Лиговский мост – 2GIS Captcha

Ново-Каменный мост в Санкт-Петербурге - СПб ГБУ Мостотрест

Характеристики моста

Ново-Каменный мост переброшен через Обводный канал в створе Лиговского проспекта. Это однопролетное железобетонное сооружение длиной 44,8 метра и шириной 45,2 метра. Пролетное строение представляет собой  трехшарнирную раму из сборных элементов, устои железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.

С четырех сторон моста устроены лестничные спуски на нижний ярус набережной. Лестницы и стенки набережной облицованы гранитом. Перила — металлические простого рисунка.

История моста

Первый мост через Обводный канал в том месте, где сегодня находится Ново-Каменный мост, представлял собой мост-акведук для пропуска вод Лиговского канала к центру Санкт-Петербурга. Акведук соорудили в конце 1800-х годов при прокладке восточного участка Обводного канала; работы велись под руководством инженера Ф.И. Герарда. Переправу назвали Ямской водопроводный мост по расположенной здесь Ямской слободе.

В 1816–1821 годах по проекту инженера П.П. Базена деревянный акведук перестроили в однопролетное каменное арочное сооружение длиной 25,6 метров с пологим гранитным сводом и деревянными водопроводными руслами. Устои и фасады моста были облицованы гранитом, проезжая часть ограждена чугунными перилами.

В 1846–1848 годах мост капитально перестроили в кирпиче и граните по проекту инженера путей сообщения А.Н. Еракова. Мост был однопролетный, арочной конструкции, протяженностью 42,7 метра. Воды Лиговского канала пропускались по открытому лотку, на берегах Обводного канала располагались гранитные бассейны. Устои моста были каменные на свайном основании, облицованы гранитом. С четырех сторон к воде спускались гранитные лестницы.

Мост получил название Новый Каменный, так как в городе уже существовал Каменный мост, перекинутый в 1776 году через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Также параллельно употреблялись такие названия, как Ново-Каменный, Новокаменный, Каменно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской.

В течение XIX века мост несколько раз ремонтировали без изменения конструкции и архитектурного облика. В начале 1880-х годов по набережной Лиговского канала была проложена линия парового трамвая.

В 1892 году Лиговский канал на этом участке засыпали. В 1895 году был ликвидирован лоток на мосту, а в начале XX века — гранитные бассейны.  В те же годы проезжую часть моста расширили за счет выноса тротуаров на консоли. Установили новые чугунные перила с орнаментом в восточном стиле.

С 1914 года через мост начал ходить электрический трамвай.

К середине 1950-х годов переправа перестала справляться с возросшей транспортной нагрузкой на Лиговский проспект и набережную Обводного канала. Было принято решение о реконструкции моста и создании транспортной развязки.

В 1969–1970 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова был сооружен новый железобетонный мост.  Под Лиговским проспектом проложили транспортный тоннель, набережная стала двухъярусной.

Движение по новому мосту было открыто 7 ноября 1970 года.

В 2007 году на мосту произвели капитальный ремонт трамвайных путей: заменили гидроизоляцию и уложили новые рельсы. В 2016 году произведена замена дорожного покрытия.

 

Дополнительная информация

Лиговский канал построен в 1718—1721 годах по проекту инженера Г.Г. Скорнякова-Писарева для снабжения Санкт-Петербурга питьевой водой, затем он служил также для водоснабжения фонтанов Летнего сада. Канал канал начинался к юго-западу от Петербурга у реки Лиги (ныне р. Дудергофка) и заканчивался искусственным бассейном на углу Бассейной улицы (ныне ул. Некрасова). Оттуда вода поступала в Летний сад по трубам. Перед самым Летним садом эти трубы пересекали реку Фонтанку через акведук, на месте которого сегодня расположен Пантелеймоновский мост. 

 После наводнения 10  сентября 1777 года фонтаны Летнего сада были разрушены и канал утратил свое значение, последствии он был засыпан.

mostotrest-spb.ru

Лиговский канал Википедия

Лиговский канал

Лиговский канал у Знаменской церкви. Фото 1860-х
Расположение
Страна
  • Россия Россия
Субъект РФСанкт-Петербург
в ГВР01030000722302000025315[1]
Характеристика
Длина23 км
Водоток
ГоловаДудергофка
59°47′06″ с. ш. 30°09′09″ в. д.HGЯOL
УстьеКрасненькая 
59°51′29″ с. ш. 30°17′29″ в. д.HGЯOL
— голова, — устье

ru-wiki.ru

Литейный мост. История и мистические легенды

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка...

И.И. Демьянов

Литейный мост - самый мистический мост Санкт-Петербурга.
На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название «Воскресенского». Затем его перенесли к Летнему саду а прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги... расследования...

Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла - проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, "экономичный" проект "попросили" инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое...

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.


Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.

Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер"... обычное для России дело... Мост был разводным, но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.


«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.

Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II).  Однако название Александровский не прижилось, и позже он был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты. Разводил этот мост и стоял под пролетом, ссылка на пост ниже.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И пот легенде, река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать, когда каждый камень был наперечет не понятно.

Гуггл уверяет, что Атакан выглядел примерно так, но я что-то сомневаюсь...

Но какой бы ни была версия, главным было то что Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим....

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот. Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Существует легенда, что мост-оборотень видели еще до начала его строительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил, что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят, призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерении?

Призраки. Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок, леших, разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших  императоров, но это все до исторического материализма. А вот уже после революции, тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности. Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.

А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрака...

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту.

«Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число. Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.
Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место


Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).


«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.

Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Как разводят "Литейный мост" Петербурга? Репортаж из "брюха моста"

Мост после разведения. На фото стоит вертикально почти две тысячи тонн... самый большой и тяжелый В МИРЕ пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

     

Проишествия, тайны, интриги, расследования... 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома» — здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память...

Акция «Х*й в плену у ФСБ!»  прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.

Понаехало с Москвы
Протестующих с "Войны"
Так протест тот получился,
Что "Литейный" возбудился... (мАё)

Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.

7 апреля 2011 года данная акция была отмечена премией «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» министерства культуры Российской Федерации)))) не фейк - 400 000 рубликов отвалили.

Даже марки выпустили посвященные этому эпохальному событию (но в Норвегии)))) на фото слева.

На премию народ тут же откликнулся стихами (отрывок из поэмы):

...Я старался, как ребёнок,
Вывел хер - длинной в версту!
Им - четыреста тыщёнок,
Мне - лишь то, что на мосту.  (народное)

Нынче у моста развязки и тоннели... имеются широкие спуски к Неве с двух сторон.

     

Длина современного моста после реконструкций 394 м, ширина моста между перилами 34 м, из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м.
    

Далее еще фото современного Литейного моста.

    

   

Вид с моста зимним вечером.

Вид с Литейного моста

Основной источник: "Тайны ХХ века, №4, февраль 2010", "Легенды Питера", цифры с Вики. Часть фото (С) pastvu.com и интернет.

pantv.livejournal.com

Литейный мост, Санкт-Петербург. График разводки Литейного моста в 2019 году, отели, фото, как добраться – Туристер.ру

Санкт-Петербург — город мостов, их насчитывается 342 в городской черте, 13 из них являются разводными.

Литейный мост — разводной мост в Санкт-Петербурге, является вторым постоянным, после Благовещенского, мостом, сооруженным через реку Неву. Створы Литейного моста соединяют Центральную (Литейный проспект) и Выборгскую (улица Академика Лебедева) части города. Длина моста около 400 м, ширина моста — 34 м, 28 м из них занимает проезжая часть, тротуары — еще 6 м. Литейный мост построен через самое глубоководное место Невы — более 24 м. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года.

График разводки Литейного моста в 2019 году

Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Так как река Нева — судоходная и по ней через центр Петербурга обеспечен проход кораблей из Финского залива Балтийского моря в Ладожское озеро, все мосты в этой части города являются разводными. Полюбоваться величественными мостами днем, конечно же, обязан каждый, посещающий город, но развод мостов ночью — по сути насущная необходимость жизни портового города — является удивительным зрелищем, которое непременно стоит увидеть, будучи в Петербурге.

Мосты города разводят поочередно, с интервалом примерно в несколько минут, подстраиваясь под движение судов. Развод Литейного моста осуществляется ежедневно в период навигации в 01.40 ночи и длится до 04:45 утра. Время разведения Литейного моста — одно из самых продолжительных в Санкт-Петербурге.

График развода мостов в Санкт-Петербурге

Стоит отметить, что разводным является только один пролет Литейного моста, что, возможно, выглядит менее живописно, чем, например, развод двух пролетов Дворцового моста, но учитывая ширину и торжественную мощь Литейного, зрелище это действительно завораживающее и захватывающее.

История Литейного моста

Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.

Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского). После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.

После срыва действующей наплавной переправы бурный ледоходом весной 1865 года необходимость ее замены на более прочную постоянную конструкцию стала очевидна. 22 апреля 1871 года Городской Думой был объявлен открытый конкурс на проект сооружения Литейного моста. Было представлено 17 проектов. В декабре 1872 года экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста английскому проекту «Вестминстер». Однако, позже было принято решение отказаться от его воплощения. Была создана новая комиссия, решением которой сооружение моста было доверено инженеру-полковнику А. Е. Струве и инженеру-капитану А. А. Вейсу.

Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов. Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью. Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.

Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент. Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов. Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.

Работа земелекопов была не только тяжела, но и опасна. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли 5 рабочих. Через год, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, погибли 9 человек. Строительные работы были возобновлены на этом месте только через год.

Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу. Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.

Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.

В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.

  • Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря этому стало возможно трехрядное движение транспорта по мосту;
  • На подъездах к мосту были построены двухуровневые транспортные развязки, сооружены гранитные спуски к реке и обустроены пешеходные дорожки;
  • Историческая решетка неразводной секции моста была сохранена, а для разводного отсека были отлиты ее копии из легкого сплава. Сегодня решетка Литейного моста является объектом культурного наследия регионального значения;
  • Разводной теперь стала центральная часть моста: она поднимается под углом 67 градусов и со стороны Литейного проспекта выглядит практически как вертикальная стена, что очень впечатляет очевидцев.

Название моста

Первоначальное название моста, которое присвоили ему в 1879 году — мост императора Александра II, совершенно не прижилось. Горожане всегда называли мост Литейным, по названию одноименного проспекта. После революции 1917 года мост официально стал называться Литейным.

Интересное рядом

С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от Литейного моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.

Литейный мост находится в исторической части Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы города. Планируя пешеходную прогулку по центру Петербурга, например, по Невскому проспекту, следует свернуть на Литейный проспект и пройти по нему до моста, никуда не сворачивая, путь составит порядка 2 км. Прогулка по Литейному проспекту сама по себе также будет очень интересна и насыщена интересными местами. По пути следования вы увидите и, возможно, захотите посетить, сквер Дружбы — уголок Китая в Петербурге, памятник и музей А. А. Ахматовой, памятник и музей-квартиру Н. А. Некрасова, музей-квартиру Иосифа Бродского, Спасо-Преображенский собор, помещение Нового Арсенала, знаковое здание Большого Дома на углу Литейного проспекта и Захарьевской улицы.

Как добраться

На общественном транспорте добраться до Литейного моста очень легко: ближайшая станция метро — Площадь Ленина расположена в пешей доступности от достопримечательности, на расстоянии 800 метров.

Схема транспорта Санкт-Петербурга

Через Литейный мост следуют троллейбусы маршрутов № 3 и № 8, маршрутные такси (очень распространенный вид транспорта в Санкт-Петербурге) № № 90, 107, 177, 212, 258.

Географические координаты Литейного моста 59.951844°, 30.349438°

Также возможно доехать из любого района города на такси, используя сервисы Uber, Gett, Яндекс такси, Киви такси, такси Максим.

Литейный мост на панораме Google maps

Развод Литейного моста на видео

www.tourister.ru

технические особенности и малоизвестные факты

Литейный мост – известный мост северной столицы, который стал вторым постоянным сооружением этого типа. Он соединяет улицу Академика Лебедева и Литейный проспект. При строительстве этого моста в Санкт-Петербурге были использованы различные технические новшества, например, для освещения пролетов устроено электричество, а для изготовления несущих конструкций выбрана сталь вместо чугуна.

Из истории моста

Свое название мост получил по названию Литейного двора, находящегося на левом берегу Невы. В честь празднования двухсотлетия Петербурга мост был переименован в Александровский (1903 год) в честь царя. Свое начальное название мост вернул только в 1917 году после революции, когда все царские названия стирались с карты города.

До основания Петербурга на месте Литейного моста была переправа, которая соединяла оба берега Невы. В 1786 году был возведен наплавной Воскресенский мост, позже его назвали Петербургским и сместили ниже по течению.

Вместо него появилась другая переправа – она служила около 50 лет. Когда Литейный двор был разобран, а одноименный проспект продлен до Невы, к нему был подведен наплавной Воскресенский мост. После постройки постоянного Литейного моста временный Воскресенский мост был разобран.

Строительство

История Литейного моста началась в 1875 году – 30 августа заложили первый камень сегодняшнего сооружения. Поводом для возведения постоянного моста послужил срыв переправы наплавного типа бурным ледоходом.

Строительство продолжалось четыре года, так как постоянно возникали различные трудности. Нева в этом месте имеет самую большую глубину – до двадцати четырех метров, а на дне слой илистой глины. Фундаментами для всех опор стали кессоны, размеры которых превосходили размеры всех изделий, использовавшиеся ранее в России.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году.

Описание

Конструкцию моста образуют шесть пролетов. Пять перекрыты клепаными пролетными строениями арочной формы, шестой – поворотный разводной. Каждый пролет состоял из тринадцати двухшарнирных арок. Устои моста массивные, выполнены из монолитного бутобетона и облицованы гранитом.

Сооружение имеет перила двух типов:

  • Для разводного пролета – металлические кованые с обычным рисунком.
  • Решетки с высокохудожественным литьем, выполненным по эскизам архитектора Карла Рахау. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на нем можно видеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Разводка

Раньше разводку Литейного моста обеспечивал так называемый ворот, который приводился в движение восемью рабочими. Позже вместо него была установлена водяная турбина. Проход для судов открывался через двадцать минут. В Петербурге это был единственный мост, оснащенный подобной системой разводного пролета.

Сегодня развод Литейного моста осуществляется ежедневно. График разводки  с 1:40 до 4:45 часов.

Реконструкция

В 1964 году была закончена реконструкция Волго-Балтийского канала. В результате возникла необходимость обеспечить удобное сообщение по Неве. Именно поэтому и начался ремонт Литейного моста. При выполнении работ были переделаны верхние части опор, установлены новые пролетные строения из металла. Разводной пролет, который был поворотным, заменили на раскрывающийся и сместили ближе к центру.

Новый Литейный мост стал на десять метров шире, количество пролетов достигло шести. Перила пяти пролетов остались неизменными, а для разводного были использованы копии старых перил, изготовленные из легкого сплава. Также поставили новые фонари, оформление которых соответствовало рисунку решетки Литейного моста.

Под мостом вдоль набережной оборудованы дорожки для пешеходов, устроены гранитные спуски к реке, на подходах к переправе возведены двухуровневые транспортные развязки. Также убрали большого быка у разводного устоя, благодаря чему мост стал более красивым.

Мистика Литейного моста

Вокруг сооружения витает много рассказов и легенд, а район, где он находится, считается одним из самых загадочных в городе. Одна из легенд рассказывает о священном валуне на дне реки. В древние времена ему приносились человеческие жертвы. Говорят, что камень притягивает новых жертв. При возведении опор гибли люди – всего около тридцати человек.

По другой легенде мост обладает магической силой, которая притягивает самоубийц. В народе мост называют оборотнем. Статистика подтверждает, что ежегодно с моста прыгают те, кто не хочет больше жить. Предание говорит, что раньше на этом месте стоял мост-призрак, открывавший проход в параллельные миры. Каждый, кто искал смерть, находил этот призрачный мост и в тумане исчезал навсегда.

Литейный мост для туристов

Благодаря невероятной красоте и ауре таинственности мост притягивает к себе толпы туристов. Они хотят насладиться впечатляющим видом сооружения, которое особенно эффектно смотрится во время белых ночей. Несмотря ни на что, поток желающих сфотографироваться на Литейном мосту не иссякает.

Интересные факты

  • В 2002 году с опорой моста столкнулся сухогруз «Каунас», в результате чего судно пошло ко дну.
  • В 2010 году на Литейном мосту проходила скандальная акция арт-группы «Война», после которой все узнали о существовании протестного уличного искусства. Участниками группы на дорожном полотне разводной части моста был изображен мужской детородный орган, и при разведении моста изображение моста оказалось прямо напротив здания Санкт-Петербургской ФСБ.
  • Ограждение Литейного моста входит в реестр объектов культурного наследия России.
  • Во времена ВОВ в один из мостовых пролетов попала бомба, но взрыва не произошло, и бомба только пробила мост.
Загрузка...

Ещё интересные сооружения

architectureguru.ru

О Петербурге - Литейный мост

Шестипролетный Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Перпендикулярно мосту, от Невского проспекта, начинается Литейный проспект, прямым продолжением которому и служит выстроенный мост. Далее, на Выборгской стороне, с моста можно попасть на улицу Академика Лебедева, которая вскоре заканчивается в заводских кварталах. Чуть раньше, направо от этой  улицы, при желании, можно попасть на Финляндский вокзал.    

Длина Литейного моста равна 396 метров, а ширина  - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонн.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Решение о сооружении моста было принято на самом высоком государственном уровне. Необходимость в этом возникла тогда, когда в конце 19 века Выборгская сторона приобрела статус быстро развивающегося центра фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост стал катастрофически не справляться с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Такое положение дел заставило принимать срочные меры, и вот 22 августа 1869 года городская Дума Петербурга вынесла свой вердикт: «Быть новому мосту!». С этого момента был объявлен большой конкурс, в котором участвовали многое иностранные инженерные и архитектурные гении, представившие свои проекты. Из 17-ти предъявленных на конкурс, победу одержал проект  русского военного инженера А.Е.Струве, который предложил самое экономичное и элегантное решение.

Так, в 1875 году, 30 августа,  и были начаты работы по строительству нового моста, руководить которыми был назначен  А.Е.Струве, а помогали ему в этом инженеры Баторский, Мазинг Вратновский, и Альберт. Нужно отметить, что впервые в России при сооружении этого моста был применен кессонный метод строительства. Заключался он в том, что на дно Невы, достигающее в этом месте своей максимальной глубины, опускались большие металлические ящики. Затем, под большим давлением из них выкачивалась вода, после чего в кессоны могли спускаться рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи. На этом,  технические новинки, не встречавшиеся в мире до того времени, и примененные в строительстве Литейного моста, не заканчивались. Широкое и смелое применение стали в качестве материала при изготовлении несущих элементов пролетных строений, было в те дни настоящей сенсацией. Кроме того, Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенный электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку, названную свечой Яблочкова. После того, как ученый запатентовал свое изобретение в Европе, он вернулся в Россию и открыл электротехнический завод, надеясь наладить свое дело. Но, вот странность, консервативные соотечественники не торопились покупать новинку. Ситуацию спасли, подрядчики, строившие мост, которые решили опробовать изобретение. Так, Литейный мост вошел в мировую историю инженерных сооружений и архитектуры.

Нельзя не отметить, что при строительстве моста не обошлось и без трагичных моментов. Дело в том, что неблагоприятные условия при подводных работах, привели к человеческим жертвам. Так, 16 сентября 1876 года пять человек погибло, когда жидкий грунт со дна Невы хлынул в кессон из-за резкого оседания опоры. Еще девять жизней рабочих было унесено взрывом в одном из кессонов, когда производились работы по закладке фундамента под речные опоры. 

Не смотря на эти неудачи, сооружение моста было закончено в намеченный срок, и 30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил  чин генерал-майора. Решением городской Думы, новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный. Так, не прижившееся название кануло в лету,  да и по правде сказать, народное название моста звучит гораздо органичнее.               

Возведенный мост предстал шестипролетным сооружением. Пять пролетов его перекрывали арочные клепанные металлические пролетные строения, а шестой пролет с разводным механизмом, располагающийся у левого берега Невы, перекрывался поворотной решетчатой фермой, так же сделанной из металла. При разводке моста, эта ферма вращалась на вертикальной оси, располагающейся на первой массивной и широкой речной опоре. Интересно, что разводка моста, предназначенная для свободного пропуска судов, приводилась в действие при помощи простейшего механизма, который функционировал с помощью восьми сильных рук рабочих. Со временем, разводное устройство моста было модернизировано и заменено на водяную турбину, мощностью 36 литров, питавшуюся от городского водопровода. К слову сказать, Литейный на тот период времени, был единственным мостом, имеющим такую систему разводного пролета.

Ограждением моста послужили перила двух видов. На разводном пролете были установлены металлические, кованные и с простым рисунком перила, которые казались легкими, почти прозрачными. На остальном протяжении конструкции моста перила тяжелые, с чугунными литыми секциями между такими же стойками. Справедливым будет отметить, что перила Литейного очень красивы и представляют собой по истине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора  К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга -  щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно  завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину. Замечательно, что в рисунке решетки перил проступает тенденция, характерная  для архитектуры 2-й половины 19 века -  смешение стилей. Например, меандр, окаймляющий каждое ее звено, по праву считается излюбленным мотивом античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают стиль барокко.

Во время Великой Отечественной войны мост пострадал от попадания бомбы, которая буквально пробила его. Поэтому, а так же  в целях улучшения плавания судов, в 1966-1967 годах мост был практически обновлен и реконструирован по проекту архитектора Ю. И. Синицы и инженеров Н. Д. Шипова, К. П. Клочкова, Л. А. Вильдгрубе. Руководить этим процессом был назначен инженер Ю. Р. Кожуховский. В ходе реконструкции были заменены металлические строения, а разводной пролет, ставший раскрывающимся, перенесен к более глубокой части русла Невы. Необходимость такого совершенствования возникла из-за того, что прежний разводной пролет был мелок и тесен для крупных морских судов, которые в большом количестве стали приходить в Петербург  из Волго-Балтийского канала. Ширина моста также существенно изменилась – ее увеличили на 10 метров, благодаря чему на мосту появилась возможность организовать трехрядное движение транспорта. Разводное крыло моста достигло 55 метров и рекордного в мировой практике веса, а разводной механизм, снабженный гидроприводом, стал поднимать разводное пролетное строение, массой в 3225 тонн всего за 2 минуты. Реконструкция коснулась и внешнего вида моста, например, исчез огромный бык, расположенный вблизи берегового устоя, ранее служивший основой для вращения разводной части и так не вписывающийся в общий силуэт сооружения. Не остались без внимания и ограждения, которые были сохранны в первоначальном виде, и фонари, которые были заменены на новые, оформленные в духе художественных особенностей самой ограды. Одновременно, под мостом, были выложенные пешеходные дорожки, имеющие гранитные спуски к воде. На обоих берегах реки, на въездах на мост,  были сделаны развязки движения транспорта в двух уровнях.

На сегодняшний день, облик Литейного моста в некоторой степени перекликается с контурами своего предшественника, но выглядит вполне современно. Пролеты его перекрыты стальными балками, очертаниями которым служат плавные кривые линии. Опоры моста одеты в нежный, светло-розовый гранит. Тем не менее, Литейный мост представляет собой типичное инженерное сооружение эпохи развития капитализма, когда даже к таким масштабным объектам градостроительной архитектуры, не предъявлялись особые художественные требования.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

opeterburge.ru

Литейный мост в Санкт-Петербурге - график разводки

МостРекаПрекращение движения транспортаНачало разводкиОкончание разводкиОткрытие движения транспорта
ЛитейныйНева1:401:504:404:45

Литейный мост в Санкт-Петербурге получил свое название от Литейного двора, находящегося на левом берегу реки. В 1879 году (когда открылся постоянный мост) он был переименован и назван в честь императора Александра II (Александровский мост), но после 1917 года вернулось первоначальное название.

До возведения постоянного моста на его месте существовала переправа из России в Швецию. Но в 1865 году произошел срыв переправы ледоходом, и обнаружилась необходимость постройки постоянного моста.

Литейный мост проходит над самым глубоким местом Невы, глубина составляет 24 метра, с этим были связаны трудности в строительстве, т.к. грунт в этом месте обладает плохой несущей способностью.

Тем не менее, старый мост прослужил около 85 лет. Сейчас у него самый тяжелый разводной пролет в мире (вес около 3200 тонн), во время разводки он поднимается на 67 градусов на две минуты. Во избежание ещё большей нагрузки на разводном пролете установлены алюминиевые ограждения.

Общая длина моста 396 метров, а ширина 34 метра. Мост привлекает внимание самых разных людей. Одни вспоминают мистические истории, связанные с ним, другие видят мистику даже в числах, характеризующих длину и ширину моста, а некоторые проводят здесь свои акции. Скандально известной стала акция группы «Война». Активисты за 23 секунды нарисовали огромный фаллос на дорожном полотне разводной части моста, и во время разводки 65-и метровый рисунок поднялся напротив здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу. Акция была приурочена ко дню рождения Че Гевары.

Если вы хотите увидеть этот легендарный мост во время разводки – не забудьте посмотреть расписание начала и окончания разводки. В этом поможет наш сайт, просто щелкните по интерактивной карте и узнайте информацию, которую нужно. Фото Литейного моста ночью во время разводки, сделанные вами, ещё долго будут напоминать о чудесно проведенном времени.


Посмотреть график разводки всех мостов »

mostobook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *