Дом центросоюза: Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве. 1928-1936 | Постройки | Архитектура | Ле Корбюзье

«Я работаю в здании Ле Корбюзье»

К идее строительства собственной штаб-квартиры в администрации Центросоюза отнеслись с должной серьезностью — в 1928 году был объявлен масштабный архитектурный конкурс.

Изначально в архитектурном соревновании лидировал Борис Великовский, по проекту которого годом ранее буквально в двух домах от площадки, выделенной под строительство комплекса Центросоюза, было построено здание Госторга — еще один важный административный объект в архитектурном ансамбле Мясницкой улицы. Великовский был удостоен первого места, но последовали два других конкурса, и к процессу подключились иностранные участники, среди которых был Ле Корбюзье. Проект Корбюзье четко отвечал всем поставленным конкурсной программой задачам, что и обеспечило ему в 1929 году победу по итогам всех трех этапов.

Административно-конторские корпуса и вынесенный в отдельный объем конференц-зал, связанные между собой переходами, образуют единый законченный комплекс. Как отмечал сам автор, «у нас не имеется главного фасада в подлинном смысле этого слова» — фасады комплекса решают разные задачи и играют одинаково важную роль в восприятии архитектуры здания. Застройку проспекта Академика Сахарова уже невозможно представить без выразительного объема зала Центросоюза, так же как и Мясницкую улицу, на которую обращен эффектный стеклянный экран вытянутого административного корпуса.

Известные пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье (столбы, сад на крыше, свободная форма плана, горизонтально протяженные окна, свободная композиция фасада), разумеется, были заложены в основу проекта здания Центросоюза.

Отдельные блоки комплекса опираются на мощные столбы-опоры, что допускает свободное передвижение в уровне первого этажа. В пространствах между зданиями проектом предусматривалось устройство садов. На эксплуатируемых кровлях также предлагалось разбить сады и даже организовать спортивные площадки. В основе планировочных решений этажей административно-конторских корпусов — идея открытых рабочих зон без перегородок. Большая площадь остекления фасадов придает внешнему облику здания легкость и заливает внутреннее пространство светом.

Ле Корбюзье предложил исполнить здание в железобетоне, объяснив свой выбор возможностью применения продольного окна — полы этажей выступают за края колонн, что освобождает окна от точек опор. Архитектор предусмотрел систему двойного остекления с открыванием при помощи боковых шарниров, что обеспечивает полное проветривание помещений и циркуляцию воздуха. Корбюзье хотел видеть здание Центросоюза оборудованным по последнему слову техники и в своей концепции также описал способ устройства центральной системы отопления, охлаждения и вентиляции, ранее примененной им в конкурсном проекте Дворца Наций в Женеве. Для перемещения 2 тысяч сотрудников внутри здания были организованы патерностеры (лифты непрерывного действия) и пандусы — лестницы архитектор рассматривал лишь как резервный способ сообщения между этажами.

Путь от концепции к реализации оказался не самым простым для Корбюзье. Конкурсному предложению швейцарца, высоко отмеченному экспертным жюри с самого начала, предстояло пережить не только эволюцию (проект дважды получал замечания и рекомендации к дальнейшей разработке), но и сложное переходное время, случившееся в советской архитектуре: с начала 30-х годов вовсю велась борьба с формализмом. Как итог некоторые идеи Корбюзье были реализованы, к сожалению, лишь частично. Позже для внешней отделки фасадов здания был выбран розовый артикский туф, что несколько диссонирует с модернистским обликом Центросоюза.

То, каким мы видим здание Центросоюза сегодня, — во многом заслуга архитектора Николая Колли, отстаивавшего интересы Ле Корбюзье. Именно он согласовывал любые изменения концепции с главным автором, а позже, когда отношения Корбюзье и Советского Союза стали очень напряженными, и вовсе взял на себя ответственность за реализацию и тщательно контролировал процесс строительства.

За время своего существования Центросоюз дважды претерпел реконструкцию: в здании больше нет системы патерностеров, изначально свободные пространства этажей теперь разбиты перегородками на отдельные зоны и помещения, фасады больше не украшают аутентичные оконные переплеты, а первые этажи частично застеклены. Тем не менее планировочные решения некоторых пространств дошли до наших дней в первозданном виде, так же как и ряд оригинальных элементов интерьеров.

Французский модернизм в Москве. Экскурсия в Дом Центросоюза

Продолжительность:

1,5 часа

Место сбора:

м. «Красные ворота», внутри наземного вестибюля (выход №1)

Дом Центросоюза — один из самых ярких памятников авангардной архитектуры в Москве. Он был спроектирован великим Ле Корбюзье и отвечает его принципам современной архитектуры: ножки-опоры, ленточные окна, плоские кровли. Приглашаем вас заглянуть внутрь здания, куда не так-то просто попасть — ныне это управление Росстата. Вас ждут эффектные двухсветные пространства и красивейшие пандусы вместо лестниц, которые хочется фотографировать бесконечно. 

На экскурсии вы увидите:

  • двухсветное фойе Дома Центросоюза и другие пространства;

  • эффектные пандусы, которые были призваны заменить собой лестницы;

  • лифт-патерностер, работавший по принципу бесконечной цепи. Сейчас он выключен, но даже увидеть его кабины будет крайне интересно;

  • Музей статистики и его экспонаты XIX-XX веков — например, сумку переписчика Антона Чехова.

На экскурсии вы узнаете:

  • кто такой Ле Корбюзье и что такое архитектура модернизма;

  • какие пять принципов современной архитектуры сформулировал Ле Корбюзье и как они воплотились в Центросоюзе;

  • какие задумки из первоначального проекта архитектора не были воплощены;

  • каким реконструкциям подвергался Дом Центросоюза и где в нем сохранились аутентичные фрагменты;

  • как работал лифт-патерностер и почему пандусы могут быть лучше лестниц.

Продолжительность: 1,5 часа.

Где начинаем: м. «Красные ворота», внутри наземного вестибюля (выход №1).

Где заканчиваем: у здания Центросоюза.

Организационные моменты:

  • Предварительная покупка билетов через сайт обязательна.

  • Вход в здание осуществляется строго по паспорту гражданина РФ, поэтому просим взять с собой паспорт, а при покупке билета указать настоящие ФИО. Сегодня в здании находится Росстат, это режимный объект, поэтому на экскурсию не допускаются лица до 18 лет и граждане других государств (включая СНГ).

  • Вы узнаете нашего гида по белой табличке с надписью «Москва глазами инженера».

  • Часть экскурсии проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь по погоде.

  • Организатор оставляет за собой право переноса или отмены мероприятия.

Здание Центросоюза в Москве

Здание Центросоюза (также известное как дом Наркомлегпрома, здание ЦСУ, "дом на ножках") - одна из известнейших архитектурных достопримечательностей Москвы, расположенная на Мясницкой улице. Масштабный административный комплекс построен в интернациональном стиле и стал единственным реализованным проектом знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье на территории столицы.

 

Дом был построен в 1929-1936 годах по проекту архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли для размещения административных, торговых и вспомогательных помещений Центросоюза, а также клуба при учреждении.

 

Архитектурный облик здания довольно строг, но изящен. Комплекс выходит одновременно на Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова и имеет сложную форму: фактически, это два соединённых углом прямоугольника, между которыми размещён полуциркулярный корпус с массивной входной группой. Вдоль Мясницкой тянется длинный и прямой фасад со сплошным остеклением, с обеих сторон ограниченный перпендикулярными корпусами. Отдельные части корпусов стоят на колоннах (благодаря чему здание Центросоюза известно как "дом на ножках"): в совокупности с большой площадью остекления это придаёт массивной постройке лёгкий и даже воздушный вид. Фасады здания облицованы артикским туфом и имеют специфический розово-фиолетовый цвет.

 

К сожалению, за прошедшие годы комплекс неоднократно реконструировался и утратил ряд своих изначальных особенностей, кроме того, его боковые фасады ощутимо уродуют блоки кондиционеров.

 

 

История здания Центросоюза

Центросоюз (Центральный союз потребительских обществ СССР) - организация, координировавшая потребительскую кооперацию на территории СССР и включавшая все существовавшие на тот момент союзы потребительской кооперации.

 

Идея строительства административного здания для Центросоюза появилась ещё в годы НЭПа: в 1925 году по предложению архитектора Бориса Великовского для него было выбрано место между Мясницкой улицей и планировавшимся параллельно ей Новокировским проспектом (современный проспект Академика Сахарова). На участке располагалась старая застройка, включавшая в том числе церковь Николая Чудотворца, но в 1928 году все постройки на площадке были снесены. В тот же год Всероссийским обществом гражданских инженеров был объявлен открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза. Согласно условиям конкурса, проект должен был предусматривать размещение в здании административных помещений на 2500 рабочих мест, торговых и хозяйственных помещений, а также клуба с актовым и спортивным залами, библиотекой и столовой.

 

Однако, в итоге в течение года было проведено целых 3 конкурса. В первом открытом конкурсе приняли участие 32 проекта, но жюри сочло представленные работы неподходящими для  строительства. После этого был проведён закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие зарубежные и советские архитекторы, отобранные председателем Центросоюза Исидором Любимовым. Лучшими были признаны две работы: первая - проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, вторая - группы архитекторов Управления по постройке складов Центросоюза. После этого был проведён ещё один закрытый конкурс, к участию в котором пригласили в том числе братьев Весниных, Ивана Жолтовского, Ивана Леонидова и Ле Корбюзье. Ле Корбюзье представил на конкурс свой доработанный проект, и в итоге именно он был признан лучшим.

 

Разработанный проект был достаточно инновационным для тех лет. Разрабатывая его, Ле Корбюзье опирался на предложенные им "Пять отправных точек архитектуры": система колонн вместо несущих стен, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад. Первый этаж дома был запланирован без остекления: там предполагалось разместить парковку. Для обеспечения комфортных условий в любое время года были разработаны системы отопления, охлаждения и вентиляции, а для перемещения между этажами служили патерностеры - лифты непрерывного действия. Однако, в силу разных причин не все предложения архитектора были реализованы.

 

Закладка фундамента здания состоялась в 1929 году. Курировать строительство должен был сам Ле Корбюзье, однако, после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов он поссорился с советским правительством и отказался продолжать сотрудничество, после чего строительство продолжилось под контролем архитектора Николая Колли (и, неофициально, наркома финансов Николая Милютина).

 

В процессе строительства в проект были внесены доработки и корректировки, чтобы привести его в соответствие советским стандартам. Так как Ле Корбюзье отстранился от руководства строительством, Колли в письмах и во время визитов в Париж обсуждал с ним вносившиеся изменения.

Фото: строительство здания Центросоюза, 1933-1935, pastvu.com

 

Архитектурное сообщество весьма неоднозначно приняло новое здание на Мясницкой улице. Архитектор Иван Фомин, например, критиковал его за отсутствие духа бодрости и жизнерадостности - по его мнению, таких слов в лексиконе капиталистического архитектора Ле Корбюзье попросту не было. Александр Веснин, напротив, назвал его лучшим зданием, построенным в Москве за последнее столетие.

 

В 1970-х годах здание подверглось капитальному ремонту, в ходе которого первый этаж был застроен, лишившись своей проницаемости. Кроме того, было заменено остекление, а вместо патерностеров установлены обычные лифты. К сожалению, дом Центросоюза утратил свой изначальный облик.

 

После Центросоюза здание занимали Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности, а затем - Центральное статистическое управление СССР. В наши дни в нём разместились ведомства Министерства экономического развития РФ: Росстат, Росреестр, Росфинмониторинг и другие организации.

 

В 2011-2013 годах здание было реконструировано и отреставрировано на средства Росстата, а в 2015 году перед ним появился памятник Ле Корбюзье.

 

 

Как добраться

Здание Центросоюза находится по адресу: Мясницкая улица, дом 39.

 

Добраться до него можно пешком от станций метро "Чистые пруды" и "Красные ворота" Сокольнической линии, "Тургеневская" Калужско-Рижской, а также "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской.

история единственного проекта Ле Корбюзье в России

Революционный проект знаменитого архитектора стал самым крупным в СССР и Европе административно-офисным зданием своего времени

Здание Центросоюза в Москве (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press)

Шестого октября исполняется 130 лет со дня рождения самого знаменитого и влиятельного архитектора ХХ века — Ле Корбюзье. Его наследие насчитывает около полусотни построек, расположенных по всему миру. Единственным реализованным проектом Ле Корбюзье в СССР стало здание Центросоюза в Москве — первого и самого крупного в Европе офисно-административного комплекса своего времени.

Лестница в центральном корпусе (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

«РБК-Недвижимость» вспоминает историю строительства здания, которое сам Ле Корбюзье считал одним из самых неудачных в своей карьере.

Семиэтажное здание на Мясницкой, 39, строилось пять лет, с 1931-го по 1936-й, и предназначалось для Всесоюзного общества кооператоров (позднее здесь располагались Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР и ЦСУ СССР, сейчас здание занимает Федеральная служба государственной статистики — Росстат).

Архитектор Ле Корбюзье (Фото: via Archdaily)

Архитектурный проект выбрали в результате международного конкурса 1928 года, в котором участвовали лучшие советские зодчие — братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов, Сергей Чернышев, Андрей Крячков, а также зарубежные архитекторы — Петер Беренс, Макс Таут, лондонское бюро «Вернет и Тейт» и Ле Корбюзье. Всех участников конкурса отбирал лично Исидор Любимов — председатель Центросоюза, пламенный революционер и страстный поклонник современной архитектуры.

Вид на здание Центросоюза (Фото: Fondation Le Corbusier)

Несмотря на то что в первом туре жюри отдало предпочтение проекту Бориса Великовского, победителем конкурса стал именно Ле Корбюзье. Соавторами француза были его двоюродный брат Пьер Жаннере и советский архитектор Николай Яковлевич Колли. Последний два года работал в парижском офисе Ле Корбюзье, адаптируя проект под советские стандарты строительства.

В Союз Колли вернулся уже один — после поражения в конкурсе на проект Дворца Советов Ле Корбюзье навсегда разругался с советским государством. Руководить строительством здания пришлось именно Колли, которому помогал тогдашний нарком финансов и теоретик градостроительства, автор знаменитой книги «Соцгород» Николай Милютин.

Новокировский проспект (ныне — проспект Сахарова). Вид на здание Центросоюза (Фото: Fondation Le Corbusier)

Здание Центросоюза — пример так называемого интернационального стиля, который получил повсеместное распространение после Второй мировой войны. В этом проекте Ле Корбюзье воплотил основные постулаты, сформулированные в его работе «Пять отправных точек современной архитектуры»: обязательное наличие в здании столбов-опор, плоских крыш и ленточных окон (впервые примененных Моисеем Гинзбургом в Доме Наркомфина. — Прим. ред.), свободные планировки и «чистый» фасад.

Открытое пространство под первым этажом здания Центросоюза (Фото: Fondation Le Corbusier)

Тем не менее это здание нельзя назвать типичным для раннего Ле Корбюзье, который проектировал главным образом небольшие частные виллы и жилые дома, считает генеральный секретарь российского отделения международной организации по защите архитектурного наследия DOCOMOMO, историк архитектуры Николай Васильев.

Ле Корбюзье 130 лет: суперсложный тест о жизни и творчестве архитектора

«Многие детали он позаимствовал у советских архитекторов-конструктивистов. Например, плоскую крышу с террасой и кафе — у Бориса Великовского, который спроектировал здесь же, на Мясницкой, здание Госторга, сплошной стеклянный фасад — у Ивана Леонидова, который предложил его в своем конкурсном проекте здания Центросоюза. Но собрать все в единый образ крупного административного здания мог только Ле Корбюзье. К тому же, работая над этим сооружением, Ле Корбюзье добавил к своим пяти принципам еще один — принцип циркуляции людей и воздуха», — говорит Васильев.

Лестница в центральном корпусе (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Здание Центросоюза было инновационным как по архитектурному решению, так и по технологической начинке. «Изначально его, как и все другие постройки Ле Корбюзье, предполагалось выполнить из бетона: на стенах хорошо видна раскладка бетонных блоков. Однако впоследствии белые фасады облицевали розовым армянским туфом — к 1936 году лаконичная модернистская эстетика вышла из моды, уступив место неоклассике», — говорит Николай Васильев.

Корбюзье предложил использовать при строительстве здания придуманный им принцип «нейтрализующих стен» — навесных стеклянных стен с вакуумом между панелями. По мысли архитектора, отсутствие в них воздуха должно было обеспечить теплоизоляцию помещений. Однако из-за нехватки бюджета воплотить этот принцип так и не удалось.

Лестничный пролет (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Именно в этом комплексе архитекторы впервые в истории строительства отказались от традиционных планировок — рабочие места были организованы по принципу open space. Всего в здании предусмотрены рабочие места для двух тысяч человек, которые должны были циркулировать между этажами по патерностерам (лифтам непрерывного действия) и пандусам — лестницы рассматривались Ле Корбюзье как запасной способ перемещения людей.

Помимо рабочей зоны, для служащих были оборудованы большой конференц-зал (отдельный блок), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. На первом этаже расположен просторный входной вестибюль с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Пандусы между этажами здания (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

В 1970-е годы, когда достраивался Новокировский проспект (ныне — проспект Сахарова), здание Ле Корбюзье переостеклили (современные пластиковые профили установлены несколько лет назад). Тогда же был застроен первый этаж, а проход под домом, предусмотренный первоначальным проектом, заблокирован. Свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, лифты непрерывного действия демонтированы. Интерьеры актового зала, фойе, лестниц и пандусов отреставрированы и сохранили исторический вид.

«Ле Корбюзье не понравилось то, как был реализован его проект, особенно возмутила архитектора розовая облицовка стен, — вспоминает Николай Васильев. — Возмутила настолько, что он хотел отказаться от авторства. Тем не менее в конце 1930-х советские власти выплатили ему хороший гонорар, причем в валюте, на который он жил еще долгое время, пока у него не было работы».

Памятник Ле Корбюзье работы скульптора А. Тыртышникова и архитектора А. Воскресенского на Мясницкой улице (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Дом Центросоюза - дом Ле Корбюзье: moscow_i_ya — LiveJournal

Этот дом опередил свое время, думаю, почти на полвека. Когда впервые видишь его на Мясницкой, даже не понимаешь, в чем подвох. Кажется, будто это обычная офисная коробка времен позднего застоя, которых в Москве полным-полно. Разве что материал хорош - армянский розоватый туф, да остекление непривычно большое. Но тоже неудивительно: все-таки центр.

А вот когда видишь мемориальную табличку, то понимаешь, что все совсем не так, как кажется, и что перед тобой - единственное в Москве здание по проекту великого Ле Корбюзье - пионера модернизма (да-да, того самого модернизма, который через четыре десятилетия придет к нам безликими бетонными коробками).
2.

Тема наследия Ле Корбюзье для меня пока неподъемная, поэтому совсем немного. В 20-е годы ХХ века он сформулировал «Пять отправных точек архитектуры», которые во многом определили архитектуру будущего: от конструктивизма до модернизма и дальше. К ним относятся: столбы-опоры, которые приподнимают дом над землей; плоская крыша-терраса; свободная планировка; ленточное остекление вплоть до фасада целиком; фасад любой формы, свободный от функции опоры. Эти принципы реализовались и при проектировании здания Центросоюза.

В 1928 году Ле Корбюзье выиграл конкурс на создание гигантского по тому времени офисного здания для Центросоюза. Строительство велось под надзором архитектора Николая Колли. Ле Корбюзье дважды приезжал в Москву в ходе строительство в 1929 и в 1930 года. Благодаря этим визитам, а также авторитету и настойчивости Колли комплекс Центросоюза построен с весьма хорошим для тех времен качеством.

3.Для того, чтобы оценить замысел архитектора целиком, давайте посмотрим его макет (на макете Москвы, который находится на ВДНХ).

4.Первый, прямоугольный фасад (верхнее фото) выходит на Мясницкую. Перпендикулярно ему расположен второй застекленный фасад, который занимает проулок между Мясницкой и проспектом Сахарова. Обратите внимание на столбы-опоры вместо первого этажа

5.А вот  сложные формы здания, выходящие на проспект Сахарова,  роднят его с конструктивизмом: обратите внимание на полукруг входа.

6.Здание сейчас используется по назначению: там находится Росстат. Смотрите, как хорошо вписывается оно в современную архитектурную среду.

7.Сейчас можно попасть внутрь здания с экскурсией, там много интересного, но я так и не выбралась пока. Так что завершу свой рассказ фотографиями памятника Ле Корбюзье, который был поставлен в 2015 году рядом с домом, который он проектировал.

8.

9.

Хорошо, что в Москве есть такой необычный дом!

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) - История архитектуры — LiveJournal

02 Вид с проспекта Сахарова

В здании  первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года — ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

03

Дом Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате международного  открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины, Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов, А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.. Конкурс проходил в три этапа и в первом из них одержал победу Б. М. Великовский. В это же время, осенью 1928 года, Ле Корбюзье приехал в Москву. Возможно, и личное присутствие, и важность самого визита, на чем настаивали прогрессивно настроенные советские архитекторы, сыграли свою роль — в конце концов, первую премию и право постройки получил именно он.

04

Дом Центросоюза — очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему — это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа.

05

Дом Центросоюза весьма сходен  со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции.

06 Рио-де-Жанейро

Близкий аналог Центросоюзу и «Швейцарский павильон» в Париже (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня.

07 Париж

Можно добавить к этому и здание Секретариата ООН, соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН — это не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза.

08 ООН

09

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. До  этого  времени  подобная  конструкция  стены никогда  не применялась...

10

11  План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. — С. 177—181.

12

Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение было осуществлено далеко не полностью. .У Леонидова Корбюзье заимствовал идею сплошного стеклянного фасада — не «тельняшек» ленточных окон, а единого полотна. У Великовского  — идею открытого этажа без перегородок и лифты непрерывного действия (патерностеры). Это и многое другое он объединил не только на основе своих «пяти принципов», но и новой идеи — «архитектура — это циркуляция!». И циркуляция 2000 сотрудников Центросоюза, перемещающихся между 7 этажами трёх конторских корпусов — вверх на лифте, вниз — по пандусу. И циркуляция воздуха — железобетон позволил создать единое межоконное пространство — именно здесь должен был проходить нагретый воздух зимой и охлажденный летом (форточки были задуманы только во внутреннем слое остекления).

13 Вид с Мясницкой

Быть может, главное новшество в организации офисных зданий — никак не разграниченное рабочее пространство — было утопией, но архитектурные решения общественных зон, четкое разведение потоков, эффективный транспорт внутри здания пережили не одну перестройку, и без них функционирование здания немыслимо.

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.

14 Памятник Ле Корбюзье

15 На памятной доске надпись "построено по проекту французского  архитектора Ле Корбюзье в 1930-1936 годах"

16

Александр Александрович Веснин, русский и советский архитектор,  считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние  сто  лет".  Для  города  появление  произведения  Ле  Корбюзье  было  равнозначно возведению в 1479  году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до  которого, по мнению историка  Н.М.  Карамзина  "в  России  не  имели  идеи  о  хорошей  архитектуре".

Источники:
Википедия
corbusier.totalarch.com - Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве. 1928-1936 /Архитектура/ Ле Корбюзье
archspeech.com Здание Центросоюза: единственная московская постройка Ле Корбюзье/Статьи

Здание Центросоюза - MoscoWalk.ru - Прогулки по Москве


Ежегодно в Москве проводятся Дни исторического и культурного наследия, в эти дни у москвичей есть уникальная возможность увидеть уникальные интерьеры московских усадеб и особняков, посетить объекты гражданской и промышленной архитектуры. Сегодня мы с вами посмотрим, как устроено и чем знаменито здание бывшего Центросоюза.

Дом Центросоюза — офисное здание, возведённое в 1928—1936 годах в центре Москвы (адрес: Мясницкая ул., д. 39, стр. 1) по проекту Ле Корбюзье

Перед главным входом в здание установлен памятник - Ле Корбюзье. 

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон.

 Добро пожаловать в здание Центросоюза

Первоначально это было административное здание Всесоюзного общества кооператоров (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года — ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики — Росстат и Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг.

На первом этаже сохранился лифт тех времен. Сейчас он не работает, для удобства служащих есть два современных лифта

Лифты были без дверей. Как только лифт поравняется с полом нужно было на ходу войти в него и также выйти

Кнопки вызова лифта не было, он работал постоянно. Были кнопки только экстренной остановки лифта и обратного запуска

Фишка этого здания в том, что тут нет лестниц между этажами!!! Тут для связи между этажами пользуются наклонными пешеходными рампами

Такие рампы очень удобно для служащих, которые на тележке перевозили документы

С первого этажа смотрится очень эстетично, как арки уходят рампы вверх

Так как в настоящее время в здание располагается Федеральная служба государственной статистики, то на втором этаже находится уникальный музей статистики и переписи населения России

"...статистика является государствоведением отдельного государства (наукой об управлении)". Немецкий ученый Готфрид Ахеваль впервые использовал в 1749 году термин "Статистика" в книге государствоведении

Первая всеобщая перепись населения Российской Империи была утверждена 5 июня 1895 года. 21 ноября 1896 года Николай II высочайшим повелением учредил медаль "За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года"

Однодневная перепись Москвы 1882г. показала, что численность населения города увеличилась не вследствие естественного прироста, а за счёт миграции, и 73,8% москвичей тогда родились вне Москвы.

Численность населения Российской империи по итогам ревизий

Переписной лист первой всеобщей переписи

На выставке представлено много документов из жизни СССР

Всесоюзная перепись населения в 1939г.

Заканчивается выставка нашими днями

Но вернёмся к архитектуре здания Центросоюза

Спускаться и подниматься гораздо удобнее по наклонной рампе, чем по лестнице (проверено на себе :):)

Известные пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье (столбы, сад на крыше, свободная форма плана, горизонтально протяженные окна, свободная композиция фасада), разумеется, были заложены в основу проекта здания Центросоюза.

Большой конференц-зал находится над фойе первого этажа

Композиция зданий основана на сочетании обширных остекленных поверхностей и маленьких окон, которые расположены на глухих стенах.

Вид из окна

Отдельные блоки комплекса опираются на мощные столбы-опоры, которые сделаны из простого бетона

Винтовая лестница в конференц-зал

То, каким мы видим здание Центросоюза сегодня, — во многом заслуга архитектора Николая Колли, отстаивавшего интересы Ле Корбюзье. Именно он согласовывал любые изменения концепции с главным автором, а позже, когда отношения Корбюзье и Советского Союза стали очень напряженными, и вовсе взял на себя ответственность за реализацию и тщательно контролировал процесс строительства.

В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение, имевшее целью обеспечить комфортные условия для работников при любых погодных условиях, зимой и летом, в силу ограниченных возможностей того времени было осуществлено далеко не полностью.

НО всё было реализовано из за дороговизны проекта

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.

Вот такие уникальные здания сохранились в Москве.

Напротив Дом Центросоюза установлена скульптура играющим амурским тигрятам


Добавить комментарий

Центросоюз Москва Ле Корбюзье и Николай Колли

Автор: архитектор ... Аалто, АльварАлсоп, Уилл Андо, Тадао Аоки, JunArchitekteng. Stuttgart AsymptoteBan, ShingeruBarkhin, GrigoryBeeby, Thomas Behnisch ArchitectsBlom, PietBotta, Mario Calatrava, SantiagoCardinal, Дуглас Кассон, сэр Хью Кобб, Генри Кук, Питер Корбюзье, Ле Корреа, CharlesDinkeloo, офис компании Arthurphurthurphysherson Eissenkorrea Foreign Фурнье, Колин Жери, Фрэнк Гигон / Гайер Голдберг, Бертран Голдфингер, Эрно Голосов, Илья Гудвин, Филип Грейвс, Майкл Грин и Грин Гринфилд, Гай Гримшоу, Николас Гропиус, Уолтер Хадид, Заха Харрисон, Уоллес Херцаки, Мария Иордан Худ, Майкл Иордан Худ, Мария Иордан Худ и де Мерисон Арата Ито, Тойото Якобсен, Арне Джонсон, Филип Кан, Луи Клейхеус, Йозеф Пол Колхас, Рем Либескинд, Даниэль Лоос, Адольф Любеткин, Бертольд МакКормак, Ричард Мекану Мейер, Рихард Мельников, Константин Мендельсон, Эрих Роху Мейралис и Ван де Скрио Мейлис Рафаэль Монтуори, Эухенио Морфозис Мерфи, К.F. MVRDV Nervi, Pier LuigiNeutelings, Riedijk Niemeyer, OscarNIO Architecten Norr GroupNouvel, JeanOMA Ott, Carlos Pei, IM Perrault, DominiquePiano, RenzoPredock, Antoine Rietveld, Gerrit Revell, Viljo Ritcharinen, IanRoche, Кевин Рошарин, Эльдо Ритчиен, Рихард Саи, Кевин , ElielSanchez, Lagos, de la Torre Scharoun, Hans Schindler, RudolfSchusev, AlexeySiza, Alvaro Skidmore, Owings and Merrill, Стентон Уильямс, Стирлинг, Джеймс Стоун, Эдвард Даррелл Стуббинс, Хью Танигучи, Йошио Теста, Дж.О. Вагнер, ОттоВиз, Гарри Уилкинсон, Эйр Уильямс и Циен Уиллс-Райт, Том Уилсон, Колин Сент-Джон Райт, Фрэнк Ллойд Цумтор, Питер

по регионам ... Европа Северная Америка Южная Америка Азиатско-Тихоокеанский регион Ближний Восток

Центросоюз
Ул. Мясницкая, 39,
Москва

Ле Корбюзье с Николаем Колли 1930-1936

Здание Центросоюза было единственным зданием Ле Корбюзье, построенным в Советском Союзе, хотя он спроектировал многие другие.Это был штаб всех советов (рабочих советов) того времени. Здание было спроектировано в 1929 году, но строительство заняло несколько лет из-за нехватки материалов во время первой сталинской пятилетки.

Построенный на излюбленных пилотах Ле Корбюзье - железобетонной колонне - фасад здания представляет собой эффектную гладкую застекленную навесную стену, обрамленную сверху и снизу полосами из красных вулканических каменных блоков с Кавказа, а по бокам - выступающие объемы, облицованные в том же красном камне.Первоначально тяжесть каменного каркаса уравновешивалась открытым цокольным этажом, как и другими проектами Ле Корбюзье того времени, но с тех пор он был закрыт для использования в качестве дополнительного этажа.

Навесная стена была новаторской конструкции, которая обеспечивала естественную вентиляцию между двумя слоями остекления, но никогда не была реализована так, как первоначально предполагал Ле Корбюзье.

Хорошие пропорции, тонкий план (например, два крыла немного выступают за центральную плиту и соединяются с ней через утопленную стену) и детализация (например.грамм. окна установлены прямо в углубление, где начинаются крылья), что отличает Центросоюз от многих других зданий, которые с тех пор скопировали этот стиль.

В здании есть офисные помещения на 3 500 человек, ресторан, лекционные залы и театр. Сейчас в нем размещается Статистическая служба Российской Федерации.

Саймон Глинн 2007


Здание Центросоюза находится на Мясницкой улице, 39. Ближайшие станции метро - Тургеневская и Чистые пруды, на Тургеневской площади и Мясницких воротах.От юго-восточного угла этой площади идите на северо-восток по Мясницкой улице, чтобы добраться до фасада здания.

Также стоит найти заднюю часть дома, к которой нужно подойти отдельно от проспекта Академика Сахарова / Доминковской улицы.

Если пройти по одной из этих улиц дальше, до Садового кольца (Садовая-Спасская улица), вы увидите здание Наркомзема Алексея Щусева того же периода.

Давайте оставим это диким.: Конструктивистский композитор


Клуб фабрики "Буревестник" в Москве, архитектор Константин Мельников. Клуб, построенный в 1929-32 годах по заказу кооператива обувной фабрики «Буревестник».
Центросоюз или Дом Центросоюза - это правительственное здание в Москве, построенное в 1933 году Ле Корбюзье и Николаем Колли.

Коммунальный дом чекистов (фото - »2002)

Коммунальный дом чекистов был спроектирован Александром Типиковым в Никжном Новгороде (1929-32) для ЧК, тайной полиции, которая впоследствии станет КГБ.

Коммунальный дом чекистов


Коммунальный дом чекистов



Дом "Известий" был построен в 1926–27 по проекту Григория Бархина в Москве.

«Известия», по-прежнему являвшиеся ежедневной российской газетой, были официальной газетой советского правительства (в отличие от «Правды», которая была партийной газетой).

Здание «Известий» на Пушкинской площади было построено через 10 лет после революции, в нем размещались как офисы, так и типографии «Известий» и других газет.

Фасад здания сильно застеклен и асимметричен в стиле конструктивизма.


Кировский институт физиотерапии в Ленинграде


Коммунальный дом им. Ленсовета (фото - »1999 г.)



Дворец культуры Пролетарского района (1931–37) в Москве архитекторов Александра и Виктора Весниных (фото - »1995 г.).
Здание Правды (закончено в 1935 году) в Москве по проекту архитектора Пантелеймона Голосова. Правда - российская политическая газета, связанная с Коммунистической партией Российской Федерации.

Эрих Мендельсон включил абстрактные формы и бетон в свои проекты, чтобы вызвать внушительное ощущение практичности и возможности «здесь и сейчас». Авангардное видение архитектора дополняло геометрический и консервативный стиль конструктивизма, зародившийся в Советском Союзе в 1920-х годах.



Жилой комплекс ВЦИК в Москве архитектор Борис Иофан.

Водонапорная башня социалистического города Уралмаш по проекту архитектора Моисея Рейшера, 1929 год.


Зуевский рабочий клуб в Москве - выдающееся произведение конструктивистской архитектуры. Клуб, спроектированный Ильей Голосовым, был построен в 1927-1929 годах и в нем размещались различные помещения для обучения и развлечения московских рабочих.

Клуб рабочих Зуева (1928) Ильи Голосова



Lumiere »Архив блога» Потерянный авангард

Ричард Паре - Шаболовская радиобашня

Хромогенный отпечаток - 48 x 32

Ричард Паре - Шаболовская радиобашня

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Шаболовская радиобашня, 1998

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Паре Ричард - Моссельпром (L), 1998 (2004)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Паре Ричард - Моссельпром, 1998 (2004)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Моссельпром (распространение), 1998 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Известия Дом

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Известия Дом, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Известия Дом

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Универмаг Мосторг, 1995 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Зуевский рабочий клуб

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Коммунальный дом Наркомфина

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Рихард Паре - Коммунальный дом Наркомфина

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Коммунальный дом Норкомфина

Хромогенный отпечаток - 24 x 30

Ричард Пэр - Студенческое общежитие, Текстильный институт, 1994

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Пэр - Студенческое общежитие, Текстильный институт, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Пэр - Студенческое общежитие, Текстильный институт

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Рихард Паре - Дом Центросоюза, 1994

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дом Центросоюза, 1994

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дом Центросоюза

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Рихард Паре - Дом Центросоюза, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Жилой комплекс ВЦИК

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Жилой комплекс ВЦИК, 1994 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Жилой комплекс ВЦИК, 1995 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Хромогенный отпечаток - 31.5 х 80

Ричард Паре - Дом Правды, 1995 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дворец культуры Пролетарского округа, 1995

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дворец культуры Пролетарского округа, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дворец культуры Пролетарского округа, 1995

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Дворец культуры Пролетарского округа, 1995 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Клуб рабочих Русакова

Хромогенный отпечаток - 24 x 30

Ричард Паре - Клуб рабочих Русакова

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Рихард Паре - Клуб заводских рабочих Буревестника, 1994 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Клуб заводских рабочих Буревестника, 1994 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Гараж Госплана

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Дом Мельникова,

Хромогенный отпечаток - 29.25 х 30

Ричард Паре - Дом Мельникова, Москва

Хромогенный принт - 24x30

Ричард Паре - Дом Мельникова, Москва

Хромогенный отпечаток - 32 x 48

Ричард Паре - Дом Мельникова, Москва

Хромогенный отпечаток - 32 x 48

Ричард Паре - Дом Мельникова, Москва

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Дом Мельникова, Москва

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Водонапорная башня для социалистического города Уралмаш, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Водонапорная башня для социалистического города Уралмаш, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Коммунальный дом

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Жилищный план чекиста

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Жилищный план чекиста

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Жилищный план чекиста

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Рихард Паре - Санаторий им. Ворошилова

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Санаторий Ворошилова, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Санаторий им. Ворошилова

Хромогенный отпечаток - 30 x 30

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Здание Госпрома, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Здание Госпрома, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Дворец культуры железнодорожников

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Дворец культуры железнодорожников

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Дворец прессы

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - Дворец прессы

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Паре - ДнепроГЭС, плотина и электростанция

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - ДнепроГЭС, плотина и электростанция, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - ДнепроГЭС, плотина и электростанция, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - ДнепрогЭС, плотина и электростанция, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Коммунальный дом чекистов, 2002

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Доска для прыжков в воду, Спортклуб Динамо

Хромогенный отпечаток - 20 x 20

Ричард Паре - Жилищный кооператив советских врачей, 2000

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Жилищный кооператив советских врачей, 2000

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Паре Ричард - Клуб работников пищевой промышленности "Пищевик", 2000 (20090

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Краснознаменная текстильная фабрика, 1999

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Краснознаменная текстильная фабрика

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Краснознаменная текстильная фабрика

Хромогенный принт - доступен в нескольких размерах

Ричард Пэр - Дом уличных рабочих трактора, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Пэр - Средняя школа десятой годовщины революции, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Коммунальный дом им. Ленсовета

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Коммунальный дом им. Ленсовета, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Коммунальный дом им. Ленсовета, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Рихард Паре - Коммунальный дом им. Ленсовета, 1999 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Мавзолей Ленина, 1998 (2009)

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

Ричард Паре - Мавзолей Ленина, 1998 (2009)

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Мавзолей Ленина, 1998

Хромогенный отпечаток - 11 x 14

Ричард Паре - Мавзолей Ленина, 1998

Хромогенный отпечаток - 16 x 20

См. Полное собрание сочинений Ле Корбюзье

20-й век был одной из эпох, вызывающих наибольшие разногласия в истории архитектуры, когда такие пионеры, как Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, проложили путь модернизму, иногда вызывая отвращение критиков. и общественность.Но, возможно, ни один архитектор в ту эпоху не был столь противоречивым, как Ле Корбюзье, которого сегодня любят и уважают любители архитектуры во всем мире. Французско-швейцарский архитектор, урожденный Шарль-Эдуард Жаннере, был не только дизайнером-самоучкой, но также художником и писателем, взяв свой псевдоним в 1920 году, когда он писал для журнала искусств в Париже. (Прозвище происходит от старого фамилии: Lecorbésier.) Сегодня поляризационная фигура является предметом новой книги Le Corbusier: The Built Work (125 долларов, Monacelli Press), фотографического обзора почти всего творчество архитектора, отражающее современное состояние его построек.«В то время как их включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО потребовало защиты значительной части произведений гиганта современной культуры, - пишет автор Жан-Луи Коэн во введении, - исследования Ричарда Паре отражают их нынешние черты. - от временно безупречных поверхностей зданий, которые были недавно отремонтированы, до ран, нанесенных другим зданиям, оставшимся в заброшенном состоянии, что, как можно надеяться, носит временный характер ». Здесь мы рассмотрим десять проектов Ле Корбюзье из книги.

Villa Fallet, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1905–07

Первый заказ Ле Корбюзье. Этот дом со средневековыми элементами в контексте традиционного швейцарского шале. Архитектору было всего 18 лет, когда ему поручили этот проект, поэтому его учитель, Шарль Л'Эплаттенье, заключил с ним партнерство с более опытным архитектором Рене Чапаллазом.

Villa Schwob, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1916–17

Десять лет Ле Корбюзье работал в Ла Шо-де-Фон - это был его последний проект в городе.Дом с плоской крышей получил прозвище «турецкая вилла» за влияние османского стиля, от плоской крыши до геометрии конструкции и кирпичной кладки цвета охры.

Maison et Atelier Planeix, Париж, 1924–29

Когда Ле Корбюзье переехал в Париж, его работы приобрели более модернистскую эстетику, которой известен архитектор. Здесь он спроектировал жилое пространство и студию для погребального скульптора Антонина Планеша.

Центросоюз, Москва, 1928–36

Ле Корбюзье выиграл открытый конкурс на проектирование штаб-квартиры потребительской кооперации У.S.S.R., создавая массивное здание, состоящее из трех основных структур. «Ле Корбюзье был очарован плотностью пешеходного движения в Москве и пришел к выводу, что« архитектура - это циркуляция », - пишет Коэн. «Он развернет« архитектурный променад »на семи этажах, используя пандусы разной амплитуды и кривизны».

Unité d’Habitation, Марсель, Франция, 1946–52

В печально известном эссе 1952 года Фрэнк Ллойд Райт назвал Unité d’Habitation Ле Корбюзье «резней на набережной Марселя [так в оригинале].«Блочный жилой комплекс вызвал гнев многих критиков, но архитектор считал его ступенькой к его представлению об утопическом городе.

Здание Ассоциации владельцев мельниц, Ахмадабад, Индия, 1951–56 гг.

Находясь в Индии для развития города Чандигарх, Ле Корбюзье взял на себя вспомогательный проект в Ахмадабаде, построив это бруталистское здание в качестве штаб-квартиры владельцев мельниц города. Ассоциация. Термин «брутализм» возник из описания архитектором использования бетона как «béton brut», что буквально означает «сырой бетон».”

Camping Units, Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция, 1952–57

Спроектировав свое личное убежище, миниатюрный, но суперфункциональный Le Cabanon в Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция, Ле Корбюзье построил эти пять соседних домов для отдыха на То же имущество, сохраняя их маленькими, но эффективно спроектированными, как и его собственный дом. Красочные конструкции имеют японский вид.

Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия, 1951–63

Чандигарх, столица регионов Индии Пенджаб и Харьяна, был спроектирован Ле Корбюзье, который сменил Альберта Майера и Мэтью Новицки, после последнего погиб в авиакатастрофе.Здесь изображен огромный Дворец собрания.

Центр визуальных искусств Карпентера, Кембридж, Массачусетс, 1959–62

Центр визуальных искусств Карпентера при Гарвардском университете - единственный проект архитектора в США. спроектировать новое здание искусств, которое будет названо в его честь, Хосеп Луис Серт, декан Высшей школы дизайна, получил заказ для своего друга Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье: Построенная работа .

СВЯЗАННЫЕ: Культовый дизайн Ле Корбюзье был переосмыслен для современного использования

Российский Дом теней | The New Yorker

Ответом стало человеческое жертвоприношение, «один из старейших локомотивов в истории», - пишет Слезкин. «Чем сильнее ожидание, тем непримиримее враги; чем непримиримее враги, тем больше потребность во внутренней сплоченности; чем больше потребность во внутренней сплоченности, тем актуальнее поиск козлов отпущения.Вскоре в сталинском Советском Союзе начались чистки. Не было бы таких вещей, как несчастный случай или ошибка - любое отклонение от добродетели и обещанных достижений было результатом преднамеренного саботажа. Это логика черной магии, духов и ведьм и охоты на ведьм. Было вполне естественно, что жертвы охоты оказались среди тех, кто привел в действие первоначальное пророчество.

Трудно представить себе сейчас, когда в одном из дворов есть детская игровая площадка и паназиатский бар с лапшой на первом этаже, но на протяжении 1937 и 1938 годов Дом правительства был водоворотом исчезновений, арестов и смертей.Списки арестованных были подготовлены советской тайной полицией Н.К.В.Д., которая позже стала КГБ, и были утверждены Сталиным и его ближайшими соратниками. Аресты произошли посреди ночи. Группа Н.К.В.Д. Офицеры подъезжали к зданию на «Черном вороне», стандартном автомобиле секретной полиции, который имел силуэт хищной птицы. Историю, которую я слышал много раз, но которая кажется апокрифической, заключается в том, что N.K.V.D. Агенты иногда использовали мусоропроводы, которые, как большие трубы, проходили через многие квартиры, выскакивая из дома подозреваемого, не стучав в дверь.После формального судебного разбирательства, которое могло длиться от трех до пяти минут, заключенных увозили влево или вправо: тюремное заключение или казнь. «Большинство арендаторов Дома правительства оказались вправо», - пишет Слезкин.

Никто публично не упомянул обвиняемых и не рассказал об их тяжелом положении оставшимся в живых членам семьи. В целом, пишет Слезкин, те, кто жил в Доме правительства, «верили, что враги на самом деле были повсюду» и что любые невинные жертвы были отдельными ошибками в добродетельном кровопролитии.Он цитирует дневниковую запись Юлии Пятницкой, чей муж, чиновник Коминтерна, был арестован вместе с семнадцатилетним сыном в Доме правительства в 1937 году. Пятницкая переживает за сына и разрывается между двумя враждующими сторонами. образы ее мужа: честного революционера и предполагаемого врага народа. Когда она думает о первом, она пишет: «Мне так его жаль, и я хочу умереть или бороться за него». Но когда она размышляет над вторым: «Я чувствую себя испорченной и испытываю отвращение, и я хочу жить, чтобы видеть их всех пойманными, и не жалеть их.В общей сложности, по словам Слезкина, восемьсот жителей Дома правительства были арестованы или выселены во время чисток, тридцать процентов населения дома. Было расстреляно триста сорок четыре человека.

Вскоре аресты перекинулись от арендаторов к их няням, охранникам, прачкам и уборщицам на лестничных клетках. Комендант дома был арестован как враг народа, как и начальник хозяйственного отдела Коммунистической партии. Выявлялось столько врагов народа, что отдельные квартиры переворачивались с мрачной абсурдной скоростью.В апреле 1938 года директор Кузнецкого металлургического завода Константин Бутенко переехал в квартиру 141, освободившуюся после ареста ее предыдущего жильца, заместителя комиссара Минздрава. Бутенко занимал четыре комнаты в течение шести недель, прежде чем его самого арестовали, а его семью выселили. Место занял Матвей Берман, один из основателей ГУЛАГа. Берман был арестован через полгода и расстрелян в следующем году.

Как-то не так давно я навестил женщину по имени Анна Борисова, чья квартира находится через двор от моей.Борисова - художник-любитель и поэт, ее фотографии покрывают стены ее гостиной вместе с выцветшими семейными портретами. Пространство похоже на просторный салон. Борисова поставила чайник, соленый сыр и лепешку. Она рассказала мне о своем дедушке Сергее Малышеве, советском чиновнике, отвечавшем за продовольственные рынки и торговлю. Борисова пояснила, что 1937 год он провел в припадке тревоги. «Он почувствовал предчувствие», - сказала она. «Он всегда ждал, никогда не спал по ночам». Однажды вечером Малышев услышал шаги, идущие по коридору, и упал замертво от сердечного приступа.В каком-то смысле его смерть спасла семью: ареста не было, а значит, и причины выгнать родственников из квартиры. «Поскольку он умер своей смертью, все осталось в нашей семье - квартира, все, - сказала Борисова. «И после этого нас никто никогда не трогал».

Мой друг Толя, режиссер-документалист, рассказал мне, как пережил те годы его дед, урожденный Иосиф Фрадкин. До революции он дал себе псевдоним Бориса Волина, обыгрывая русское слово воля , которое означает и силу воли, и свободу.(Переименование было популярной модой большевиков. Владимир Ульянов называл себя Владимиром Лениным; Иосиф Джугашвили взял имя Иосиф Сталин.) Волин мог быть суровым, воинственным человеком. Он занял пост в Главлите, советской цензурной организации, и объявил о «решительном повороте к крайней классовой бдительности». К середине тридцатых годов Волин был заместителем главы Народного комиссариата просвещения, раннесоветского органа пропаганды и образования. Однажды осенью 1937 года, после драки со своим начальником, подлым человеком по имени Андрей Бубнов, у Волина случился сердечный приступ.Следующие несколько месяцев он провел в государственных больницах и домах престарелых. После выздоровления он обнаружил, что Бубнов вместе со всеми, кроме одного заместителя из министерства, был арестован и расстрелян.

Я заметил Толе, что, должно быть, было страшно узнать, что многие из ваших коллег и друзей были ликвидированы в ваше отсутствие. Мы сидели в его квартире, окруженные стопками старинных книг и семейных артефактов. Центром квартиры является старый кабинет его деда, величественная комната с тяжелым письменным столом и впечатляющей стеной с деревянными и стеклянными полками от пола до потолка.«Дело в том, - сказал Толя, - до этого ужасного открытия было много других». Один из братьев Волина был советским разведчиком, работавшим в США под прикрытием военного атташе. Его отозвали, арестовали и расстреляли. Одна из сестер Волина была замужем за Н.К.В.Д. офицера, и жили они в Доме правительства, в соседней квартире. Когда коллеги мужа пришли арестовать его, он насмерть выпрыгнул из окна квартиры.

Волин, как я узнал, держал за диваном чемодан с теплой одеждой, готовый на случай ареста и приговора к ГУЛАГу.Его жена сожгла архив документов, относящихся к тому времени, когда он был эмиссаром большевиков в Париже, опасаясь, что работа заклеймит его как иностранного шпиона. Своей дочери, матери Толи, они дали своеобразный набор инструкций. Каждый день после школы она должна была подниматься на лифте на девятый этаж, а не на восьмой, где жила семья, и смотреть вниз на лестничную клетку. Если бы она увидела N.K.V.D. агент за пределами квартиры, она должна была снова подняться на лифте, спуститься вниз и бежать к дому друга.

Мы говорили об атмосфере в здании тогда, о том, что, должно быть, думали дедушка и бабушка Толи, когда светлый и справедливый мир, который, как они думали, они построили, начал каннибализировать сам себя. «Они могли думать только об одном: как выжить. Я глубоко уверен в этом », - сказал он. «Они не могли ни в малейшей степени вмешиваться, контролировать ситуацию. Силы, с которыми они столкнулись, были библейскими, как и сама борьба с природой ».

Аресты прекратились, как после черной и яростной бури.Последними убитыми были офицеры НКВД. «Проснувшись после оргии, Сталин и оставшиеся в живых члены ближайшего окружения должны были избавиться от тех, кто ее устроил», - пишет Слезкин. Незадолго до этого новая трагедия постигла жителей дома и всю страну: вторжение нацистской Германии в июне 1941 года. Дом правительства был эвакуирован, его жители разбросаны по городам по всему Советскому Союзу. Слезкин сообщает, что около пятисот человек из здания ушли на войну; сто тринадцать из них были убиты.В советском сознании война была событием столь же мощным, как революция. Конфликт, как пишет Слезкин, «оправдал все предыдущие жертвы, как добровольные, так и невольные, и предоставил детям первых революционеров возможность доказать еще одной жертвой, что их детство было счастливым, что их отцы были чисты и чисты. что их страна была их семьей, и что их жизнь была действительно прекрасна даже после смерти ».

После войны жители Дома правительства вернулись, но прежний дух здания исчез.В сороковые годы, когда новые жители смешивались со старыми, а мебель въезжала и уезжала, это место, по словам Слезкина, было «более оживленным, шумным, беспорядочным и менее эксклюзивным». По всему городу выросли новые элитные жилые дома, в том числе сталинские небоскребы «свадебный торт», а Дом правительства перестал быть единственным престижным адресом Москвы.

Культ Сталина и, как следствие, миф о советской добродетели и исключительности - «узы, которые держали вместе разрозненных выживших членов Дома правительства», пишет Слезкин, - начали разрушаться в 1956 году, когда Хрущев однажды Житель этого дома, ныне первый секретарь Советского Союза, произнес секретную речь о преступлениях Сталина на ХХ съезде партии.Это нарушение непогрешимости СССР было душераздирающим для поколения первых большевиков-революционеров. Дед Толи, к тому времени преподававший в Институте марксизма-ленинизма, был потрясен этим выступлением. Его жена умерла незадолго до этого, и Толя сказал мне, что эти два события «отправили его в могилу». Он умер в течение года в возрасте семидесяти одного года.

Родители Толи были типичными представителями следующего поколения советской интеллигенции: успешными и внешне не подвергавшимися сомнению коммунистической системой, но в частном порядке питавшими сомнения и разочарования.Толя, как и многие его друзья, вырос в тени послевоенной мощи Советского Союза и в хорошем настроении. Одно из самых ранних его воспоминаний - это первый космический полет Юрия Гагарина в 1961 году, который его семья смотрела по телевизору - устройства в Москве в то время было чрезвычайно мало. «Гагарин совершил полет, и теперь мы, СССР, оказались на вершине мира», - сказал Толя, описывая настроение того времени. «Я чувствовал себя в самом центре вселенной».

В те годы жители Дома правительства все еще де-факто были членами советской элиты, даже если уже не все высокопоставленные бюрократы.В одном из дворов находился «особый аптек», почти секретный продуктовый магазин и кафетерий, в которых предлагались продукты и различные деликатесы, которые иначе невозможно было найти по субсидированным ценам. Толя сказал, что в принципе никто из его семьи магазином не воспользовался, но что несколько раз группа молодых людей устраивала импровизированную вечеринку, отправляла в магазин одного из его друзей и вдруг «стол будет накрыт на двадцать человек».

В квартире, которую я сейчас снимаю, жил сын Сергушева Владимир со своей матерью и очаровательной красавицей Нонной.У нее были напряженные отношения со свекровью, которая находила интерес молодой женщины к губной помаде, кружевным перчаткам и ночам в театре явно буржуазным. Имя Сергушева помогло Владимиру устроиться на работу в КГБ. Он был умным и вдумчивым человеком, но со слабыми нервами. В пятидесятые годы он потерял атташе, заполненный сверхсекретными документами, во время командировки в Германию, и был незаметно уволен из секретных служб. Он устроился профессором и экономистом, имея доступ к таким угощениям, как осетрина и бананы.У него был сын, у которого в 1975 году родилась дочь - моя квартирная хозяйка Марина. Она сказала мне, что, когда она была ребенком, история здания была в значительной степени забыта или намеренно игнорировалась. Повзрослев, она знала, что у ее прадеда есть собственная запись в советской энциклопедии, но она не думала о нем как о человеке, который помог сформировать историю.

Ле Корбюзье, пересмотренный | Журнал Architect

Ричард Пэр Водонапорная башня Ле Корбюзье в Поденсаке, Франция (нижнее строение в центре), была построена во время Первой мировой войны, в начале его карьеры.

Интересный факт: у Ле Корбюзье была копия Дон Кихота , перевязанная шкурой его шнауцера Пинко. Сначала собака умерла естественной смертью. Но все же завернуть книгу в мех вашего питомца - это, мягко говоря, тревожный поступок - и, вероятно, это было намерением архитектора, одним из его периодических заигрываний с сюрреализмом. Однако обычно Корб предпочитал оставлять книги в том виде, в каком он их покупал, как честные артефакты современного производства. Он сам был крупным продюсером книг, используя их для формирования своего общественного имиджа и управления профессиональным дискурсом; он написал более 40 отдельных монографий с 1912 года до своей смерти в 1965 году.(Я рекомендую отличное исследование Кэтрин де Смет 2005 года Ле Корбюзье, архитектор книг для обзора.)

Как и многие архитекторы, я впервые глубоко познакомился со зданиями Корба через магистерскую книгу Oeuvre complete , опубликованную в основном при его жизни. , в восьми аккуратно оформленных томах, к счастью, в простых тканевых обложках бежевого цвета. Эта серия, не созданная Корбом, тем не менее отражает отчетливую чувствительность архитектора с использованием фотографий и чертежей, предоставленных его офисом.

любезно предоставлено The Monacelli Press

Многие люди задокументировали и интерпретировали работы Корба за полвека с тех пор, как он утонул в Средиземном море, но ничто на самом деле не заменило идентичность бренда, которую сам архитектор так тщательно организовал. Если бы только по этой причине - подавляющая стойкость саморепрезентации Корба - у нас есть причина отметить свежее и ясное видение Le Corbusier: The Built Work (The Monacelli Press), новой монографии изображений британского фотографа Ричарда Пэра. , с введением и примечаниями к проекту французского архитектора и историка Жана-Луи Коэна.

Энциклопедическая попытка Паре сфотографировать каждое сохранившееся сооружение, спроектированное и построенное Корбом, началось как заказ для выставки Музея современного искусства 2013 года «Ле Корбюзье: Атлас современных ландшафтов», которую курировал Коэн. При любых обстоятельствах изображения и полученная в результате книга на 480 страниц были бы крупным достижением, научным и художественным делом, способным изменить давно сложившееся мнение; в наш гиперактивный цифровой век его создание кажется практически чудесным.

Ричард Пэр Главный офис Ле Корбюзье Центросоюза в Москве был построен во время Великой депрессии, хотя и с изменениями его местного сотрудника Николая Колли и более поздних арендаторов.

Я думал, что знаю работы Корба достаточно хорошо, но в книге были замечательные сюрпризы, такие как элегантная (хотя и измененная) вилла Le Lac на берегу Женевского озера, которую архитектор спроектировал для своих родителей в 1923–24; еще более ранняя водонапорная башня и кинотеатр, которые конкурируют с неоклассиками эпохи Просвещения Булле и Леду с их запасными дорическими геометрическими формами; и штаб-квартира Центросоюза 1933 года в Москве, которая была практически недоступна во время холодной войны.

Помимо открытий, сила фотографий Паре во многом проистекает из его решения представить работы Корба натуралистически: без явной обрезки, ретуши, стилизации и других форм визуальной обработки. Сетчатый забор, граничащий с Виллой Савой, трещины в béton brut в Чандигархе, столы для пикника во дворе Maisons Jaoul - Ле Корбюзье, возможно, содрогнулся, признав такие случайные недостатки, но они - подарок Паре его подданному, что парадоксально доказательство долговечности зданий.Архитекторы не могут рассчитывать на идеально контролируемые условия. Творчество поистине великого мастера должно процветать в общем пользовании.

Эта статья впервые появилась в январском выпуске журнала ARCHITECT за 2019 год под заголовком « Немного грязно, и лучше для этого».

Горизонтальное и вертикальное окно Битва за окном • Отверстия в стене

Ле Корбюзье (1887-1965) родился Шарль-Эдуард Жаннере-Гри в Ле-Шо-де-Фон, Швейцария, но жил и строил в основном во Франции. .Огюст Перре (1874 - 1954) родился в Икселе, Бельгия, но остался французом до мозга костей .

В 1920-х годах между французскими архитекторами Ле Корбюзье и Огюстом Перре возникли серьезные разногласия. Оба архитектора принимали участие в поиске эстетики здания из железобетона в начале 20-х, -х годов века. Перре был главой семейной строительной компании, добившейся больших успехов в изучении совершенства материала. Их эксперименты были направлены на развитие решений Франсуа Хеннебика по железобетонному монолитному соединению и монолитному каркасу и винтовой лестнице периода между 1890 и 1908 годами.Перре хотел современное выражение нового материала; но в то же время он чувствовал, что должна существовать преемственность с традиционной архитектурой. Это означало, что должно быть удержание твердых элементов и пустот - стен и проемов. Хотя он считал, что каркас здания должен быть сокращен, ему не нравились широкие горизонтальные элементы, которые, как правило, устраняли стеновые мембраны и позволяли стеклу занять жизненно важный элемент стены.Как сказал Брайан Брейс Тейлор, Корбюзье хотел, чтобы окно простиралось не только от колонны к колонне, но и от пола до потолка.

выше: экстерьер Дома Центросоюза с изображением стекла ненесущая стена . ниже: интерьер Дома Центросоюза Показывает дневной свет, проникающий через стеклянную ненесущую стену .

Углубления наслоения в бетоне были интерпретацией деревянной опалубки, используемой для заливки материала. Тогда столбчатые формы будут сужаться к полу и отражать современную версию энтазиса классического порядка.Традиционно Перре предпочитал вертикальные окна, которые отражали движение взгляда вверх и вниз, и противоречили панорамному виду, открытому Ле Корбюзье. И Ле Корбюзье действительно поддался искушению отказаться от сплошной стены в пользу стеклянной навесной стены в нескольких своих крупных работах, таких как «Здание Центросоюза русских конструктивистов» (1929/30).

Ле Корбюзье, на 13 лет младше Перре, был больше заинтересован в том, чтобы порвать с традиционным направлением Перре, которым Перре гордился французской классической архитектурой эпохи 17 чт а также 18 чт веков.Ле Корбюзье подумал о столбчатом прецеденте и для железобетона, но его интерпретация была увлечена сеткой из слоистых плоскостей и столбчатых палочек и лестницей, соединяющей горизонтальные слои. Все это было конструктивным, поэтому его облицовка была не конструктивной, а окна в ненесущих стенах могли иметь длинную ленточную форму, которая давала панорамный вид. Примерно в 1929 году Ле Корбюзье сказал, что окно предназначено только для света, проникающего в дом, и приуменьшил роль вентиляции.

Этот дуализм привел к появлению клише: горизонтальное против вертикального, как если бы они имели внутреннее значение красоты. Конечно, это зависит от контекста, конкретного примера. Вертикальное окно Перре было в традициях французского окна, в то время как горизонтальная полоса отражалась в порталах парохода. Беатрис Коломина теоретик архитектуры, интересовавшийся медиа, считал, что горизонтальное окно неразрывно связано с формой кинопленки; это была модель ленточного окна Ле Корбюзье.Хотя стереотипы делают скучный подробный анализ, оконные конструкции и Перре, и Ле Корбюзье прекрасно выполнены в исполнении; подумайте о Апартаменты Rue Franklin и вилла Савойя, оба оказались красивыми интерпретирующими решениями стереотипов. Многоквартирный дом по адресу N o 25 bis, rue Benjamin-Franklin, Paris (16 e ), разработан Огюстом Перре для использования железобетонного каркаса (система Hennebique) при том, что перегородки квартиры не являются конструктивными на всем протяжении .Вилла Савой, спроектированная Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере, и построен между 1928 и 1931 годами из железобетона. .

БИБЛИОГРАФИЯ

{1896063: CNIUKBSC}; {1896063: P4V6PNZJ}; {1896063: 3NWA98JW}; {1896063: V449RF34}; {1896063: DUVJ5TGV}; {1896063: TCU89GEV}; {1896063F: 7J} автор asc нет 981 Блэнд, Сара. 2011. «Взгляд на город». Переселенный город. Декабрь 2011 г. https: // размещены файлы.word press .com / 2 0 1 2/0 8 / l e _ c o r b u s i e r 2 .Jpg. Лескив, Назар. нет данных Апартаменты Rue Franklin, Огюст Перре (архитектор) . http: // www .mimoa .eu / i m a g e s / 3 1 8 7 6 _ l. jpg. Паре, Ричард. нет данных «Дом Центросоюза, вид изнутри». Потерянный авангард. http: // lumiere gallery .net / e x h i b i t i o n s _ w p / 0 9 _ 0 4 _ L o s t V a n g u a r d _ 8 1 _ a l l / p h o Т о с / 1 1 4. Jpg. Солла, Игнасио Фернандес. 2012. «Фасады Конфиденциально.»Рассказы о дизайне фасадов, технологиях, материалах, истории и характеристиках. От архитектуры до физики ограждающих конструкций зданий и технического обслуживания… Плюс списки консультантов по фасадам и подрядчиков по фасаду со всего мира. Ле Корбюзье: Урок французского о «Murs Neutralisants». 19 апреля 2012 г. http: // фасадный scon fi den tial .blogspot .com / 2 0 1 2/0 4 / l e - c O r b u s i e r - m u r - n e u t r a l i s a n t - и д. Ч. Тмл. Неизвестный. нет данных «Дом Центросоюза, внешний вид.”Http: // sta tic .panoramio .com / ph o t o s / l a r g e / 2 5 6 3 2 8 7 6. Jpg. Неизвестный. нет данных "Le Havre Photo, Toute l’histoire Du Havre En Images". http: // хранить .canal blog .com / 8 4/7 8/3 5 1 4 9/3 9 3 9 4 4 6 0. Jpg. Valueyou. 2013. «Вилла Савой, спроектированная Ле Корбюзье». Википедия, Бесплатная энциклопедия . https: // en .wikipedia .org / w / i n d e x. p h p? t i t l e = Ф и л е: В и л л а с а в о й е. ​​J p g & o l d i d = 5 7 9 7 9 3 632. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *