предпринимательская деятельность.

Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль. Стремление к прибыли – основной мотив его деятельности.

Согласно Статье 34 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещённой законом экономической деятельности».  Такое поведение возможно, если предприниматель обладает экономической свободой, т. е. определёнными правами, гарантирующими самостоятельность принятия решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной деятельности, методов её осуществления, использования произведённого продукта и полученного дохода. Среди мотивов организации предпринимательской деятельностиможно назвать: извлечение выгоды из имеющегося имущества, возможность заработать имущество собственным трудом, инновациями, усилиями.

Актуальным вопросом является то, почему человек хочет заработать деньги. Очевидным ответом является то, что человек просто хочет стать богатым, иметь возможность позволить себе то, чего без денег он позволить себе не мог бы. Но это не единственный мотив. Зачастую люди занимаются бизнесом в том числе и потому, что их это увлекает. Бизнес – весьма азартное занятие.  Становясь предпринимателем, человек работает в той системе, которую сам выстроил собственными руками. Каждый из нас в детстве что-то строил: песочные замки, конструкции, модели кораблей, самолётов и т. д. Вам должно быть знакомо ощущение, что процесс создания некоего объекта не менее интересен, чем конечный результат ваших действий и наблюдения за ним. Процесс строительства бизнеса не менее интересен.

1. Что же  такое предпринимательство? – ваше мнение, ученики дают свое понятие “предпринимательство”. Далее, уточняется понятие в словаре (стр.221 учебника)

2. Какие моральные качества предпринимателя ты считаешь наиболее важными?

На основе определения ученики самостоятельно выделяют отличительные черты предпринимательства и записывают их в тетради, это

- хозяйственное новаторство

- экономическая свобода, инициатива и поиск участников

- риск, угроза потерь

Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного развития? Каких предприятий в стране должно быть больше – государственных или частных? Государство – помощник или помеха бизнесу?

.Обратимся к высказыванию А. Смита

А. Смит так сформулировал главный принцип рыночной экономики:“Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество”. Направленность хозяйственной деятельности на получение прибыли делает ее очень привлекательной для самых широких слоев населения Это позволяет выделить несколько значимых для общества функций предпринимательской деятельности.

“Функции предпринимательства”

Предприниматели выполняют значимые экономические функции в обществе. Среди них привлечение значимого капитала, создание новых рабочих мест, уплата налогов государству. Предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом. Данные схемы подтверждают этот тезис

Все предприниматели – достаточно активные люди, они убеждены в том, что то, чем они занимаются, обязательно принесёт прибыль и заражают этой уверенностью других. Но чтобы получить прибыль, нужно разместить некий капитал, затратить некоторые усилия, поэтому предприниматели силой своего убеждения привлекают значительный капитал в разные сферы народного хозяйства, зачастую даже в те, куда государство, в силу ограниченности своих ресурсов, деньги не вкладывает.

Предприниматели создают огромное количество рабочих мест. Если предприниматель создаёт организацию, в которой используется наёмный труд, он в любом случае создаёт рабочие места, тем самым решая такую социальную проблему, как безработица. Если говорить о масштабных, крупных проектах, то речь идёт о тысячах и десятках тысяч рабочих мест, и это, безусловно, очень важная социальная функция.

Предприниматель – это налогоплательщик. Чем больше в стране представителей этого класса, тем больше налогов собирает государство. Скорее всего, предприниматель, который работает на себя, работает крайне хорошо, так как стремится к получению максимальной прибыли. Но так устроено наше общество, что каждый гражданин РФ независимо от того, на каком предприятии он работает, часть своих доходов в виде налогов отдаёт государству. Чем больше людей, много зарабатывающих, тем богаче наше государство. А чем больше в казне денег, тем выше мера социальной ответственности государства: оно может позволить себе решать всё больше социальных проблем. Таким образом, увеличение количества предпринимателей идёт государству только на пользу.

Роль фирмы в современном обществе

До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
-"Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
-"Дело -бизнеса-бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д

Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Если же гражданин РФ создаёт некое предприятие, но при этом не привлекает наёмных работников, а работает сам, то в таком случае речь идёт об индивидуальном частном предпринимательстве. Это тоже вполне приемлемая форма ведения дел.

Так или иначе, частные фирмы и индивидуальные предприниматели должны составлять значительную часть производительных сил экономики. Это должны быть люди, которые занимаются изобретением каких-то продуктов, изготовлением этих продуктов и товаров и, самое главное, решением хозяйственных задач в сфере услуг, которые государство в силу большого количества проблем решить не в состоянии.

В некоторых странах частные фирмы и индивидуальные предприниматели являются подавляющим большинством в производственной сфере экономики, а не только в сфере услуг. В таких странах частный бизнес занимает долю от 1/3 и выше в непроизводственном и производственном секторе. Это означает, что эти страны подлинно либеральные, экономика этих стран – это экономика свободных людей. В РФ на данный момент ситуация не такая: доля государственных предприятий в экономике преобладает, а бизнес, особенно крупный, зачастую является смешанным, когда доля государства в той или иной компании существенная, если не львиная. Это говорит о том, что наша экономика пока является экономикой переходного типа, но в обозримом будущем мы имеем все шансы стать экономикой частного предпринимательства.

                                                             

 Стив Джобс прекрасный маркетолог. Замечательный учёный.

Стив Джобс – это классическая фигура, всей своей жизнью показывающая, как должен действовать настоящий предприниматель. Он должен уметь чувствовать. Безусловно, это должен быть очень образованный человек, но самое главное – это предпринимательское чутьё. Он понимал, какие именно продукты обязательно станут популярными. Стив знал, какие инновации стоит внедрять, какие девайсы принесут ему прибыль в будущем.

Продукция компаний Джобса из года в год становилась брендом, ведь он учил нас, что привычными приборами можно пользоваться иначе. Джобс не боялся менять бизнес, занимался мультипликацией, его мультики разительно отличались от  продукции, которую выпускала, допустим, компания Дисней. Вот так должен думать предприниматель. Он должен предвидеть будущее – это путь к вершине.

Цель деятельности любой фирмы – это получение прибыли.  Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек от выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию. Это рациональный подход к экономической деятельности. Предприниматель, который вкладывает деньги в собственное дело и организовывает множество процессов, разумеется, хочет видеть результат в виде получения прибыли. Но далеко не всегда такая цель является единственной. Многие предприниматели вкладывают капитал в развитие каких-то инноваций, которые только потом, через время начнут приносить прибыль. Предприниматели иногда спонсируют научные разработки в тех сферах, в которых государство вообще не принимает участия. И только потом на основании этих достижений предприниматель строит новый тип бизнеса.

На следующем занятии мы поговорим о формах бизнеса: индивидуальных предприятиях, акционерных обществах, товариществах и т. д.

 “Кто способен стать предпринимателем?”

На основе высказываний учащихся, “рисуем” портрет. “Предприниматель – это тип человека, у которого есть особые отличительные свойства и дарования”.

А теперь давайте попробуем в себя в роли предпринимателя, для этого выполним практическое задание.

Практическое задание

Задание ученикам: предложить предпринимательскую идею для того, чтобы начать свое дело в стенах школы.

Что надо учитывать при выдвижении бизнес-идеи:

- необходимость будущим потребителям: ученикам или учителям вашего товара или услуги;

- реальность осуществления идеи: в стенах школы и с точки зрения имеющихся у вас финансов;

- предложенный товар или услуга должны приносить вам прибыль.

 Учитель: “ Несмотря на активную, созидательную силу предпринимательства, роль предпринимателей в глазах современных россиян достаточно противоречива. Часть населения оценивает положительно их деловые качества, рассматривая предпринимателей в качестве движущей силы рыночных реформ. Другая часть видит в них слой, вредный для общества, имеющий низкий моральный облик (стремление к наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность).

А какой позиции придерживаешься ты?

Учащиеся высказывают свою позицию, на основе этого формулируем вывод, что цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с морально-этическими моментами, а затем с финансовыми.

Закрепление по вопросам:

  • что такое “предпринимательство”?
  • какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  • какими моральными качествами должен обладать предприниматель?
  • Появлению сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о