Фуд трак что это такое – Что такое фудтрак?

Вся правда о фудтраках • Retrailer

Последние 4 года тема фастфуда в крупных городах нашей страны начала приобретать совершенно иную форму. Появилась новая ветка развития этой индустрии — фудтраки. Сразу хочется отметить, что тема за рубежом не нова. В старом, равно как и в новом свете, такая практика получила ширикое распространение. Фудтраки можно увидеть в большом количестве как на фестивалях, так и в людных городских местах. Законодательная база торговли едой с колес там давно сформирована и проблем с законом никто не испытывает, был бы спрос. В России же дело обстоит иначе. Приготовление еды и продажа ее с колес на городских улицах запрещена. В законодательстве отсутствует такое понятие как фудтрак. Да что там, даже нормального русского слова этому виду техники и торговли еще никто не подобрал. Пока вот так просто, фудтрак. Но даже такие препоны со стороны государства не мешают этой тематике развиваться и превращаться из сомнительного хобби в полноценный вид бизнеса. Итак, обо всем по порядку.

Что такое фудтрак?

Фудтрак — это симбиоз автомобиля (или прицепа к нему) и полноценной кухни. Для сотрудников ГИБДД — это транспортное средство, для которого на дорогах общего пользования действуют все правила ПДД. Для роспотребнадзора, налоговой, пожарников и других контролирующих органов, фудтрак — объект нестационарной торговли.

Фудтраки можно так же разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке, где данная индустрия наиболее развита, существуют целые заводы, производящие такие мобильные кухни под разные нужны. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухоного оборудования, собранных воедино на задворках города. Но из-за стремительного развития новомодного направления, так же появляются и отечественные производители.

Зачем нужен фудтрак?

Для вас фудтрак может быть как хобби так и видом бизнеса. Соответственно и причины не дешевой покупки мобильной кухни будут разными. В первом случае на вопрос можно ответить так: это стало модно у нас и давно практикуется за рубежом, это мечта, которую вы хотите осуществить, это интереснее, чем стационарное кафе. Если вы рассматриваете фудтрак с точки зрения прибильного бизнеса, то: это дает больше возможностей, чем стационарное кафе, это дает возможность работать в качестве кейтеринга на выездных фестивалях и частных мероприятиях, это может быть дополнительным пиаром и маркетингом вашей компании.

Вы решились. С чего начать?

Для начала вам нужно определить ваши цели, описанные выше. Здесь нужно отметить, что прежде всего вам должно это нравится. Работа в общепите — это постоянный контакт с большой массой людей, которых, как ни крути, нужно любить, несмотря на ваш не легкий труд. Так же важным моментом является безопасность, а именно ее отсутствие в общепите. Банальное отравление клиента вашей (а может и не вашей) едой может закончится для вас весомыми проблемами.

Далее необходимо определится с продуктом, которым вы готовы покорять желудки клиентов. Нужно понимать, что фудтрак не стационар

retrailer.ru

Фудтраки России | Food Truck Club

В этом разделе вы найдете множество фудтраков России. С каждым днем в нашей стране появляется все больше и больше различных кафе на колесах. Проводиться множество фестивалей фудтраков и других мероприятий, где можно встретить самые разнообразные грузовички с едой.

А теперь окунемся в историю появления Фудтраков.

Родоначальником всех фудтраков является обычный фастфуд. Поэтому для того, чтобы представление о фудтраках было более полным, давайте окунемся в историю приготовления быстрой пищи.

Родоначальником быстрого питания можно считать Древний Рим. Уже в те времена во многих городах существовали базары, на которых располагались лавки с быстрой едой – «термополии». Каждый желающий мог приобрести себе недорогое, но вкусное блюдо, такое как лепешки из дрожжевого теста смазанные оливковым маслом. Уже в те годы можно было найти прототип современного гамбургера (лепешка из говядины смешанная с орехами и кусок хлеба).

Так же археологи склоняются ко мнению, что «доставка еды» была изначально придумана римлянами. Так как во многих домах не было кухонь, людям приходилось заказывать еду на дом или приобретать ее на вынос, чтобы накормить всю семью.

Появлению fast food в Европе надо сказать спасибо русским казакам. Казаки в составе русской армии участвовали в оккупации Парижа в 1813 и 1914 годах. В те годы казаки заходившие на перекус в парижские кафе, всегда торопили официантов словом «быстро». И все владельцы заведений старались максимально быстро обслуживать «таких» посетителей.

В дальнейшем традиция быстрого обслуживания сохранилась и прижилась в Париже и всей Франции. Единственным изменением стало слово «Быстро», на слово «Бистро», так как французам было тяжело выговаривать букву «ы». После Франции данный вид фаст-фуда начался появляться во всей Европе, а позже появился и в России.

Что же касается появления первых прототипов фудтраков, то для этого надо посмотреть совсем в другую сторону на карте.

Создателем первых food truck принято считать «Charles Goodnight» из штата Техас.  В 1866 году Чарльз переделал старую повозку под нужды приема пищи в дороге. Данная повозка получила название Chuckwagon. Там было предусмотрено все для не легкой ковбойской жизни в те годы. Был не большой стол, для возможности приготовления пищи. Было несколько полок для хранения различных продуктов. Так же всегда было не большое количество дров и бочка с водой, чтобы была возможность приготовить горячую пищу. Данный вид транспорта стал пользоваться огромным спросом у большинства ковбоев и военных Техаса.

foodtruckclub.ru

корреспондент «Афиши» нелегально торгует уличной едой – Архив

Этот материал впервые был опубликован в июньском журнале «Афиша».


Сходняк

Лева наглый, а Толян все время добавляет «йоу». Мы ни разу не виделись, общаемся только по СМС и телефону. Но как мои будущие сообщники они мне уже ­нравятся. Как мои потенциальные сокамерники — тоже ничего. Нас вряд ли посадят, но думать о завтрашней ­вылазке как о проделке уровня Бэнкси или арт-группы «Война» приятно. Хотя мы собираемся всего лишь продавать бургеры из фудтрака, по московским меркам наши планы находятся вне закона.

В Москве завести фудтрак и работать в нем, соблюдая закон, — это как завести кота и тут же его кастрировать. То есть лишить главного. А в случае с фудтраком главное — возможность свободно перемещаться, без привязки к конкретному месту и следуя за своей аудиторией по городу. Утром напоить горожанина кофе у метро, днем накормить обедом у торгового центра, вечером — подхватить на шумной улице. У нас это так не работает. И все же количество фургонов увеличивается: против 6 машин на прошлогоднем «Маркете городской еды» — 20 участников на «Фестивале фудтраков», который в этом году в Москве провели впервые (организаторы говорят, заявок было 50). Это значит, что владельцы фургонов смирились с тем, что их дорогие кухни со сверкающими боками и ревущими двигателями — не более чем палатки на колесах. Но не все.

Все началось, когда в редакцию просочился слух о нелегально торгующем в центре города фудтраке. Через пару часов впечатление было такое, как будто мы вышли на полицейскую частоту. Его видели там, там, а еще вот там. «Он белый». «Он красный». «В нем продают бургеры». «Там кормят веганов». Показания не сходятся, но поиски продолжаются. Через три дня мне по почте приходит номер: «Контактное лицо — Толян». Моя задача — позвонить и напроситься на нелегальный выезд с этим фудтраком. Что говорить? Как войти в доверие? Я волнуюсь — никогда раньше не вела переговоры с преступниками. Звоню. Объясняю. В ответ слышу:

— Медкнижка-то есть?

— Э-э-э. Есть.

— Окей.


Примечание: закон и уличная еда

Все началось в 1992 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и тем самым разрешил кому угодно продавать что угодно и где угодно. Под запрет попали только проезжие части, станции метро и территории, прилегающие к зданиям государственных органов власти и управления. В Москву полетели самолеты китайских игрушек. В те годы Лубянская площадь напоминала платформу Марк. Да и все остальные площади тоже. Пытаясь умерить пыл предпринимательства, который не на шутку разгорелся после семидесяти лет советской власти, правила торговли начали понемногу ужесточать. С тех пор у нас концептуально нагруженное законодательство в области уличной торговли и богатый опыт обхода всех возможных ограничений. Так, стоило властям запретить палатки, все киоски встали на кирпичи, к которым приложили колеса-болванки. Как только запретили нестационарные формы, всем прицепам колеса, наоборот, открутили. 

Фудтраки тоже подстраиваются под современные реалии, но уже не физически, а юридически: сегодня им удается существовать максимально легальным образом, пользуясь неоднозначными формулировками закона: они участвуют в маркетах, выступают как кейтеринг, арендуют частные территории — а больше всего полюбили фудтраки торговые центры. Например, «Мега», которая обновляет свои фудкорты и приглашает участвовать в этом фургоны с едой. Самые знаменитые среди организаторов полулегальной торговли в Москве — двое французов, которые несколько лет назад держали недалеко от метро «Улица 1905 года» мобильную блинную: пекли и раздавали блины за пожертвования, чтобы никто не придрался к отсутствию медкнижки, разрешения на торговлю и всех остальных документов, которых у Джонатана и Венсана не было. В итоге они все-таки побывали в участке, но скоро после этого по личному приглашению Сергея Капкова стали раздавать свои блины в саду «Эрмитаж».

На малине

Договариваемся о дате. Единственный вариант, который подходит всем, — 8 мая. Накануне Дня Победы, когда город кишит полицейскими, а нервы у власти на пределе. Следующий вопрос — где? Мне объясняют, что надо искать новую точку, прежние не подходят. «Мы решили больше не использовать генератор, его шум привлекает внимание полиции». В вопросах электричества маленьким кофейным «каблучкам» перемещаться нелегально легче. Они могут работать на газовом оборудовании, что для фудтрака не вариант. А запитаться от генератора невозможно — слишком шумно. И поэтому 95 процентов фудтраков из 100 работает по стационарному подключению. И поэтому нам нужен кто-то, кто сможет одолжить электричество. Еще одно преимущество «каблука» — если его засекли, он быстро собирает вещи и уезжает. Скорее всего, на соседнюю улицу. Для фудтраков, где занято много людей, это не вариант.

Первые, кто приходит в голову, — крафтовый бар «Сосна и липа», — увы, не подходят. На узкой Покровке недостаточно места, чтобы расположить фургон. Предлагаю двор издательского дома Condé Nast — что бы кто ни говорил, между подписанием полос редактору Vogue может понадобиться сочный бургер. Звоним насчет аренды парковочного места — к сожалению, все они заняты. Наконец соглашается помочь Craft Republic в Малом Гнездниковском переулке — полуподвальный бар с крафтовым ­пивом в пяти шагах от Кремля. «Начинаем в семь вечера. Но до этого приезжай помогать с заготовками. И не забудь шапочку, без нее работать нельзя!» Своей целомудренностью нарушители начинают меня раздражать.

На карте, которую мне присылают, отмечено место встречи, и я с удивлением обнаруживаю, что это Сколково. Мы встречаемся в местном гипермаркете, где в меня на скорости въезжает продуктовая тележка: «Чур ты катаешь!» — говорит Лева. В тележке — три вида сыра, банка хрена, распечатанный список продуктов в таблице и десятка три разных средств от тараканов. «А это зачем?» — спрашиваю. «Знакомый получил в пользование столовую при заводе — размером в четыре этажа. Это его заказ — ­готовится начать в ней работать». Закупив продукты, мы отправляемся на этот самый завод. В еще одну, другую столовую на его территории, поменьше, точнее, совсем крохотную. Через ее окно видно, что снаружи стоит фудтрак. «Это наша база и постоянное место стоянки автомобиля», — объясняет Лева. На фудтраке — принт, изображающий то, что в рекламном слогане описали бы как «яркий взрыв фруктов и овощей», и надпись «Вагон еды». Снизу приписка «кейтеринг». Я ожидала увидеть не прилизанный коммерческий вагончик, а развалюху с граффити на кузове. Отличная маскировка.

Шарабан

Лева — владелец фудтрака — родился в Магадане и прежде, чем заняться едой тут, в Москве, успел поработать в Штатах в ресторане, где бургеры подают за 15 секунд. Его основная обязанность заключалась в том, чтобы заворачивать приготовленный фастфуд и класть его в пакет. Недавно Лева оставил бизнес, связанный с фотографией, и купил фургон, чтобы сделать из него автомобиль для путешествий и сперва уехать в Карелию на пару месяцев. Сам фудтрак — минивэн 1996 года, которому фактически подарили вторую жизнь. «Он пережил лобовое столкновение, замену коробки передач и двигателя. Когда его я регистрировал в ГАИ, меня спросили: «Зачем тебе это, чувак?»

Планы изменились. Появился партнер, который дал денег на переоборудование машины: время было нестабильное — и он решил вложиться рублем. Peugeot Boxer в фудтрак переоборудовали в Белоруссии. «Сам автомобиль стоил около полумиллиона, работы — намного дороже. Самое сложное — укрепить кузов, после того как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. Механики называют процедуру добавления ребер жесткости «костоправ». В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать. Два месяца назад мы начали работать — выезжать на фестивали и частные мероприятия. Мы зарегистрировали ИП, у нас появились склад, кухня, наемные рабочие, закупки, отчетность, документация. Появился шеф-повар Дима, который работает в Lavkalavka на Остоженке и ставит всю кухню. Это на самом деле большой труд: чтобы поторговать четыре часа, нужно ­потратить десять-двенадцать часов на подготовку».

— Если у вас есть бизнес, связанный с фудтраком, то зачем выезжать в город и торговать нелегально? С чего это вдруг? Кто-нибудь из вас говорит «Поехали в центр!» — и вы просто так, ради развлечения едете?

— Да, так и происходит. Иногда еще после меро­приятий у нас остаются продукты, и мы едем их допро­давать. А иногда в пятницу вечером или в выходные мы выезжаем в город для собственного удовольствия. Дважды были на Покровке, потом стояли на Чистых прудах. Когда мы продавали на Покровке, с нами был один наш пессимистичный знакомый, который включил секундомер и каждые полчаса, которые нам удавалось продержаться, выкрикивал что-то типа: «Три-и-идцать мину-у-ут!» В итоге мы там простояли довольно долго, но в какой-то момент подошел дэпээсник и говорит: «Здравствуйте, кто здесь главный? Пойдемте». Я ему такой: «Может, сэндвич?» А он мне: «Не-не, пойдем-пойдем». И меня начали по-хорошему убеждать уехать, чтобы не искать приключений на свою жопу. Денег не взяли. Колу и сэндвич я им сам дал. И сказал: «Хорошо, давайте я проеду с вами». Мне было просто интересно, что они на это скажут. И мне кажется, они просто не знали, что сказать. Они свою задачу выполнили и довольны, а брать какого-то чувака с фудтраком и куда-то его везти…»


Примечание. Фудтраки: на чем выезжать 

Что касается альтернативных вариантов, подойдет саньлуньчэ, трехколесный велосипед-повозка. Распространен в Шанхае, где его используют для заработка мигранты, которые не тянут дорогую аренду помещений. Они продают с саньлуньчэ уличную еду, а в случае, если ими заинтересуется полиция, имеют возможность быстро укатить за угол. Эту идею подхватил австрийский проект Dong Dong. Две девушки построили свой собственный саньлуньчэ, чтобы продавать в нем китайскую еду, — как оммаж всем эмигрантам. Мобильность они используют не для того, чтобы убежать от полиции, а чтобы занимать даже самые узкие тротуары и другие труднодоступные на автомобиле места в городе. Примеры нужно брать и со Стамбула, где уличная еда — лендмарк, а опыт в этой области огромен. Там среди прочего часто встречаются стеклянные лотки-домики на колесах: что-то среднее между фудтраком и киоском. Из них обычно продают национальное блюдо пилав — рис с распаренным фундуком, но можно продавать и традиционную русскую кашу. И не забывайте про УАЗ-452, который в народе называют «батон», — уже одно это выдает в нем настоящий фудтрак советского автопрома. Так что в кузов — духовку, на бок — вывеску «Монастырская выпечка», и никто не посмеет усомниться в праведности ваших намерений.

Мандруха

На МКАД — нереальное количество постов ДПС. Я думаю о том, что никто из них и не предполагает, что мы везем заготовок на 120 бургеров и разве что не на Тверской собираемся их продавать. Кругом реют праздничные триколоры. Я представляю, что и над нами реет флаг, очевидно, что пиратский. Но даже если бы флаг у нас и был, он бы едва заметно колыхался — мы едем ужасно медленно. «Ты не имеешь права двигаться на фудтраке со скоростью потока, ты всегда будешь медленнее него», — говорит Лева, — он неманевренный и в повороты должен входить на 40 км/ч. Быстрее никак. Иначе по салону летают двадцатипятикилограммовый гриль, мармиты, титаны и бойлеры. Даже ножи отскакивают от магнитов. И конечно, дверцы холодильника должны быть зафиксированы».

На месте нас встречает Толя — бывший журналист и пиарщик, который занимается развитием фудтрака, — он сегодня на гриле. Встречают и те, кто прочитал о наших перемещениях в фейсбуке. Минуты уходят на то, чтобы уговорить перепарковать «ягуар» с идеально подходящего нам места у окна, протянуть провод к фудтраку, включить электричество, прикрепить кабельную капу, ­организовать рабочее пространство внутри фудтрака, расставить заготовки, замешать соус. Торжественный момент — то, как в семь часов вечера мы открыли окно фудтрака, — последнее, что я отчетливо помню до половины первого ночи. Я стою на сборке: булка снизу, соус-свекла-огурцы, салат-помидор-капуста, лук-котлета, снова соус, булка сверху, упаковать, отдать. Тем вечером мы приготовили и продали около ста бургеров. Приходили друзья, иностранцы заглядывали с вопросом, как часто мы тут бываем. Кто-то спросил, есть ли у нас лицензия, а я, похолодев от ужаса, спросила: «Какая?» «Отличный ответ!» Так продолжалось весь вечер. Приходили из бара напротив — «Все твои друзья», сначала негодовали и говорили что-то про отнятую аудиторию, потом вроде внутренне с нами примирились и заказали бургер. Мы подпрыгивали под Дэвида Боуи так, что фудтрак скакал на месте. Малый Гнездниковский в тот вечер гудел и напоминал Никольскую улицу начала 2000‑х и Козицкий переулок в Будапеште. Но иногда кто-то кричал: «Полиция!» — и становилось тревожно. Что было бы, если бы нас тут поймали? Фудтрак — это дыра в законодательстве. Я знаю, что юристы готовят для «Вагона еды» шпаргалку: что отвечать в случае, если у полиции возникнут вопросы. Уверена, что с тех пор, как было принято 26‑е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, многие владельцы фудтраков держат подобные листки наготове. Постановление не содержит прямого запрета на осуществление нестационарной торговли с колес. Зато и акта, который бы ее регулировал, не существует. Но мы-то существуем — странно.

Дербанка

Половина первого ночи. Закрываем фудтрак. Не по просьбе полиции, а потому что закончились все котлеты. Пять с половиной часов нелегальной торговли под боком у Кремля прошли незаметно для правоохранительных органов. На углу здания реет флаг «С Днем Победы!». Действительно, думаю я, это победа, и, собираясь прощаться со всеми, говорю:

— Всегда бы так!

— А ты знаешь, — отвечает Лева, — я, вообще-то, против легализации фудтраков. Представляешь, какие это будут толпы? Как много места в городе займут все эти машины? Ужас! И ведь все передерутся между собой. А какое будет качество еды? Нет, нам это совсем не нужно.

Дюжина фуд-фестивалей этого сезона, которые стоит посетить

01

Большой фестиваль «О, да! Еда!», 27–28 июня, парк Горького

Неужасное проявление фестивального мейнстрима: мастер-классы, лотки и стенды со всякой снедью, кулинарные битвы, музыка. Среди участников — масса звезд, включая Мухина, Зотова, Березуцкого (Сергея). За вход просят символические 300 р., билет лучше купить заранее, чтобы не стоять в очереди. Подробнее: msk.odaeda.me

02

«Ламбада-маркет», 28 июня, «Стрелка»

«Ламбада» — это маркет одежды, но пищевая секция здесь настолько обширная, что может спорить числом (и качеством) с иными фуд-фестивалями. Помимо регулярных участников (No Crepe, «Даблби», Williamsburg/Ferma, Pho, «Едим стоя» — всего под 30) там будут люди из киоска Foody, который стационарно размещен в «ЭМА», и паровые баны из магазинчика «Точка/Калашный, 9». Подробнее — в событии на фейсбуке.

03

Здоровой фудкорт на фестивале Outline, 4–5 июля, КМЗ

На Outline еда — последнее, о чем думают его посетители, однако команда «Армы» старается обеспечить их не только духовной пищей. Главными звездами фудкорта на прошлогоднем фестивале были Burger Brothers — котлетки продавались неплохо, но в этом году фудкорт будет строго про полезную еду. Никакого мяса, рыбы и птицы — только веджи-бургеры, вегетарианские гиросы и фреш-бары. Подробнее — в событии на фейсбуке.

04

Stay Hungry Sports Ground, 5 июля, БЦ «Красная роза»

Переехавший с июня на июль и с Трехгорки во двор офисного центра «Красная роза» спортивный маркет Stay Hungry. Из интересного: новый проект Slice Данилы Антоновского из Chop-Chop, автора знаменитой Metball Company, вечно прекрасные десерты Injir, а также уйма спортивных развлечений — от игры в классики до ретроаэробики. Подробнее — в событии на фейсбуке.

05

Foodiez Weekends, 11–12 июля, 8–9, 22–23 августа, 12–13 сентября, Музей Москвы

По мотивам довольно успешного фестиваля Foodiez of Moscow, прошедшего в конце мая в парке «Красная Пресня», несколько выходных во второй половине лета во дворе Музея Москвы будут проходить своеобразные спин-оффы. У каждого уикенда будет своя тема, приглашенный промоутер и музыкальный бар — хедлайнер. Ну то есть «Симачев-бар» будет точно.

06

«Городской маркет еды», 18–19 июля, Музей Москвы

Ежемесячный проект Анастасии Колесниковой — самой пламенной евангелистки уличной еды, девушки, ради одной которой стоило бы изобрести слово «гастроэнтузиаст». Настя дает возможность участвовать в своих маркетах не только профессионалам, но и новичкам. Так что на ее события иногда ходят ресторанные инвесторы — ищут потенциальных звезд стритфуда, ну или просто талантливых поваров. Подробнее — в событии на фейсбуке.

07

Пикник «Афиши», 25 июля, Коломенское

Не можем не помянуть в этом списке фудкорт на Пикнике «Афиши». Выступление Hot Chip в Коломенском можно закусывать бургером от Brgrvdk — людей, которые начинали с блога про котлеты и водку и превратились в кулинарный проект. Концерт Кайзы заедайте деликатесами от «Укулелешной», ну а после Найка Борзова стоит подкрепиться кроличьими котлетами от фермерского хозяйства «Усадьба Княжичи». Подробнее — picnic.afisha.ru.

08

Национальный праздник еды «Вкусная страна», 25–26 июля, ВДНХ

Это, можно сказать, кульминация летних фудмаркетов: во «Вкусной стране» надо заплатить только за входной билет (взрослые —1000 р., дети — 500 р.) — и есть бесплатно! Если брать в разумение готовность русских людей есть без денег даже блины с лопаты, то на ВДНХ стоит ожидать действительно невиданный аттракцион. Подробнее — в событии на фейсбуке.

09

Burger Battle, 1 августа, Бадаевский пивзавод

К девушкам из объединения Stay Hungry с идеей провести бургер-битву обратились люди из Novikov Group. Задумка вполне логичная, коль скоро котлеты с булками остаются главной уличной едой в Москве последние пару лет. Пока подробности неизвестны, но ключевые участники — это бородачи из Burger Brothers, бородачи из Ferma/Williamsburg и бородачи из новиковской бургерной «Фарш».

10

Фестиваль фудтраков, 1 августа, ВДНХ

Апрельский Фестиваль фудтраков Насти Колесниковой войдет в гастрономические хроники как подвиг — причем и посетителей, и кулинаров. В этот день в Москве разразился снег. Накопив опыта за лето и поучаствовав с автокухнями в чужих фестивалях, Колесникова проводит сиквел мероприятия на ВДНХ. На прошлом побывал Кибовский — по логике вещей на этом стоит ждать Сергунину или даже Собянина. Подробнее — в событии на фейсбуке.

11

Фестиваль варенья, 13–23 августа, улицы и площади города

Гастрономическая революция, как ее понимает Департамент товаров и услуг, — это циклопический праздник с вареньем из арбузной корки и зеленых помидоров, с моченой морошкой, с павлинами на Манежной площади и рэпером Эйконом на Лубянке. Подробностей о фестивале 2015 года нет, но понятно, что будут и перекрытия, и очереди из сердобольных бабуль, и варенье, которым на 10 дней зальет весь центр Москвы.

12

Фестиваль «Вкусная Москва», 19 сентября, парк «Сокольники»

Еще один проект компании RMK (Foodiez of Moscow, «О, да! Еда!» и «Вкусная страна»), чьи амбиции, кажется, посягают на монополизацию жанра летнего фуд-фестиваля. В сентябре они закрывают сезон «Вкусной Москвой», которую курируют кулинарные историки Ольга и Павел Сюткины. Очевидно, крен будет в русскую гастрономию — все эти сбитни, шанежки, расстегаи, сет-меню «как в «Яре» и площадка «Кремлевской столовой». А дегустации будут подкреплены мощной просветительской программой. Подробнее — tasty.moscow.

daily.afisha.ru

как открыть фуд-трак и вести бизнес на колёсах

7 декабря в Киеве был проведен практический курс по созданию фуд-трака – модного направления уличной еды. Что происходило на событии и какое сегодня состояние дел в отечественном фуд-тракинге – читайте в обзоре Posteat.

В небольшом лекционном зале образовательного пространства 99HUB по улице Паньковской 14 уже 2 часа Нодари Цицуашвили объясняет собравшимся потенциальным бизнесменам особенности владения фуд-траком. Несмотря на явную задержку графика, слайды презентации не сменяются быстрее, ведь каждый из множества пунктов – будь то оформление бизнеса на государственном уровне или правильный подбор сотрудников – неизбежно вызывает ряд уточняющих вопросов от посетителей мероприятия. Многие из присутствующих уже на этом этапе практического курса, который прошел скорее в формате открытой дискуссии, смогли усвоить главный урок: фуд-трак – это бизнес, в котором не бывает малозначительных деталей.

Нодари Цицуашвили, владельца фуд-трака Good Food Truck

После Нодари, владельца фуд-трака Good Food Truck и инициатора проведения курса, выступали еще 10 докладчиков и практически все они – кроме разве что представителя коммунального предприятия при КМДА Алины Лучковец – сводили свои спичи к, возможно, неутешительному для многих романтиков выводу о большой сложности ведения данного типа бизнеса в современных украинских реалиях. Ранее Posteat публиковал подробный обзор про американскую традицию фуд-тракинга, в условиях которой, как может показаться со стороны, только уж очень ленивый предприниматель не сможет поиметь выгоды. Отличная возможность для стартапа? Превосходное начало карьеры шефа? А в Украине? Как бы не так! Непаханое поле отечественных экспериментов в этой области бизнеса предполагает скорее постоянный риск поломки фургона, бешеный рабочий график, преодоления законсервированных стереотипов о вредности уличной еды, упорную работу над привлечением постоянных клиентов, чиновничье непонимание, и все это далеко не за золотые горы даже через длительное время упорного труда. О чем говорить, если себестоимость латте 350 мл. с сиропом в самой известной мобильной кофейне Киева Magic Snail составляет 15 гривен, а продается она за 21?


«Доход в 6 тысяч гривен с точки дает тебе возможность раз в году слетать в Египет. Мы сейчас получаем 2,5 и я считаю это успехом. Но набить клиентскую базу на конкретной точке это единственный выход, ведь работать только по фестивалям тоже не вариант. Смотрите, максимальная касса которую мы получили с фестиваля – 68000 тысяч гривен, но минимальная – 73 гривны. С этим никак не угадаешь», — рассказывает основатель пиццерии «Томато» Андрей Яблочков.


Его идея была инновационней и, казалось бы, перспективнее некуда: на мировом рынке практически никто не готовит пиццу в фуд-траке, ведь для приготовления этого блюда не подойдет замороженная основа. Андрей, понимая это, решил установить внутри своего фургона настоящею неаполитанскую печь для готовки пиццы на дровах. Качество такой пиццы говорит само за себя, но поддерживать его стоит немало усилий.


«Качественный бургер в любом случае будет дорогим, поэтому наша основная клиентская база — это люди со стабильным заработком, часто офисные сотрудники. В общем, фуд-трак это не студенческий вариант. К нам, например, ходили ребята, которые не могли платить за бургеры и очень просили сделать позицию до сорока гривен – так у нас в меню появились хот-доги, — рассказывает Нодари, — Клиенту должно хотеться вернуться назад, поэтому ваш работник обязательно должен улыбаться, убирать и чистить машину, готовить в перчатках. Я знаю, что лучше и правильней готовить без них, но, послушайте, для большинства мы все еще шаурма и нам необходимо не давать повода гостю усомниться в качестве продукта».


Как уже было сказано выше, надежность ваших сотрудников, как и любое другое по сути заурядное правило, начинает играть в фуд-траке очень заметную роль. Продавец на месте должен быть как минимум универсальным бойцом – и пыль вытереть, и правильно мясо поджарить, и, в случае чего, колесо подкачать. Зарплата у поваров в фуд-траке, как правило, выше, чем у тех же работников в обычном ресторане.


«Я стараюсь подбирать людей с расчетом, чтобы они работали долгий срок, ведь в дальнейшем клиент идет не только, чтобы кофе выпить, но на конкретного человека, — рассказывает основатель Magic Snail Артем Рудыченко, — при этом он должен быть готов стоять на морозе, когда есть очень сильное желание пойти в помещение погреться, и не на 5 минут, а на все 30. Все наши сотрудники с первого дня устроены официально. На десять точек у нас есть минимум 15 барист, чтобы в случае чего иметь замену – особенно это актуально зимой».


Подтверждает слова Артема и Нодари Цицуашвили: «Очень выгодно брать парней с нестандартной внешностью, например, с ирокезом – девочки будут приходить только за тем, чтобы на них посмотреть. Если у человека есть какие-то дефекты во внешности, то лучше такого человека не брать. Также не очень желательно брать на такую работу девушек – просто даже попросить почистить машину неудобно, но это необходимо».

Даже тщательное соблюдение всех советов не освобождает владельца бизнеса от готовности к неожиданным трудностям, которые, в случае с фуд-траком, чаще всего связаны с фургоном. Дорожно-транспортное происшествие иногда может поставить крест на очень выгодном проекте. Такой случай, кстати, произошел и с Нодари – в одном из его фуд-траков во время поездки подвело ненадежно сделанное механиками крепление между фургоном и кузовом, в результате чего они поехали в разные стороны прямо на дороге. Спасло то, что это было раннее утро и на улице Артема практически не было машин, но в результате частично сорвались договоренности с важным заказчиком.


«Мы тогда получили заказ от «Розетки» привезти еду для корпоратива – проблема заключалась в том, что их офисы находились в разных частях города и нам пришлось снять с Бессарабской площади фуд-трак, который и попал в аварию. Правда, мы смогли доказать вину механиков и нам выплатили компенсацию», — рассказывает Нодари.


«Давайте вы нам скажите приблизительный финансовый порог, то есть буквально: если у вас нет такой-то суммы, то разворачивайтесь и уходите», — решил поставить точки над «і» один из слушателей курса. Нодари успокоил – если у вас нет 7 тысяч долларов и финансовой подушки с запасом примерно на год, то можете разворачиваться и уходить. Из этого минимума, конечно, львиная доля денег сразу уйдет на покупку фургона. В Украине его можно купить и за три тысячи, но симпатичный фургончик из США может обойтись в сумму куда большую.

Тем не менее самая тяжелая часть подготовительного этапа заключается не в довольно приятных заботах о качестве собственной продукции, а скорее в бюрократической волоките. Пока отношения между городской администрацией и предпринимателями в этой области являются как бы неопределенными – власти часто не разбираются в практическом аспекте бизнеса, предъявляют к фуд-траку требования, характерные скорее для обычных ресторанов, например, выход к канализации. Основную массу возмущений у владельцев фуд-трака вызывают продажи торговых точек. Всего их в городе 295, свободных – около 70-ти. Такая точка в среднем уходит в аренду с аукциона на сумму от 100 до 200 тысяч гривен в год, но некоторые доходят до чисел астрономических – так, точка возле станции метро Арсенальная сдавалась за 680 тысяч гривен в год.

«Чтобы не прогореть на таком месте, в год нужно продать 30 тысяч чашечек кофе. Это же нереально, кому такое будет выгодно!», — возмущается один из слушателей курса. В этой связи также встает вопрос о защите малого бизнеса, ведь крупные сетевые корпорации с легкостью могут перекупить твою точку после окончания сроков аренды потому, что ранее заключенный договор не дает никаких преимуществ на следующих торгах. «Зачем мне «набивать» на место посетителей, если через четыре года у меня это место, уже подготовленное, выкупит кто-то другой?», — задал риторический вопрос Нодари. Правда, его собственный пример доказывает, что даже в таких торгах есть место везению.


«Мне досталась точка на Львовской площади за 10 тысяч гривен, да еще и с правом пролонгации договора. Вышло так, что сразу несколько участников аукциона передо мной отказались от этого места и в итоге оно досталось мне практически за бесценок», — рассказывает владелец Good Food Truck, — вообще, «сетевики» ведут себя агрессивно, скупая сразу в разных частях города 10-15 точек, а потом сдают их в суб-аренду. В основном это мобильные кофейни, правда, не объединенные никаким общим брендом – у них сформирована своя внутренняя сеть».


Нужно отметить, что как раз представитель такой сетевой мобильной кофейни Артем Рудыченко дал наиболее неутешительный прогноз касательно перспектив развития фуд-тракинга в Украине.

Артем Рудыченко, основатель сети кофеен Magic Snail


«Изначально Кличко настроили против мобильных кофеен советники, курирующие мобильную торговлю, сказав, что это все не «Европа», и теперь, когда наш мэр утром на велосипеде проезжает мимо такой мобильной кофейни, то он звонит своему помощнику и говорит, чтобы через полчаса там ничего не было, — рассказывает Артем, — если так пойдет и дальше, то нам придется сворачивать бизнес. Есть планы по продвижению проекта в Европе».


Все эти недовольства так или иначе были адресованы пришедшей на событие Алине Лучковец, представителю КМДА. Она в общем-то честно и прозрачно давала практические советы присутствующим по тому или иному поводу, ответив на все вопросы. К сожалению, многое она сама решить и помочь не в состоянии.

Со стороны положение предпринимателей выглядит несколько беззащитным, но Нодари Цицуашвили в комментарии для Posteat добавил немного позитивных красок к общему восприятию.


«Нам не нужно защищаться. Во власти кто-то ведет конструктивный диалог, кто-то вообще не ведет, выбирает другой метод коммуникации. Власть ничего плохого по сути не сделала, но то, что она сделала, она сделала немного неправильно. Это не плохо, это просто неправильно. Это нужно корректировать, изменять и вполне возможно, что в скором времени мы будем формировать отдельную свою ассоциацию именно фуд-траков, не кофеен. На данный момент из-за доминирования на рынке именно кофеен все законы писались «под них». Мы таким образом попытаемся внести определенные коррективы в развитие фуд-тракинга. Но на сегодняшний день основная проблема для предпринимателя – это не создание самого фуд-трака, а элементарный поиск места для работы».


Исходя из количества проблем и временной невозможности исправить многие из них у читателя может сложиться впечатление, что дискуссия проходила в исключительно депрессивном настроении, а многие из пришедших наверняка разочаровались в идее создать собственный бизнес в этом, пока-что темном для украинцев, ресторанном сегменте. Спешу заверить, что касательно как первого, так и второго пункта читатель наверняка ошибется. Да, возможно, многие после этого дня сняли с носа розовые очки, но общая атмосфера дружелюбия и открытости имела такой высокий уровень, что заиметь собственный ресторан на колесах захотелось бы даже постороннему человеку.


«Я как владелец фуд-трака периодически получаю обращение о том, чтобы посоветовать, как открывать, на что обращать внимание, как вообще это устроено. Мы решили объединиться, сделав такой практический курс, в рамках которого преследуем следующие цели: популяризация еды на колесах, показать реальную картину, максимально приближенную к реальности, весь негатив, весь позитив, чтобы участники нашего курса смогли по результатам дня решить для себя, стоит ли им открывать фуд-трак или нет, стоит ли им туда вкладывать деньги или нет. Мы не говорим, что это только супер, это только классно, мы называем вещи своими именами, что здесь тяжело и сложно. Если здесь мы не зарабатываем, а теряем, а вот здесь зарабатываем, то так мы это и говорим, — рассказал в комментарии для Posteat Нодари Цицуашвили, — пока в Украине не идет речи о конкуренции в фуд-тракинге, поэтому наша первостепенная задача – это создание единого сообщества. Когда нас будет человек 70, тогда можно будет говорить о какой-то конкуренции, а пока же нам выгодно, чтобы как можно больше участников сегодняшнего события смогли удачно открыть свой ресторан на колесах».


Позитивному настрою многих участников и спикеров иногда даже можно было удивиться – несмотря на сложные условия работы никто из последних не готов к тому, чтобы расставаться со своим бизнесом.

Евгений Ветошнов, основатель ресторана на колесах Borschman


«Изначально меня вдохновил создать фуд-трак фильм «Повар на колесах»( комедия 2014-ого года. Актер, играющий главную роль, готовил собственные блюда, обучаясь у шефа Рой Чоя – одного из героев статьи Posteat об американских фуд-траках). Конечно, за те же деньги можно было открыть кафе, уютное, приличное, с хорошей концепцией, — рассказывает для Posteat основатель ресторана на колесах Borschman Евгений Ветошнов, — но дело в том, что если ты прогорел, максимум можно продать оборудование, что не вернет затраченных ранее денег, да еще отнимет время. Если ты создаешь ресторан на колесах, то ты можешь помимо оборудования продать машину. Borschman — мой первый старт-ап, и я выбирал менее рискованные варианты. Но на сто процентов был уверен, что мне хочется заниматься общепитом и услугами в сфере питания. Мне это нравится, я горю, живу на самом деле этим. Я не уверен, будет ли так долго еще продолжаться. Но хочется развиваться и на сегодняшний день я не могу сказать, что я хочу больше – делать еще один фуд-трак либо идти в стационарное заведение. Последнее, конечно, интереснее – это стабильней, зимой постоянные продажи, а в ресторане на колесах тяжело зимой торговать на улице. Какой-бы у тебя вкусный бургер не был – а у нас он вкусный – все равно при минус 15 человек не будет его есть. Поэтому сейчас мы разрабатываем вариант по доставке в офисы. Все же ресторан на колесах — это колоссальный опыт, который можно получить только здесь. Проработав год в фуд-траке, я в принципе четко могу планировать закупку. Ты набиваешь много шишек, учишься выживать в сложных условиях с точки зрения ресторанного дела. Это хороший опыт. Я не собираюсь это дело бросать. Почему Борщмэн? Я так и не рассказал из-за ограниченного времени на собрании – у меня есть цель поехать на европейские фестивали, показать в Европе, что у нас тут тоже есть развитие, что мы умеем готовить, что мы не хуже. Учитывая нашу профессиональность, внешний вид – я считаю, что мы вполне способны составить конкуренцию европейских тракам. Я считаю, что для улучшения этого бизнеса в Украине просто нужно больше инициативных людей, которые будут делать это не ради денег, а ради удовольствия, ради создания культуры. То есть, показать, что уличная еда может и должна быть и вкусной, и полезной. В Германии стоят люди в очередях потому что они знают, зачем они стоят. Ну и нужно, чтобы в нашей стране заработки были выше. Делая качественный продукт, ты не можешь составить конкуренцию уличной еде, которая на сегодняшний день есть – если бы у всех на день была возможность покупать бургеры по 70-80 грн., то я не думаю, что люди брали бы шаурму с риском для своего здоровья».


Александр Литута, дизайнер

Ольга и Евгения Драч, фуд-фотографы

Несмотря на большое количество времени, затраченное на обсуждение практических сложностей, не менее интересными и качественными в этот вечер были советы по созданию собственно концепции бизнеса. Для успешного бизнес-проекта необходима классическая основа – простая, прозрачная идея, качественная еда, много работы и привлекательный бренд. Если первое зависит больше от вашей фантазии и вкуса, то создание, оформление и популяризация бренда была разжевана в мельчайших подробностях приглашенными специалистами – фуд-фотографами Ольгой и Евгенией Драч, а также профессиональным дизайнером Александром Литутой.


«Я считаю, что фуд-трак не должен привязываться к местности: он должен быть универсальным по форме, по графическим элементам. Он, конечно, должен быть оригинальным, но он не должен привлекать негативное внимание, не должен иметь супер-ярких элементов, которые людям бы не нравились – цвета должны быть приглушенными, графические элементы должны быть заметными, говорить о себе, но они не должны выделяться и как-то влиять на общую концепцию улицы, — рассказывает Александр, — В любом случае главный совет – создать просто лаконичный графический элемент. Не привязывать к местности, еде, какими бы ни было национальным или региональным признакам. Любые признаки привлекают одних людей, а других – отталкивают».


Существенная задержка мероприятия отнюдь не расстроила собравшихся — все гости досидели до конца события, продолжая дискутировать, слушать и учиться. Тяжело сказать, смягчиться ли позиция власти по отношению к уличной еде в ближайшее время, а также, увеличиться ли платежеспособность украинских граждан, но посещение данного событие оставило четкое представление о фуд-траковском сообществе, как об одном из самых открытых бизнес-сообществ Украины. А значит, что несомненно нам стоит ожидать на улицах столицы появления все более и более качественной еды уже совсем скоро.

Підписуйтеся на наші сторінки у соціальних мережах:

 



Читайте також


posteat.ua

Фуд-трак

В 60-х годах прошлого столетия в Америке на пике популярности оказались так называемые фуд-траки — фургончики или микроавтобусы с кухней, которые продавали уличную еду. Не так давно фуд-траки приехали и в Россию, и сегодня проводятся целые фестивали еды на колесах. По данным организаторов фестивалей фуд-траков сегодня таких фургончиков насчитывается более 100, 70 из которых работают в Москве.

Однако фуд-траки в России — бизнес вне правового поля. В действующем российском законодательстве пока не существует закона, который бы регулировал работу передвижных точек питания. На сегодняшний день фуд-трак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле, которая предполагает продажу еды в специально обозначенных местах. Орган местного самоуправления, согласно закону, разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов. Однако, это противоречит самой идее уличной еде на колесах — фуд-траки предназначены именно для того, чтобы продавать еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Фургончики буквально следуют за своей аудиторией. Как правило, они работают у метро, офисных центров, университетов и на центральных улицах. Получается, физически фургоны имеют возможность перемещаться с места на место, но как только трак уехал с выделенного муниципалитетом места, торговля становится незаконной. И на практике проблемы с полицией начинаются моментально.

Таким образом, точки быстрого питания на колесах юридически не запрещены. Но согласно закону о нестационарной торговле владельцы фуд-траков могут платить за несколько мест, на которых они будут вести торговлю. Это кажется абсурдным и на практике получается, что предприниматели работают или нелегально, безо всяких разрешений или пользуются неоднозначными формулировками закона, находя возможности для работы фуд-трака: на фестивалях, на частных территориях, как кейтеринг (ресторан выездного обслуживания) или даже раздавая уличную еду за пожертвования.

Ясность в работу фуд-траков внесет закон о мобильной троговле, который должен вступить в силу в третьем квартале 2016 года. Сейчас законопроект согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и готовится для направления на заключение в министерство юстиции. В частности, для фургончиков будет разработана схема проезда, чтобы они вписывались в общий поток движения, не мешали автомобилистам и пешеходам.

Фудтраки стали настолько популярным явлением, что в Москве, Санкт-Петербурге и других городах проходят десятки фуд-фестивалей передвижных кафе. Более того, в последнее время стационарные рестораны также открывают кафе-фургоны как новый формат своего заведения. Это позволяет обрести бренду большую популярность и дает возможность проявить себя на фестивалях фуд-траков.

Некоторые известные российские предприятия общественного питания не упускают популярный тренд в сфере общественного питания и также запускают фуд-траки под своим брендом. Среди них такие известные в России кафе и рестораны, как Воккер, Nathan’s Famous, Папа Джонс, мобильное кафе 33 пингвина, КукуРай и проект Пиццелов от Чайхона № 1.

В частности, к франчайзинговому предложению фуд-трака Воккер предприниматели проявляют большой интерес. Наибольшее количество запросов поступает из регионов. Однако процесс продажи и приобретения франшизы с фуд-траком осложняется в связи с неоднозначным законодательством.

Фуд-траки американской компании Nathan’s Famous, эксклюзивным франчайзи которого является Nathan’s Famous Russia, успешно работают в Соединенных Штатах. Скоро фургончики Nathan’s обещают появится и на российских улицах, в планах компании запустить фуд-траки уже этим летом. Олеся Селюх, специалист по франчайзингу компании Nathan’s Famous Russia, считает, что появление нормативный базы создаст перспективный рынок в сегменте уличной еды. Не удивительно и то, что предприниматели смогут приобрести фуд-трак под брендом Nathan’s на условиях франчайзинга.

Фургончики, продающие уличную еду, пока нечасто увидишь на наших улицах, тем более в регионах. Однако со вступлением в силу закона о мобильной торговле фуд-траков на российских улицах обещает стать гораздо больше. И судя по всему, будут появлятся траки как крупных игроков рынка, так и новичков.

Оцените статью

www.beboss.ru

10 лучших независимых фудтраков с уличной едой

Этим летом в Москве друг за другом проходят фестивали с разнообразной уличной едой. FoxTime выбрал самые лучшие независимые проекты с едой на колесах.

1. Sito Greek 

Что: душевная греческая кухня
Инстаграм: sitogreekcafe 
Фейсбук 
+7 (495) 003-49-62

Первое кафе с отличной греческой едой открылось на Крымской набережной — на корабле «Брюсов». С тех пор Sito из небольшого семейного бизнеса уверенно трансформируется в качественную сеть греческого ститфуда (при этом не теряя душевности), а на фестивалях фургон Sito всегда в центре внимания посетителей. Меню славится пенерли (лепешки с сыром, овощами и другими добавками), которые даже в фудтраках всегда подают свежими, только из печи. Есть классические пенерли с помидором и сыром, а также с говядиной и грудинкой. В меню также есть кебаб (с индейкой или говядиной), долма, салат «Хорьятики», греческий соус дзадзики с оливками, домашние лимонады. Отдельного внимания заслуживает стиль Sito, одновременно лаконичный и уютный. В чем можно убедиться, взглянув на дизайн и сборку фудтрака.



2. Fish&Crab

Что: изобретательный рыбный стритфуд
Инстаграм: fish_crab 
Фейсбук
Сайт
+7 (910) 430-51-51

Бургеры с крабом (с ножкой краба на булке) и диким лососем, стейки чавычи на грилле, согревающий суп из чавычи с томатами и зеленью, икра нерки… Fish&Crab стремится объединить простоту и доступность уличной еды вместе с изыском морской гастрономии. Конечно, найти заведения Fish&Crab можно не только на фестивалях фудтраков, есть также несколько точек на рынках и в торговом центре «Мега Химки», а также работает сервис доставки и — вишенка на торте — блог с кулинарными уроками. Узнать обо всех услугах рыбной фактории можно на  официальном сайте проекта.

3. «Сладкий Токио»

Что: очаровательные японские блинчики на скорую руку
Инстаграм: sweettokyocafe 
Фейсбук
Сайт 

+7 (499) 390-63-39

«Сладкий Токио» называет себя первым японским стритфудом в Москве. Действительно, подобного еще никто не делал так основательно. Вместо уже обыденных сетов с роллами и суши, кафе предлагает японские панкейки и крепы, онигири (рисовые колобки), сладкие и сытные гедза, снеки из Японии и другие блюда. На недавнем фестивале независимых фудтраков на ВДНХ «Сладкий Токио» выиграл в народном голосовании, покорив посетителей блинчиками с бананом и мороженым, с чизкейком, с нутеллой. Были и сытные блинчики, например, с курочкой или рыбой в темпуре. Проект с японской уличной едой также проводит дегустацию — для этого нужно написать на почту [email protected] и подождать, чтобы набралось 10-12 человек.

4. Tim Tim 

Что: фуд-дизайн и черные рожки мороженого
Инстаграм: timandtimicecream
Фейсбук

+7 (909) 697-38-21

Ярко выраженный успех Tim Tim (особенно на просторах инстаграма) объясняется тщательным подходом к стилю, красоте и работой над необычными вкусами создаваемого продукта. Посетители покупают мороженое в фирменных черных рожках, как аксессуар, с которым можно сфотографироваться, а потом наслаждаются разнообразными вкусами, среди которых есть и такие редкие, как лайм-эвкалипт-шпинат, ежевика-лаванда, розмариновое с джемом из каламанси и печеньем савоярди.

5. VeganWagon

Что: аппетитные эксперименты — гирос и онигиразу для вегетарианцев 
Инстаграм: veganwagonmoscow 
Фейсбук 

+7 (916) 814-31-80

Кооператив «Грибные культуры» этим летом запустил на улицы и парки столицы зеленые фудтраки VeganWagon. Меню изобретательное: онигиразу с вешенкой в том-яме; спирингроллы с дайконом, грибами муэр и кинзой; черные лепешки с сейтаном и овощами, вег’н’ролл в рисовой бумаге с маринованным тофу, ананасом, пакчой и лапша из батата; пуддинг с чиа и личи; чага-чай и пихтовая кола. На своей странице в фейсбуке создатели проекта активно делятся рецептурой и тем, как они пришли к таким вкусам.

6. TaqTaq

Что: огненный буррито и ледяной лимонад
Инстаграм: taqtaqmsc
Фейсбук
+7 (962) 369-31-69

Настоящий честный мексиканский фудтрак теперь появляется на всех крупных городских фестивалях с едой. Так что если вдруг на очередном фестивале возникнет острое желание съесть буррито, то всегда можно заглянуть в фургон TaqTaq и взять знаменитое мексиканское блюдо на свой вкус — есть с говяжьим фаршем, курицей и свежими овощами. И запить все пуншем или лимонадом.

7. Belka Strelka

Что: простые и вкусные горячие роллы
Инстаграм: belkanstrelka 
Фейсбук

Тут все просто. Ребята готовят добротную еду и заворачивают ее в лепешку — это роллы с говядиной, с курицей и с овощами. Есть также кофе, натуральные лимонады и йогурты. Фудтрак для тех, кто устал от экспериментов со вкусами, и хочет простой и вкусной еды.

8. Beasty Burger 

Что: честные и вкусные БУРГЕРЫ
Инстаграм: beastyburgers
Страница во «Вконтакте»
+7 (903) 201-75-80

Несмотря на все разнообразие, всегда хочется попробовать еще больше разных бургеров. В Beasty Burger отлично со всем справляются, учитывая все необходимые тренды бургерных — есть и черные бургеры, и бургеры с лососем, и мини-бургеры, и мраморное мясо от российских фермеров, и нетривиальные вкусы лимонадов. Однако самое главное, в этой гонке за модными вкусами не потерять самое главное — бургер должен быть вкусным и сочным. Beasty Burger справляются и с этим, не забывая о чутком отношении к ингредиентам (восхищают их помидоры — то они насыщенные сладковатые желтые, то азербайджанские розовые ароматные) и радуя большими порциями (до 500 грамм). Еще в меню есть десерты — капкейки и кексы.

9. Wurst Wagon

Что: хот-доги с идеальным соусом
Инстаграм: wurst_wagon
Фейсбук
+7 (916) 122-57-81

Если вам захочется самой незамысловатой уличной еды (что ничуть не умаляет всех достоинств этого замечательного блюда), то самое время поесть хот-догов. Хорошие — у Wurst Wagon. В меню есть хот-дог с острой колбаской чоризо, фирменным томатным соусом и соусом BBQ, хрустящим беконом и луком, а также классический с венской сосиской. Сосиски отличные, а особенно часто хвалят фирменный соус.

10. Hell’s Pizza

Что: классная пицца на колесах
Инстаграм: hellspizza
Фейсбук
Сайт
+7 (916) 774-20-68

Ребята из Hell’s Pizza первыми в городе придумали посадить пиццу на колеса фудтрака. Экспериментов тут тоже не боятся: помимо традиционной маргариты, есть пицца Motorhead (пеперони на черном тесте), Bowie (маринованная индейка с грушей), Whitesnake (шпинат, яйцо, окорок), пицца-снеки, веганская пицца, острый суп чили кон корне и многое и другое.

Текст / Наташа Ангашанова

Фото превью / Narain Jashanmal / unsplash.com

Рассказать друзьям

foxtime.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *