Лоза для плетения корзин: Заготовка лозы для плетения корзин своими руками
Как заготовить лозу для плетения корзин начинающим
Лоза – один из самых распространённых естественных материалов, которые благодаря своим удобством в работе и прочности стали основанием для создания самых разных бытовых и строительных изделий.
Из нее делают множество, как декоративных, хозяйственных вещей, так и заградительных сооружений, которые очень красиво вписываются в почти любой проект строительных работ или же косметическую отделку. Обычно, начинают с плетения корзин.
Для того, чтобы начать заниматься таким увлекательным делом, как плетение из лозы, нужно знать как и когда заготавливать и подготовить ее к работе. Эти вопросы возникают, в основном, у начинающих мастеров. Об этом подробнее.
Когда заготавливать лозу
Лоза для плетения применяется из различных растений. Главное условие — она должна хорошо гнуться. Это могут быть прутки от сирени, черемухи, винограда, ольхи, ивы. Чаще всего используют прутки из различных сортов ивы.
Прутки собираются на протяжении всего года. Весной заготавливают в период начала роста прута, в конце августа, когда он прекращает свой рост. В конце осени. либо зимой, собирают после созревания и достаточного образования нужной формы прута. Весенние заготовки получаются более хрупкими.
Пруток, который срезали весной или летом, очень хорошо очищается от коры без затрат дополнительного инструмента и сил. Молодые прутки тогда приобретают белый, с молочным оттенком цвет.
Но такая древесина не достигает достаточной и равномерной зрелости, поэтому заготавливать, лучше, поздней осенью или зимой.
Для первого сорта отбираются полностью без повреждений, бородавок, сучков и идеально ровные, второй же сорт составляют – с мелкими дефектами, но пригодные к использованию прутья.
Прутья надо сохранять (не более года) в закрытом сухом помещении при температуре 0 – 4 °С, сложенными штабелями.
Подготовка лозы к окорению
Для того, чтобы снять кору с лозы, заготовленной поздней осенью и зимой, применяют определенные технологии. Первый способ — это восстановление сокодвижения в прутках.
Для этого пучок лозы помещают в сосуд с водой на 2-3 недели. За это время восстанавливается сокодвижение и кора снимается легко.
Второй способ — это варка в воде. Котёл с водой и помещенными в него прутьями лозы ставится на огонь и кипятится до легкого отделения коры. Варить надо примерно 2-3 часа, время зависит от вида древесины и её влажности. Для легкого отделения коры после кипячения лозу помещают в ледяную воду. После этого можно снимать кору.
Для снятия коры с прутков применяют различные приспособления, называемые щемилки. Пример показан на рисунке. Они изготавливаются из дерева или металла.
Проваренные прутья, после обдирания, становятся тёмно-коричневого цвета (чем дольше варится, тем темнее становится). Готовые прутья изымают, добавляют водички, кипятят её заново и окунают новую партию и варят тем же образом.
Во время проваривания древесина выводит дубильные вещества и красящие элементы. Поэтому, чтобы раствор не красил прутки, его нужно полностью заменить после 4 – 5 варок. Проваренные прутья сразу кладут в холодную воду для остывания. Это способствует более легкому отделению коры от прутка.
Очищать прутья от коры следует в первые 4 часа после варки, ибо позже это будет происходить намного труднее.
Хранение лозы
Очищенные прутья нужно хорошо высушить, дабы не допустить потемнения, обрастания плесенью и гниения. Также, нельзя их складывать в кучи невысушенными.
Сушить их надо на настилах, ибо если сушить на земле, то это приведёт к изменению цветового пигмента, образованию плесени, и ухудшению качественных показателей прутьев.
Нормально просушенные прутки вяжут пучками и вывешивают на солнечном свету на 2 – 3 дня. После таких процедур материал готов к использованию по своему назначению.
Пересушивать лозу, не рекомендуется. Она становится хрупкой и с ней работать становится сложнее. Успехов!
как плести своими руками с видеоуроками
Из лозы плетут люди издревле, только сначала плели из виноградной лозы, потому и название такое пошло – плетение корзин из качественной лозы, хотя можно использовать для плетения прутья и других растений (малины, ежевики, смородины), которые будут более податливы для начинающих. Потом человек нашел более гибкое и прочное растение — иву. Ивовые прутья гибкие и не ломаются так, как виноградная лоза, поэтому из нее плетут и большие предметы, мебель (диванчики, столики, полочки, этажерки, кресла), а также более мелкие изделия, короба, корзины, хлебницы, блюда, вазы, статуэтки, рамки для фотографий и многое другое, на что только фантазии хватит.
Многие видели плетеные изделия и некоторые из них захотели тоже заполучить такой предмет быта в собственное пользование. Поэтому часто возникает вопрос, о том как плести большие и маленькие корзинки из лозы. Сплести своими руками возможно и совсем не сложно, только надо запастись временем, терпением и материалами для плетения.
Фото-урок по плетению корзин из лозы для начинающих
Подготовка
Для новичков в плетении из лозы полезнее будет подготовить материал самому, т.е. необходимо нарезать однолетних прутьев в большом количестве и с запасом, потому что у начинающих прутья в работе ломаются чаще. Срезать надо тонкие прутья острым ножом или секатором, оставляя на ветке еще 3-4 почки, чтобы ветка могла дальше расти.
Прежде чем срезать с определенного куста большое число лозы, надо на первой срезанной веточке проверить гибкость, т.е. надо согнуть ее со стороны толстого конца пополам, если не треснула, значит, подходит и можно дальше срезать.
Для того чтобы лоза в готовом изделии не поменяла цвет, ее следует вымочить, желательно в проточной воде (до 1 месяца), пропарить в горячей воде (1-2 часа) или выварить в кипятке (до 20 мин.), очистить от коры, а далее высушить на ровной поверхности, чтобы цвет был равномерный, без пятен. Перед самой работой лоза опять должна быть замочена в воде или завернута в мокрую тряпку и пакет, чтобы снова придать ей гибкость, так необходимую во время плетения.
Материал и инструменты
Необходимый для корзинки материал: 8 прутьев для крестовины дна, 7 мм в диаметре и длиной 20-25 см, для жесткости стенок – 15 прутьев длиной 25-30 см, а в диаметре 5-7 мм, для оплетки – 20-30 штук лозы толщиной в диаметре не более 4-5 мм, а длиной до 1 метра.
Инструменты, которые понадобятся во время работы: нож, круглогубцы, плоскогубцы, бокорезы, шилья разных диаметров, в т.ч. и толстое изогнутое шило (кочедык), груз для удерживания работы на месте и стягивающие резинки или веревка.
Плетение дна
Плетение корзинки начинается с донца. Необходимо взять 8 толстых прутьев длиною примерно, в 4 из них сделать разрез, т.е. надо посередине расколоть ножом или шилом, чтобы затем вставить еще 4 прута, так получится крестовина донышка.
Начинается оплетка крестовины техникой «веревочка», тонкие концы двух прутьев прячутся в трещину крестовины, далее прутья разделяются и один идет над осями крестовины, другой под осями, потом меняются местами и так проходят один или два ряда по кругу.
Затем оси крестовины разделяются по два и оплетаются далее.
Затем надо сделать нечетное число лучей крестовины, т.к. это нужно для простого плетения, бокорезом обрезается один из прутьев. Прутья дальше раздвигаются и углы между ними делаются одинаковыми, чтобы донышко получилось круглым и плетение было равномерным.
Так плетение продолжается пока вся длина лучей не будет оплетена, лишние концы обрезаются.
Стенки корзины
Следующим шагом будет прикрепление 15 боковых стоек в плетение донышка.
Необходимо согнуть эти стойки на 90 градусов, установить в вертикальное положение и связать вместе верхние концы стоек резинкой или веревкой.
Граница между донцем и стенками корзинки далее оплетается тремя прутами. Необходимо взять три штуки лозы и вставить в донышко тонкими концами возле каждой из трех последовательно расположенных стоек.
Крайний левый прутик обходит снаружи две стойки вправо, заходит за третью стойку во внутрь и выходит снаружи возле четвертой стойки. В той же последовательности заплетаются 2 других прутика лозы. Так сплетается несколько рядов (2-3 шт.) косички (граница перехода донышка к стенкам корзины), чтобы сформировать форму.
Плетение стенок происходит обычным способом плетения, т.е. один прут за стойкой, другой – перед стойкой.
Далее можно будет убрать удерживающую резинку и сплести столько рядов стенок корзины, насколько нужна высота корзинки. Стойки обрезаются, а оплетающие прутья прячутся в плетении.
Ручка корзинки
Необходимо взять толстый прут необходимой длины и согнуть его такой формы, какой должна выглядеть ручка в готовом виде, концы заострить и вставить в плетение стенки по обе стороны.
Вставляются рядом с толстым прутом 6 тонких прутов толщиной 2-3 мм, ими оплетается ручка, при необходимости скрепляются скотчем.
Также с другой стороны вставляются 6 прутьев и ими оплетаются в другую сторону.
Концы прутьев прячутся в плетении стенок.
Корзина готова, только необходимо подождать немного времени, пока прутья просохнут до конца.
Видео по теме статьи
Видеоуроки по теме плетение корзин из лозы для начинающих.
Методы и инструкции по плетению корзин
25.05.2016 6 комментариев
Что такое виноградная лоза?
Особенности виноградной лозы:Из-за толстой и одревесневшей коры большие части виноградной лозы имеют яркую текстуру. Сама дикая виноградная лоза растет вдоль существующей растительности, выпуская узкие лозы, которые обвиваются вокруг ветвей и листвы растений, чтобы поддерживать лозу. Эти усики появляются в виде завитков, выходящих из основных частей виноградной лозы. Мне нравится, как они вписываются в корзины, потому что они выходят за пределы виноградной лозы и представляют большой интерес. Где найти Виноградную лозу: Виноградная лоза растет в лиственных лесах по всему югу. Вы найдете виноградную лозу в большинстве лесов, которые вы посещаете, если вы находитесь на юго-востоке, а также вы обнаружите, что она растет вдоль обочин дорог или вдоль заборов. Плетение из виноградной лозы:На протяжении многих лет я использовал технику случайного плетения. Это отличный способ получить крутые формы, используя различные материалы, в том числе виноградную лозу. Случайное переплетение не имеет различимого рисунка, что делает изделия по-настоящему уникальными. Усики в виноградной лозе также добавляют интересные детали корзинам, поскольку они выступают из самих корзин. Корзины из виноградной лозы также хорошо дополняются медной проволокой и ветками, примешанными к плетению. Узнайте больше о моих корзинах из виноградной лозы здесь. Для получения дополнительной информации о плетении из натуральных материалов посетите сайт http://www.matttommey.com/basket-weaving-classes.html и загрузите мой бесплатный PDF-файл под названием «7 советов по изготовлению корзин из натуральных материалов». Внутри я расскажу вам, какие материалы подходят для изготовления корзин, когда собирать урожай, как их хранить и защищать, и даже общие инструменты, используемые в процессе сбора урожая. 6 комментариев | АвторМэтт Томми – лидер современного движения плетения корзин, занимается производством уже более 25 лет. Основное внимание в его работе уделяется использованию южных инвазивных видов растений в плетении. Он входил в совет директоров Национальной плетеной организации и преподавал в Эрроумонте, Народной школе Джона К. Кэмпбелла и других местах как в США, так и за рубежом. Архивы май 2016 г. Новостная лента |
Сплетите корзину из лозы – Новости Матери-Земли
Нажмите на галерею изображений, чтобы увидеть пошаговые схемы.
Лес был одним из моих любимых мест
, сколько я себя помню, и до сих пор я нахожу чудеса природы
завораживающими и бесконечными.
артефактов и причудливую стеклянную посуду, я всегда в восторге от
принести домой выброшенное птичье или осиное гнездо или красивые лианы
с необычными изгибами.
Моя вторая самая большая страсть — создавать вещи своими
руками. Каждый раз, когда я смотрю на приятный объект, я чувствую
необходимость превратить его во что-то — и во что-то лучшее, конечно. Мне
и близко не хватит одной жизни, чтобы попробовать все, с чем я хочу поэкспериментировать. Какое-то время
глина была моим любимым материалом, потому что она давала
законный повод поиграть, испачкаться и, по сути, сделать
гигантский бардак. Создание красивого и презентабельного объекта было
вишенкой на торте.
Но потом я открыла для себя плетение и увлеклась своим первым творением
. Как и в случае с гончарным делом, вы можете играть и устраивать
беспорядок, в то время как появляются красивые объекты, но вам не нужно
ждать окончательного результата — в
печи нет ни обжига, ни поломок, ни сомнительной глазури.
Была только одна проблема: чем больше я увлекалась плетением
, тем больше меня не устраивал материал, который
Я покупал. Сначала мне приходилось полагаться на поставки материалов
по почте, а это означало, что я не мог судить о качестве материалов
до совершения покупки. Поэтому я был в восторге, когда
обнаружил, что могу делать красивые корзины из
сокровищ, найденных в лесу. Купленные деревянные обручи
не могли сравниться с волшебно закрученными ручками из лозы
, которые я раскопал в своих исследованиях. Моя давняя любовь, прогулка по лесу
, теперь, к счастью, стала необходимостью.
Один из самых простых способов для новичков познакомиться с
плетение — попробовать произвольное плетение — отличный, безотказный проект
. Все, что вам нужно, это пучок длинных и гибких лиан
(я предлагаю жимолость), пара прочных садовых ножниц
и несколько стяжек. Вы можете использовать свежие лозы или
сначала прокипятить их, чтобы удалить кору.
плетение не характерно для этого стиля — вы даже можете собирать и
ткать одновременно. Техника ткачества состоит 90 058 из простого изготовления каркаса и заполнения пробелов. Для
меня, это быстрый, веселый и расслабляющий проект, который нужно выполнить в конце дня
.
Указания по случайному переплетению
Рыночная корзина
1 .
Из одного длинного непрерывного куска лозы сформируйте два больших кольца
под прямым углом друг к другу. Использование одной лозы
позволяет использовать естественное соединение обручей
вместе (см. рис. 1).
2 . Укрепите эти обручи не менее чем
еще двумя свободно скрученными лозами вокруг исходных обручей.
Держите все лозы в одном направлении, когда вы обкручиваете
вокруг рамы (см. Диаграмму 2).
3 . Продолжайте добавлять новые лозы, всегда
, начиная с края.
раз в том же направлении, что и другие лианы, образующие
обруч. Пока вы заполняете рамку, представьте, что
— это арбуз, покоящийся в корзине, заключенной в плетение
. Это поможет вам сохранить ощущение формы корзины
(см. рис. 3).
4 . Сформируйте дно корзины с помощью лозы
, начинающейся в центре горизонтального обруча и двигающейся
к нижней раме корзины (нижняя часть
ручки). Оберните нижнюю раму и продолжайте
вокруг другой стороны корзины до противоположного края
. В этот момент, и каждый раз, когда вы подходите к ободу
, полностью обойдите его — не просто зацикливайте
— чтобы зафиксировать плетение на месте и сделать так, чтобы лоза
ровно лежала вдоль верхней части корзины. это важно
сделать это правильно, иначе обертка
выскочит и будет казаться рыхлой и плохо сплетенной (см. Диаграмму 4).
5 . Продолжайте плетение случайным образом от стороны к стороне 90 058 в разных направлениях, пока форма корзины не станет 90 058, определяемой как минимум четырьмя-шестью лозами.
временно удерживать лозы на месте, где они пересекают одну
другую. Не забывайте полностью оборачивать ободок
каждый раз, когда до него доберетесь (см. рис. 5).
Пока плетешь помни невидимый арбуз в
центр – обойдите его, а не сквозь него. Когда у вас будет
несколько лиан, начните переплетать их под и над ними с помощью
новых. Новым ткачам больше не нужно идти от края к краю,
, но в любом направлении, необходимом для определения пространства. Пройдитесь по
лозам, которые торчат, и под теми, которые нужно вытолкнуть
. Плетение снизу-сверху фиксирует лозы на месте
и укрепляет форму. Диаграмма иллюстрирует самый быстрый способ
закрепить лианы, но не единственный способ. Удалить поворот
связывается, когда каркас защищен.
Продолжайте плести, пока корзина не станет прочной и не наполнится
по вашему вкусу. Беспорядочно сплетенная корзина может быть открытой и воздушной
или наполненной.
беспроигрышный вариант, так что получайте удовольствие от плетения. Я заполнил все
одиночных отверстий, когда делал свою первую корзину. Однако последующие,
, стали более открытыми и свободными. Обычно я добавляю
материалов, пока корзина не станет похожа на гнездо.
Два полезных совета
Начинайте и заканчивайте все лианы на ободе, чтобы концы
можно было заправить. Если это произойдет,
просто поднимите еще одну лиану над ручкой и переплетите ее
с остальными.
Набор прекрасных лоз
Если эксперименты с различными корзинами из лозы
кажутся вам занятием, в котором вы хотели бы принять более активное участие —
и я предупреждаю вас, это может вызвать привыкание. Он даст вам краткое описание нескольких лиан,
, а также советы по их поиску и выращиванию.
Глициния, жимолость, кудзу, виноград, лиана Вирджиния и
акебия — это виноградные лозы, которые я чаще всего использую в своей корзине
, главным образом потому, что они доступны мне в
Среднеатлантическом регионе; конечно другие части страны 9У 0058 тоже есть интересные лозы, которые только и ждут, чтобы их попробовали.
Supplejack (Berchemia), , который растет на юге,
на самом деле не слишком гибок, но образует восхитительный искривленный каркас с гладкой серо-зеленой корой.
Горько-сладкий (Целаструс) имеет сходные характеристики с
, но его кора неровная, серая и крапчатая.
Имейте в виду, что ни аппликация, ни сладко-горькая ткань
не особенно хороши. Киви
, которая считается потрясающим материалом для корзин. Найдите то, что подходит
ваши потребности просто требуют экспериментов.
Глициния. Если бы я мог иметь только одно плетеное растение
, это должна была бы быть глициния. Мне еще предстоит найти технику
, которую нельзя было бы использовать с какой-либо частью лозы глицинии
. Большой верхний рост — с его замечательными
изгибами и поворотами, образованными его ростом вокруг деревьев и
других препятствий — мой любимый каркас. Длинные побеги
, которые являются его средством размножения,
— самые гибкие из крупных ткачей; полдюйма
Ground Runners можно использовать без расщепления.
глицинии является ценным товаром, поскольку, хотя она и тонкая,
она чрезвычайно прочная и из нее можно сделать прекрасный
Глицинию лучше всего собирать, когда она убежала в дикую природу
, поскольку культурные растения не деформируются
столько же, когда они вырастут. В центре переднего двора моего соседа
растет глициния, которая так тщательно подстрижена, что я бы не узнал ее, если бы она не цвела — там нет материалов для плетения
. Если на ухоженной лужайке
растет глициния, ее побеги, скорее всего, были испорчены газонокосилкой
.
Жимолость. После глицинии жимолость
стоит на первом месте в моем списке предпочтений. Обычно он растет
на участках, которые возделывались, а затем забрасывались. Это
также процветает вдоль рядов между полями и переулками, а в
— живых изгородях и кустах.
, но ей нужно слишком много света, чтобы расти глубоко в лесу
. Поскольку жимолость, как известно, душит менее
агрессивных растений, многие люди более чем готовы позволить
собирать урожай со своей собственности. На самом деле, они часто будут звонить вам по номеру
, если узнают, что вы этого хотите.
Большинство изготовителей корзин любят снимать кору с жимолости, потому что
она скручивается на лозе и постоянно осыпается, если только
0058 удален. Поэтому весна — хорошее время для сбора, так как
поднимающийся сок облегчает удаление коры. Однако, если вы соберете его
в другое время, просто прокипятите его, чтобы удалить кору.
Полученная лоза гладкая, твердая, светлого цвета,
хорошо впитывает краску.
Кудзу. В 1930-х годах кудзу был импортирован
лоза для начинающих, потому что она очень проста в использовании.

используется в Японии в качестве корма для скота,
лекарства, еда, напитки, бумага и ткань. К сожалению,
необычайная прочность лоз кудзу приводит к тому, что они
засоряют механизмы нашего механизированного общества, и поэтому здесь, в
Соединенных Штатах, он считается скорее сорняком, чем полезным растением. Он просто продолжает расти, покрывая
деревьев, домов и все, что встречается на его пути.
Верхний рост похож на глицинию,
, но не такой древесный или крепкий. Это нормально для фреймворка
на декоративном элементе, но он не такой прочный, как можно было бы ожидать от
лозы такого размера. Кора, которая
практически не рвется, имеет разную толщину в зависимости от размера лозы
или даже для веревок. Мои любимые части, тем не менее,
наземных бегунов, которые просто продолжаются и продолжаются. Если использовать цельные,
они перегибаются, но в разобранном виде они удивительно гибкие.

Нет никаких поломок или трещин, которые вы получаете с
так многими другими лозами.
Виноградная лоза. Первая лоза, о которой все думают
в связи с корзинами, обычно является виноградной лозой. Я люблю его
восхитительных усиков, которые я только недавно начал использовать
для миниатюр произвольной формы. Виноградные лозы могут быть дикими или
культивируемыми, и они, как правило, более прямые, чем другие
лозы, что позволяет им иметь более традиционную форму. Это
мускатных лоз, виноградная лоза не очень гибкая и составляет
плохие ткачи, даже в меньших диаметрах. Хотя я люблю
кору, я почти всегда варю и счищаю любую виноградную лозу
, которую использую. Склонный к насекомым, он становится еще более восприимчивым, если оставить кору. Кипячение убивает все яйца внутри лозы
, которые могли вылупиться позже.
Следует отметить, что мускат ( Vitis rotundifolia), растущий только в теплом климате,
можно использовать в плетении, где нет резких изгибов.
Его воздушные корни маленькие (хотя и довольно декоративные) и 9Новичкам 0058 часто не нравится работать с
, потому что они цепляются за все.
Vi лиана rginia. Эта лоза
распространена на большей части территории Соединенных Штатов, но
, потому что после высыхания он никогда не сможет восстановить свою полную гибкость
. Как и в случае с кудзу,
предпочтительных переплетений — это длинные бегуны по земле; крошечные усики добавляют много.
Акебия. Японский импорт, акебия
может использоваться в собранном виде или с удаленной корой. Вареную, полосатую
акебию можно красить, но я предпочитаю использовать именно
натуральную. Тонкая версия кудзу, эта лоза отлично подходит
для плетения миниатюрных корзин или для создания больших корзин
, где маленькие ткачи работают лучше всего.
Примечание редактора: Дорик Мессик является частым руководителем мастерской
как на национальных, так и на региональных плетеных конвенциях.