Челябинск теплотехнический институт адрес: История Теплотехнического института в Челябинске, что сейчас стало с Теплотехом, 4 марта 2021 г | 74.ru

Содержание

Управление транспорта: официальный сайт

№ пп Перевозчик Директор Маршруты Контактная информация
1. ООО «Гранд» Овсянников Евгений Евгеньевич № 35 «Поселок Новосинеглазово – Приборостроительная»
№ 40 «Поселок АМЗ – Университетская Набережная»
№ 51 «Братьев Кашириных – Поселок Сосновка»
Юридический адрес 454018, г. Челябинск, ул. Ижевская, 108
Фактический адрес: 454018, г. Челябинск, ул. Ижевская, 108
ИНН/КПП 7447140258/744701001
Телефон: 8 351 778-63-12, 778-63-13, 778-63-14, 778-63-12
Электронная почта: [email protected]

2.
ИП Деменюк Светлана Александровна
Деменюк Светлана Александровна
№ 11 «Железнодорожный вокзал – ЧМК»
№ 96 «Железнодорожный вокзал – Профессора Благих»
№ 56 «Железнодорожный вокзал – Чичерина»
Почтовый адрес: 454128, г. Челябинск, пр-т Победы, 331-7
ИНН 744700707608
Телефон: 89048051141, 89028911411
Электронная почта: [email protected]
3.
ООО «КОНСУЛ»
Францев Вячеслав Виаленович
№ 112 «Приборостроительная – ЮУрГУ»
№ 30 «Мехколонна – Петра Столыпина»
Юридический адрес: 454058, г. Челябинск, ул. Танкистов, 193, офис 11/7,8
Фактический адрес: 454058, г. Челябинск, ул. Танкистов, 193, офис 11/7,8
ИНН/КПП 7452056516/745201001
Телефон: 2303450, 2102073
Электронная почта: [email protected]
4.
ООО «Консул»
Каминский Ян Александрович
№ 75 «поселок Фатеевка – Бейвеля»
№ 92 «ЧМК – поселок Сухомесово»
Юридический адрес: 454058, г.Челябинск, ул. Танкистов, 193, офис 11/7,8
Фактический адрес: 454058, г. Челябинск, ул. Танкистов, 193, офис 11/7,8
ИНН/КПП 7452103212/745201001
Телефон: 2303435
Электронная почта: с[email protected]
5.
ООО «Челябинское такси»
Вербовский Сергей Владимирович
№ 46 «Чистопольская – Теплотехнический институт»
№ 47 «Мехколонна – ЧМК»
Юридический адрес: 454138, г. Челябинск, ул. Чайковского, 20 Б, офис 43/2 Фактический адрес: 454138, г. Челябинск, ул. Чайковского, 20 Б, офис 43/2 ИНН/КПП 7451319674/745101001 Телефон: 8 (351) 2230191; 8 (351) 2303435
Электронная почта: с[email protected]
6.
ООО «Такси-сервис»
Иванов Юрий Викторович
№ 3 «ТРК «Алмаз» – ЧВВАКУШ»
№ 58 «ЧВВАКУШ — Чистопольская»
Юридический адрес: 454139, г. Челябинск, ул. Дербентская, 49 А, офис 22
Фактический адрес: 454139, г. Челябинск, ул. Дербентская, 49 А, офис 22
ИНН/КПП 7449069522/744901001
Телефон: 8 (351)218-19-19, 8 (351)215-19-19
Электронная почта: [email protected]
7.
ООО «Такси-сервис Ком»
Иванов Юрий Викторович
№ 17 «поселок АМЗ – Профессора Благих»
Юридический адрес
454139, г.Челябинск, ул. Дербентская, 49 А
Фактический адрес:
454139, г.Челябинск, ул. Дербентская, 49 А
ИНН/КПП 7449111044/744901001
Телефон: 8 (351)218-19-19, 8 (351)270-19-19
Электронная почта: [email protected]
8.
ООО «Копейское маршрутное такси»
Дюльдин Константин Владимирович
№ 77 «поселок ОМПС-42 – Петра Столыпина»
Юридический
адрес: 454046, Россия, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 1А
Фактический адрес: 454046, Россия, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 1А
ИНН/КПП: 7411024258/743001001
Телефон: 89193391919; 89080857777
9.
ООО «Сервис – Транс»
Чуркин Александр Егорович
№ 19 «Чистопольская – Приборостроительная»
№ 54 «ТК Диско – Александра Шмакова»
Юридический адрес
454088, г.Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 207
Почтовый адрес: 454088, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 207
ИНН/КПП 7452041044/745201001
Телефон: 2309557, 2475308
Электронная почта: [email protected]
10.
ООО «Автобан»
Чуркин Александр Егорович
№ 91 «ТК Молния – поселок Градский Прииск»
Юридический адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 203
Почтовый адрес: г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 203
ИНН/КПП 7452097992/745301001
Телефон: 2309557, 2475308
Электронная почта: [email protected]
11.
ООО «Автолига»
Комельков Александр Николаевич
№ 86 «Мехколонна – поселок Шершни»
Юридический
адрес 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8
Фактический адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8
ИНН/КПП 7448154454/745301001
Телефон: 230-95-57; 247-53-08
Электронная почта: [email protected]
12.
ООО
«АвтоЛуч»
Глухов Павел Васильевич
№ 10 «ЧМК — ЮУрГУ»
Юридический адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 206
Почтовый адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 206
ИНН/КПП 7452107834/745201001
Тел.: 8 (351) 230-95-57
Факс: 8 (351) 247-53-08
E-mail: [email protected]
13.
ООО «Сервис-Транс»
Полянин Александр Владимирович
№ 53 «Кардиоцентр – поселок Новосинеглазово»
№ 39 «Чичерина – ЧТЗ»
Юридический адрес: 454081, г. Челябинск, ул. Механическая, 14
Фактический и почтовый адрес: 454081,
г. Челябинск, ул. Механическая, 14
ИНН/КПП: 7447051030/744701001
Телефон: 8 (351) 230-95-57
Факс: 8 (351) 247-53-08
E-mail: [email protected]
14.
ООО «Автолайн»
Полянин Александр Владимирович
№78 «Академика Королёва – Мамина»
Юридический адрес: 454081, г. Челябинск, ул.
Механическаяв, 14, строение 12/3
Почтовый адрес: 454081, г. Челябинск,
ул. Механическаяв, 14, строение 12/3
ИНН/КПП 7447206558/744701001
Телефон: 2309557, 2475308
Электронная почта: [email protected]
15.
ООО «ЧелябАвтобус»
 
Дадобоев Абдугафор Абдумубинович
№ 72 «ЧМК – Железнодорожный вокзал» Юридический адрес: 454008, г.Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 205
Почтовый адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 205
ИНН/КПП 7452079425/745201001
Телефон: 2309557, 2475308
Электронная почта: [email protected]
16.
ООО «Челябинское маршрутное такси»
Новицкий Константин Валерьевич
№ 104 «Поселок АМЗ — Бейвеля»
Юридический адрес: 454081, г. Челябинск, ул. Механическая, 14
Фактический адрес: 454081, г. Челябинск, ул. Механическая, 14
ИНН/КПП: 7447085543/74470100
Телефон: 8 (351) 230-95-57
Факс: 8 (351) 247-53-08
e-mail: [email protected]
17.
ООО «Первая Гильдия+»
 
Тимуршин Рустам Камильевич
№ 36 «Поселок Фёдоровка – Железнодорожный вокзал»
Юридический адрес: 454087, г.Челябинск, ул. Островского, 36
Фактический адрес: 454087, г.Челябинск, ул. Островского, 36
ИНН/КПП 7447077172/744801001
Телефон: 776-65-37; 776-65-41
Электронная почта: [email protected]
18.
ООО «Аль-Транс»
Даутова Альфия Зайнутдинова
№ 24 «ЧМК – Сад «Мичуринец»
Юридический адрес: 454084, г.Челябинск, ул. Горшечная, 31
Фактический адрес: 454138, г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 15в-15
ИНН/КПП 7447192136/744701001
Телефон: (351) 740-27-03; 89193199080
Электронная почта: [email protected]
19.
ООО «Трейд-авто»
 
Даутова Альфия Зайнутдинова
№ 62 «Автоцентр – Мехколонна» Юридический адрес: 454084, г. Челябинск, ул. Горшечная, 31
Фактический адрес: 454138, г.Челябинск, ул. Горшечная, 31
ИНН/КПП 7447182579/745331001
Телефон: (351) 740-27-03; 89193199080
Электронная почта: [email protected]
20.
ООО «Урал-Дом»
 
Даутова Альфия Зайнутдинова
№ 85 «Поселок Новосинеглазово – Мамина»
№ 66 «Училище – Станция Шершни»
Юридический адрес: 454028, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 15В
Фактический адрес: 454138, г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 15в
ИНН/КПП 7451257837/745101001
Телефон: (351) 740-27-03; 89193199080; 89090835718; 89525072363
Электронная почта: [email protected]
21.
ООО «Кумир-Автолайн — 2»
 
Осинский Дмитрий Владимирович
№22 «Александра Шмакова – Училище»
Юридический адрес: 454139, г.Челябинск, ул. Новороссийская, 44
Фактический адрес: 454139, г.Челябинск, ул. Новороссийская, 44
ИНН/КПП 7449065750/744901001
Телефон: (351) 737-92-73; 737-92-24
Электронная почта: [email protected]
22.
ООО «Кумир-Автолайн»
 
Карпова Оксана Васильевна
№ 12 «Прфессора Благих – ЧТЗ»
№ 32 «Солнечный берег – Мамина»
Юридический адрес: 454139, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 44
Фактический адрес: 454139, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 44
ИНН/КПП 7449035019/744901001
Телефон: (351) 737-92-73; 737-92-24
Электронная почта: [email protected]
23.
ИП Осинский Дмитрий Владимирович
Осинский Дмитрий Владимирович
№ 20 «Мехколонна – Доватора»
Почтовый адрес: 454038, г. Челябинск, ул. 50-летия ВЛКСМ, 6
ИНН 745300505133
Телефон: 737-92-24
Электронная почта: [email protected]
24.
ООО Предприятие «Эдельвейс»
Шледевиц Дмитрий Давидович
№ 50 «Петра Столыпина – Мамина»
Юридический адрес: 454008, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/13
Фактический адрес: 454008, г. Челябинск, Свердловский тракт, 5/13
ИНН/КПП 7452035114/744801001
Телефон: (351) 7257768; 7257789
Электронная почта: [email protected]
25.
ИП Темникова Татьяна Владимировна
Темникова Татьяна Владимировна
№ 49 «Солнечный Берег – ЧВВАКУШ»
Почтовый адрес: 454077, г.Челябинск, пер. Мамина, 3 – 265
ИНН 745201756400
Телефон: 775-84-65; 89028901812
Электронная почта: [email protected]
26.
ООО «Сатурн»
Эйсфельд Александра Викторовна
№ 73 «Поселок Стройкомбинат – поселок Каштак»
Почтовый адрес: 454080, г.Челябинск, ул. Образцова, 26А, пом. 3, офис 2
ИНН/КПП 7453328748/745301001
Телефон: 89507430880
Электронная почта: [email protected]
27.
ООО «Челябинское автобусное предприятие»
Даутов Амир Маратович
№ 102 «ЮУрГУ – ЧМК» Юридический адрес: 454138, г. Челябинск, ул. Чайковского, 20 Б, офис 43/2 Фактический адрес: 454138, г. Челябинск, ул. Чайковского, 20 Б, офис 43/2 ИНН/КПП 7447221387/744801001 Телефон: (351) 2230191
Электронная почта: [email protected]
28.
ООО «ТОДЕС»
Вавилов Александр Анатольевич
№ 13 «Областная больница – поселок Локомативный»
Юридический адрес: 454053, г. Челябинск, ул. Физкультурная, 38
Фактический и почтовый адрес: 454053,
г. Челябинск, ул. Физкультурная, 38
ИНН/КПП: 7452050465/745101001
Телефон 8-919-119-21-44
e-mail: [email protected]
29.
ООО «Третий автобусный парк»
Маховский Эдуард Алексеевич
№ 15 «ЧМК – ЮУрГУ»
№ 16 «ЧМК – ЮУрГУ»
Юридический адрес: 454052, г. Челябинск, шоссе Металлургов, 88, стр. 5, офис 1/2
ИНН/КПП: 7460004416/744801001
Телефон (351)750-07-38
Электронная почта: [email protected]
30.
ООО «Нова групп»
Атаханов Марифжон Махамаджанович
№ 47 «Сергея Герасимова — ЧМК» Юридический адрес: 454074, г. Челябинск, ул. Валдайская, 9, офис 6
ИНН/КПП: 7447186238/744701001
Телефоны 8(351)2481048; (351)2363276
Электронная почта: [email protected]
31.
ООО «Второй автобусный парк»
Мотарев Артем Сергеевич
№ 45 «Автобусный парк – Аэропорт» Юридический адрес: 454052, г. Челябинск, шоссе Металлургов, 88, стр. 5, офис 1/1
ИНН/КПП: 7460004617/746001001
Телефон (351)750-85-75
Электронная почта: [email protected]
32.
ООО «Новые дороги»
Макиенко Ирина Викторовна
№ 48 «Теплотехнический институт — поселок Керамзавода» Юридический адрес: 454008, г. Челябинск, ул. Цинковая, 8, офис 217
ИНН/КПП 7448216171/744801001 Телефон: +7(351)723-08-87 (доб. 107, 118)
Электронная почта: [email protected]

Проспект Победы | «Челябинск Танкоград Победа»

Проспект Победы – улица, образованная в 1965 году к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне и увековечивающая вклад Челябинска в эти события.

Расположен в трех районах Челябинска: Курчатовском, Калининском и Тракторозаводском.

Проспект Победы создан 9 мая 1965 года объединением двух улиц – Солнечной и Выборной. Выборная улица перестала существовать, а Солнечной была названа улица в Курчатовском районе города.

Проспект Победы – самая длинная улица Челябинска, на ней расположено самое большое количество строений, находящихся на одной улице города. Протяженность 12 300 м. Дома № 3-400.

Проходит в западном направлении, нечетная сторона от ул. Валдайская до ул. Юлаева и четная до ул. Каслинская, четная сторона от ул. Каслинская до ул. Юлаева.

Восточная часть относилась к пос. Верхний ЧЭМК Сталинского района, односторонняя. Первоначальное название ул. Солнечная с 1.11.1937 г. (протокол № 47 президиума Чел. гор. совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов). От р. Миасс до Свердловского пр. с 1904 г. застраивалась односторонняя ул. Кирпичная, включена в состав ул. Солнечная с 6.05.1960 г. На четной стороне от р. Миасс до ул. Каслинская узкой лентой тянулась площадь Первомайская (1-го Мая), которую здание теплотехнического института разделило на 2 части. От Свердловского пр. до ул. Чайковского существовала ул. Выборная (с середины 1920-х до 1937 г. ул. Тухачевского), включена в состав пр. Победы с 11.08.1967 г. (решение Чел. ГИК № 242). Западный участок от ул. Чайковского до 8.10.1968 г. имел строительное название ул. Южная.

Проспект увековечивает память о Великой Победе не только своим названием: на нем находятся памятники – «Сестричка» на пересечении с ул. Кыштымской, панно «Политрук» и «Пушка» – ровесница Победы на пересечении с ул. Молодогвардейцев, орден Победы на здании бывшего Теплотехнического института, Ленинградский мост – памятник эвакуированным блокадникам.

В городе-спутнике Челябинска, Копейске, тоже есть улица, названная в честь Великой Победы, однако, в России городов, в которых есть такая улица, немного, в отличие от улицы Ленина, которая имеется в каждом большом городе.

Улица примечательна еще и тем, что располагается сразу и на Урале, и в Сибири, разделителем которых служит Ленинградский мост. Кроме того, проспект Победы является границей между Калининским и Курчатовским районами, проходит почти через весь город.

Проспект Победы – самая «трамвайная» улица Челябинска (6 маршрутов), отсюда строится челябинский метрополитен – четыре станции метро запланированы на этой улице: «Проспект Победы», «Курчатовская», «Молодёжная», «Северо-Западная».

На этой улице мало общественных мест, большинство зданий жилые или с небольшими организациями на первом этаже. Здесь находится магазин Юрюзань (перекресток с ул. Горького) – один из старейших магазинов строительных материалов г. Челябинска, торговый комплекс «Кировский» (на пер. с ул. Кирова), здание Юридического института.

На проспекте Победы берет начало улица Кирова, и в этом месте находится примечательное здание – бывший теплотехнический институт. На его фасаде сооружена в 1965 году огромная копия довольно редкого Ордена «Победа». Сейчас в здании находятся офисные помещения и магазины.

На проспект выходит территория городка бывшего автомобильного военного училища. Славное в прошлом ЧВВАКИУ было расформировано в 2010 году, казармы и оборудование постепенно пришли в негодность, обветшали. Однако совсем недавно, в 2014 году началось восстановление построек: теперь здесь будут служить срочники-автомобилисты.

Неподалеку от улицы Чайковского располагается здание обувной фабрики «Юничел», принадлежащее крупнейшему в России предприятию легкой промышленности. Фабрике более 80-ти лет, и сейчас немногие вспомнят, что предприятие начинало свой путь с обыкновенного барака, где шили обувь вручную. Военные годы способствовали развитию более крупного предприятия – заказы на обувь от армии поступали в громадных количествах, а затем на Урал было эвакуировано несколько обувных фабрик из других городов, что впоследствии способствовало их объединению и созданию сети фабрик «Юничел».

На пересечении с ул. Молодогвардейцев можно посетить еще два памятника Великой Победы – «Пушка» и панно «Политрук». Пушка – 76-мм гаубица, появившаяся здесь в 2003 году – одновременно символ трудовой мощи танкоградцев, челябинских военных артиллеристов и, наконец, памятник заводу «рембытмашприбор», который поставлял в годы войны запчасти для артиллерийских установок. Выпущенная в победном мае гаубица сделала лишь один выстрел – залп в честь окончания войны. Барельеф «Политрук» – репродукция фотографии Макса Альперта «комбат», на которой он запечатлел советского воина с пистолетом ТТ, призывающего подразделения в атаку. Под барельефом изображены годы начала и окончания Великой Отечественной войны.

Неподалеку расположена территория больницы скорой помощи – одного из крупнейших лечебно-профилактических учреждений нашего города. Здесь ежегодно получают врачебную помощь свыше 50 000 пациентов. Немалые научные достижения здесь объединены с современной аппаратурой и высоким профессионализмом персонала больницы. Примечательно, что на проспекте в годы войны находился военный госпиталь № 381.

Обширные территории проспекта Победы занимают садовые товарищества: «Любитель», «Полет». Это доказательство того, что даже в миллионном городе Урала есть место дачному поселку с частными домами и посадками.

Наконец, по адресу проспект Победы, 111 располагается библиотека № 25 – один из храмов культуры Калининского района. Фонд библиотеки насчитывает более 8 000 экземпляров.

Здания, объекты:

  1. памятник «Сестричка» (пр. Победы, 180/182 на пересечении с ул. Кыштымской),
  2. барельеф «Политрук» и памятник «Пушка» (на пересечении с ул. Молодогвардейцев),
  3. орден Победы и мемориальная доска на здании бывшего Теплотехнического института (пр. Победы, 168),
  4. мемориальная доска И.И. Качалину (пр. Победы, 126),
  5. Ленинградский мост – памятник эвакуированным блокадникам (у моста через р. Миасс),
  6. школа № 21 (пр. Победы, 113-а),
  7. магазин Юрюзань (пр. Победы, 113, перекресток с ул. Горького)
  8. Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского (пр. Победы, 167),
  9. больница скорой помощи (пр. Победы, 287),
  10. библиотека № 25 (пр. Победы, 111),
  11. обувная фабрика «Юничел» (Чайковского, 20)

Пересечения:

  1. Ул. Бажова
  2. Ул. Героев Танкограда
  3. Ул. Горького
  4. Ул. Артиллерийская
  5. Автодорога Меридиан
  6. Ул. Российская
  7. Ул. Кирова
  8. Свердловский проспект
  9. Ул. Косарева
  10. Ул. Чайковского
  11. Ул. Молодогвардейцев
  12. Ул. Ворошилова
  13. Ул. Солнечная
  14. Ул. Молдавская
  15. Ул. 40 лет Победы
  16. Ул. Чичерина
  17. Ул. Салавата Юлаева

Источники:

  1. Ист.: Планы Челябинска. 1905, 1913, 1936, 1939, 2000 гг.; ОГАЧО. ф. Р-220. оп. 4. дд. 456, 449, 480; оп. 19; д. 51. л. 92; оп. 18. д. 17. л.196; оп. 19. д. 74. л. 104; д. 70. л. 27.
  2. Справочник улиц города Челябинска. – Челябинск, 2007. – 320 с.

Материал предоставила Н. Кастрюлина, библиотека № 25

прошлое и настоящее здания со «звездой»

Те, кто работал в НИИ в 70–80-х годах, помнят, как увлеченно продвигали сотрудники науку, писали статьи, внедряли новые изобретения в перспективные проекты. Перестройка 90-х годов внесла коррективы в жизнь россиян. От Теплотехнического института Челябинска осталось немного: пустующие помещения огромного здания с названием НИИ, огромная орденская «звезда» на фасаде да еще неофициальное название городского района. Институт сохранился, но занимает теперь всего один этаж. Основная часть помещений занята спортивными и танцевальными клубами, развивающими центрами, швейными ателье, бюро услуг, офисами, торговыми точками или сдается в аренду. Адрес челябинского Теплотеха: пр. Победы, 168.

Орден на фасаде Теплотеха

Здание института невозможно представить без огромной орденской Звезды. Декоративный щит «Орден Победы» обновляется к юбилейным датам Дня Победы. У новых хозяев здания Теплотеха были попытки скрыть орден под рекламным баннером, но это вызвало возмущение горожан. Потому знаменитый символ в 2013 году был принят в муниципальную собственность и теперь курируется Центром историко-культурного наследия.

«Орден Победы» зажигают вечерами во время майских праздников и 22 июня. Он напоминает горожанам, что Челябинск – город трудовой славы. В годы ВОВ столичный град Южного Урала, называемый тогда Танкоградом, внес большой вклад в Победу над фашизмом.

Узнаваемый городской район

Район теплотехнического института считается в областном центре популярным и многолюдным местом. Свое название эта часть Калининского района Челябинска получила благодаря расположенному здесь зданию НИИ. Хотя в строении и есть Уральский теплотехнический институт, связанный с развитием науки и техники, в основном там работают магазины и коммерческие фирмы.

Фактически «Теплотех» Челябинска – это офисный центр или торговый комплекс. Торгуют здесь повсюду. Рядом со зданием института много торговых павильонов, всевозможных магазинов, ларьков. Торговыми точками заполнен весь подземный переход перед офисным зданием и территория, находящаяся вблизи выходов из подземки. Район теплотехнического института Челябинска известен многим автолюбителям, пассажирам маршрутных такси, городских автобусов и трамваев по узловым остановочным пунктам. Здесь находятся начальные и конечные точки многих маршрутов.

Что известно о НИИ

Вклад сотрудников Уральского теплотехнического НИИ в науку весьма значителен. Сюда можно отнести следующее:

  • участие в разработке и продвижении крупных проектов внутриотраслевых и государственных программ;
  • формирование новой политики в техническом направлении;
  • создание инновационных технологий и современного оборудования.
  • практическое продвижение новых изобретений на специально оснащенных производственных площадях;
  • создание уникальных стендов, в основном на площадках городских и областных электростанций.

Сегодняшняя деятельность научного учреждения, находящегося в здании теплотехнического института Челябинска, связана с решением вопросов тепла, топлива и теплоэнергетики. Филиал Урал ВТИ (Московского института) вошел в состав ОАО «Инженерный центр энергетики Урала». Офис организации находится в здании, на пятом этаже, подробная информация – на сайте.

Торговый комплекс «Теплотех»

О торговом центре известно, что он расположен в шестиэтажном здании бывшего теплотехнического института Челябинска и насчитывает более 13 десятков компаний, офисов и организаций. Посетители «Теплотеха» могут рассчитывать здесь на выгодные покупки и оказание различных востребованных услуг. Удобны для покупателей расположенные в торговом комплексе: супермаркет «Магнит», банкоматы разных финансовых организаций, ателье мод, ремонтные мастерские, пункты проката, популярное заведение питания Subway и другие полезные отделы. Вряд ли есть горожане, не бывавшие хоть раз в районе Теплотеха Челябинска, многим знакомы магазины «Свадебный бум» и «Праздничный бум», находящиеся в ТЦ. Свадьба, несомненно, особое событие для всех, и в магазине представлен широкий ассортимент к такому торжеству.

Какие бы важные обстоятельства ни привели вас в ТЦ «Теплотех», безынтересным этот визит не останется. В этом здании соединились воедино разные истории: прошлая, настоящая, а возможно, и будущая. Тем более что понятие «научный бум» звучит в последнее время все чаще.

Инженерно-технологический институт

Адрес:

Южно-Уральский государственный университет

Офис 208A, Главный корпус университета

, проспект Ленина, 76,

Тел .: +7 (351) 272-34-44

Тел. Приемной: +7 (351) 272-31-51

Интернет-страница: https://polytech.susu.ru/

Следуйте за нами: https://vk.com/public124833435

Следуйте за нами: https://vk.com/abit.susu


Директор

Сергей Ваулин

Д.Sc. Н., Профессор


В результате реализации Проекта 5-100 в 2016 году все инженерные факультеты Южно-Уральского государственного университета были объединены в новую внутривузовскую структуру — Инженерно-технологический институт.

Первоначально Южно-Уральский государственный университет создавался как политехническое высшее учебное заведение. Его научный и образовательный процесс на протяжении многих лет был технически ориентированным. Объединение всех инженерных факультетов базовых отраслей промышленности вывело университет на принципиально новый уровень.Это позволяет нам интегрировать все образовательные и научные ресурсы и, таким образом, максимально повысить конкурентоспособность Университета и укрепить его лидирующие позиции в области инженерных знаний как в столице Южного Урала, так и за ее пределами.

Факультет автомобильной техники, факультет аэрокосмической техники, факультет машиностроения, факультет материаловедения и металлургии, факультет энергетики и энергетики входят в состав новой структуры университета.Инженерно-технологический институт имеет заочный факультет. Инженерно-технологический институт ЮУрГУ в Челябинске объединяет 20 технически ориентированных кафедр; и у каждого из них есть свое уникальное поле развития. В 2021 году факультеты были переименованы в академические направления.

В состав Инженерно-технологического института входят научные подразделения, общеуниверситетские научно-образовательные центры (НОЦ) и научно-исследовательские лаборатории: НОЦ «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в производстве дизельных двигателей для бронетанковой и инженерной техники», НОЦ «Металлургия». », НОЦ« Машиностроение », НОЦ« Аэрокосмические технологии », НОЦ« Экспериментальная механика », НОЦ« Композиционные материалы и конструкции », НОЦ« Лаборатория физического моделирования термомеханических процессов », ГЦ« Энергетика и энергосбережение », Учебный центр авиации. , Ракетно-космическая техника, Образовательный центр имени В.Макеев П., Ресурсный центр «Специальная металлургия».

Одно из основных преимуществ института — эксклюзивный инженерный учебный центр. Это так называемая «Школа для успешных студентов», которая предлагает расширенную подготовку для всех инженерных специальностей и уделяет особое внимание математическим дисциплинам. Студенты нашего элитного учебного центра взаимодействуют с ведущими профессорами Инженерно-технологического института и имеют преимущество при реализации своих идей в рамках малых инновационных предприятий университета.


Структура инженерно-технологического института


Академические зоны

Отделения

  • Авиационные двигатели
  • Самолеты
  • Автоматический электропривод
  • Автоматизация и мехатроника
  • Машиностроение
  • Автомобильная техника и автосервис
  • Автомобильная техника
  • Электростанции, сети и системы электроснабжения
  • Инженерная механика
  • Здоровье и безопасность
  • Гидравлика и гидравлические и пневматические системы
  • Промышленная теплоэнергетика
  • Двигатели внутреннего сгорания и электронные системы автомобилей
  • Материаловедение и металлургия
  • Материаловедение, физико-химические свойства материалов
  • Пирометаллургические технологии и технологии обработки металлов давлением
  • Теоретические основы электротехники
  • Сварочное дело
  • Машины колесные и гусеничные

Лаборатории и центры


Наши партнеры



В новостях


Взрыв метеорита в Челябинске — тревожный сигнал, предупреждают ученые

Три исследования раскрыли детали метеора, взорвавшегося над российским городом Челябинск в феврале этого года.

Их результаты, опубликованные сегодня в двух статьях в журналах Nature и одной в Science, предоставляют информацию о происхождении, траектории, мощности и повреждениях метеора в результате взрыва (ударная волна, которая прошла по воздуху от взрыва).

Эти данные могут помочь уточнить теоретические модели относительно вероятной частоты таких событий, потенциального ущерба, который они могут нанести, и стратегий смягчения опасностей, необходимых для защиты планеты.

Если вы не видели взрыв в Челябинске, посмотрите здесь.

Траектория, структура и происхождение

В первом исследовании, проведенном Иржи Боровицкой из Астрономического института Академии наук Чешской Республики, было проанализировано 15 видеороликов очевидцев, большинство из которых были сняты на смартфоны и размещены на YouTube.

Д-р Боровицка объяснила, что видео были выбраны на основе ракурсов, в которых они были сняты, а затем откалиброваны для ясности с помощью инженера.

После того, как местоположение каждого видео было обнаружено, места были сфотографированы в ночное время.

По положению звезд на ночных снимках авторы определили положение суперболида (чрезвычайно яркий метеор).

«Я ошеломлен количеством деталей, полученных при анализе видеозаписей со смартфона», — сказал Алан Даффи, астрофизик-теоретик и космолог из Мельбурнского университета.

Челябинский метеорит диаметром около 4 см с прожилками ударной волны. Наука / AAAS

«Это демонстрирует изобретательность, с которой исследователи извлекали информацию.”

Сначала реконструировав путь астероида, когда он вошел в атмосферу Земли, а затем смоделировав тысячи возможных траекторий, авторы определили, что происхождение этого суперболида, вероятно, принадлежало Поясу астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера.

Они также обнаружили, что астероид Челябинск имеет очень похожую траекторию с околоземным астероидом 860389 диаметром 2,2 км (также известным как 1999 NC43), который когда-то вращался вблизи Земли.

Это делает вероятным, что оба астероида когда-то принадлежали одному и тому же объекту, а более крупный астероид является родителем Челябинского суперболида.

Наконец, используя записанные кадры фрагментации суперболида, а также аудиозаписи последовавших за этим звуковых ударов, исследователи смогли дать оценки вероятного состава, структурной прочности и размера астероида.

Их лучшее предположение — то, что объект на самом деле был расколотым камнем, в соответствии с моделью происхождения столкновения, размером примерно 19 метров в поперечнике.

По словам доктора Даффи, эти открытия являются тревожным сигналом: большой объект не обязательно должен находиться на курсе прямого столкновения с Землей, чтобы представлять для нас угрозу.

Например, астероид 86039, хотя вряд ли поразит нас, все же может представлять опасность, отправляя свои фрагменты по пути к Земле.

Мощность взрыва

Место удара основной массы Челябинского метеорита образовало 8-метровую дыру во льду озера Чебаркуль в 70 км к западу от Челябинска.Эдуард Калинин

Во втором исследовании, проведенном Питером Брауном, профессором физики и астрономии в Университете Западного Онтарио, авторы наблюдали записи 400 любительских видео и различных инструментов (таких как инфразвук, сейсмические датчики и датчики правительства США) по всей Земле.

По словам доктора Даффи, такие посты прослушивания обычно используются для наблюдения за ядерными взрывами.

Но, поскольку энергия взрыва в воздухе в Челябинске была настолько большой, он вызвал «звон» на поверхности Земли, который был уловлен сейсмическими станциями на расстоянии 4000 км.

«Никогда раньше нам не удавалось изучить метеоритные явления такой силы с таким уровнем детализации. Насколько мне известно, мы никогда не изучали столкновения с астероидом до, во время и после этого события », — сказал Саймон О’Тул, астроном-исследователь Австралийской астрономической обсерватории.

«Это то, что я называю« судебной астрономией »- собрать все свидетельства о событии и сделать вывод о том, что на самом деле произошло и почему».

Собирая доказательства повреждений земли, вызванных воздушным взрывом, в результате которого были разбиты тысячи окон, авторы протестировали свои модели ударной волны, возникшей в результате взрыва.

По их оценкам, мощность взрыва составила 530 килотонн в тротиловом эквиваленте, что примерно равно мощности 30 бомб Хиросимы, и примерно в 30 раз ярче, чем у Солнца при его максимальной яркости.

Наконец, авторы использовали мировые наборы данных за последние 20 лет, чтобы показать, что существующие модели, использованные для оценки ущерба от воздушных взрывов, не соответствуют наблюдениям с астероида Челябинск.

Они предсказали, что количество глобальных ударов от других объектов размером с Челябинск в год было занижено в десять раз.

Люсина Кедзиора-Чудцер, астрофизический исследователь из Университета Нового Южного Уэльса, объяснила, что недооценка была результатом использования таких методов, как телескопические наблюдения за астероидами, моделей, основанных на количестве лунных кратеров, и специальных поисков объектов, сближающихся с Землей. может быть потенциально опасным.

По словам Маргарет Кэмпбелл-Браун, доцента Университета Западного Онтарио и соавтора исследования: «Воздушный взрыв в Челябинске не вызвал такого большого ущерба от высвободившейся энергии, как мы ожидали.Это потому, что энергия была заложена в длинном следе, и поэтому урон распространился на более длинный путь ».

Доктор Даффи считает, что эти результаты содержат как хорошие, так и плохие новости.

«Хорошая новость заключается в том, что ущерб от« астероидов-убийц »значительно меньше, чем предполагают модели. Плохая новость в том, что количество столкновений этих объектов размером с Челябинск в год сильно занижено », — сказал он.

«Таким образом, хотя каждый астероид может нанести меньше повреждений по отдельности, они гораздо более распространены.

«Поэтому жизненно важно, чтобы мы инвестировали в более новые, более мощные телескопы, чтобы можно было более тщательно исследовать небо».

Оценка ущерба

Фрагменты Челябинска (C2 — C6). C2 — ориентированный метеорит; он двигался плоской стороной вперед. Показана его оборотная сторона. Наука / AAAS

Авторы третьего исследования под руководством Ольги Поповой из Российской академии наук посетили 50 деревень в окрестностях Челябинска в течение нескольких недель после взрыва.

Они подсчитали дома, поврежденные осколками метеорита, и количество людей, пострадавших от ударной волны и радиации, включая ультрафиолетовые и термические ожоги, а также повреждения сетчатки.

«Эти данные важны, потому что они показывают, что, хотя астероид упал на Землю уже сильно ослабленным, а его более мелкие фрагменты ограничили ущерб на земле, люди все еще получали ожоги от ультрафиолетового свечения очень горячего огненного шара», — сказал доктор Даффи. .

Находки также включали исчерпывающий анализ минералогии найденных фрагментов Челябинского метеора.

Минералогические отчеты предполагают, что Челябинский объект был относительно редким метеоритом типа LL5, который представляет собой каменистый хрондрит с низким содержанием железа и металлов, состоящий из силикатов и других минералов, спрессованных вместе, сказал доктор Кедзиора-Чудцер.

Используя надежный уран-свинец, авторы определили, что возраст астероида составляет около 4,4 миллиарда лет.

Но что необычно, так это то, что поверхность Челябинского метеора, похоже, подвергалась воздействию космических лучей всего один миллион лет, что недостаточно для того, чтобы объект отделился от своего более крупного родителя.

На основании этого авторы полагают, что виновником, скорее всего, является сама Земля.

Возможно, что родительский астероид, которому миллиарды лет и первоначально принадлежавший к поясу астероидов, подошел близко к Земле и был разорван гравитацией Земли или столкновением с другим астероидом.

Затем осколки упали на Землю в течение следующего миллиона лет.

Доктор Даффи предупреждает, что, поскольку более крупные останки родительского объекта все еще существуют, мы рискуем получить удар, даже если нет никаких доказательств того, что к нам приближается еще один фрагмент.

Если, как в случае с Челябинском, астероид небольшой и слабый и приближается к нам со стороны Солнца, то наземная съемка будет практически невозможна, чтобы увидеть такой астероид до столкновения, объяснил доктор Кэмпбелл. Коричневый.

Доктор Кедзиора-Чудцер согласился, сказав: «Вот почему важно знать, как часто такие болиды могут входить в область, которая может отправить их на курс столкновения с Землей».

список вузов города. Поступить в вуз в Челябинске

Направление

ВсеАэронавигация и эксплуатация авиационных и ракетно-космических технологийСельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовствоПрикладная геология, горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность и геодезияАрхитектураИскусство исследованияАзиатские и африканские исследованияАвиационная и ракетно-космическая технологияБиологическая наукаХимические наукиХимические технологииХимияКлиническая медицинаКомпьютерные и социальные наукиКомпьютерные и информационные науки и менеджментОбразование и педагогические наукиЭлектроэнергетика и теплоэнергетикаЭлектроника, радиотехника и системы связиИнжиниринг и технологии Наземный транспортИнжиниринг и технологии судостроения и водного транспортаФундаментальная медицинаГрафическое и прикладное искусствоЗдоровье и профилактическая медицинаИстория и археологияИндустриальная экология и биотехнологииИнформационная промышленность, информационные технологии, информационные технологии и информационные технологии В технических системах СМИ и информатика-библиотековедениеМатематика и механикаМеханическая инженерияНанотехнологии и наноматериалыЯдерная инженерия и технологииМедицинские услугиФармацияФилософия, этика и религиоведение Материалы Техносферная безопасность и экологическая инженерия Теология Ветеринария и зоотехника

Субъект

AllAgricultural EngineeringAgricultureAircraft EnginesAllergology и ImmunologyAnestesiology и ReanimatologyAnimal Orogin FoodAnthropology и EthnologyApplied GeologyApplied InformaticsApplied MathematicsApplied Математика и InformaticsApplied Математика и PhysicsApplied MechanicsArchitectureArchutecture Environmental DesignArt и HumanitiesArt HistoryArt Погрузочно-разгрузочное TechnologyArtsArts и Fine ArtsAstronomyAutomation технологических процессов и ProductionsAviation и ракетно-космической TechnologyAviation и исследованию космического пространства MedicineBacteriologyBallistics и HydroaerodynamicsBioengineering и BioinformaticsBiologyBiology ScienceBiotechnical Системы и технологииБиотехнологииБизнес-информатикаКардиологияСердечно-сосудистая хирургияКартография и геоинформатикаХимические наукиХимические технологииХимические технологии материалов современной энергетикиХимияХимия, физика и механика материаловГражданское строительствоКлиническая лаборатория диагностикиКлиническая медицинаКлинический фармаколог yКлиническая психологияКолопроктологияКоммерцияКомпьютерные и информационные наукиКомпьютерная безопасностьКонфликтологияСтроительство, эксплуатация, восстановление и техническое покрытие автомагистралей, мостов и туннелейКосметологияКультурологияТаможняСтоматологическая хирургияДерматовенерологияДизайнДизайн и технологическая поддержка машиностроительной промышленностиДизайн электронных технологийЭкономика и ракетные наукиДизайн электронных технологийЭкономика и ракетные науки Использование двигателей ТеплоэнергетикаЭлектронные и оптико-электронные устройства и системы специального назначенияЭлектроника и наноэлектроникаЭлектроника, радиотехника и системы связиЭлектронная медицинаЭндокринологияЭндоскопияИнжиниринг и технологии Наземный транспортИнжиниринг и технологии Судостроение и водный транспортЭкологическая инженерия и водопользованиеЭпидемиологияЭпидемиологияЭксплуатация транспортных технологий s и ComplexesFair SafetyFinance и CreditFine ArtsFolk Art CultureForeign Регион StudiesForensic ExaminationForensic MedicineForestryFunctional DiagnosticsFundamental и прикладная ChemistryFundamental Математик и MechanicsFundamental MedicineFundamental наука и информация TechnologiesGastroenterologyGeneral DentistryGeneral практика (семейная медицина) GeneticsGeodesy и удаленный SensingGeographyGeologyGeology, разведка и управление ресурсами DevelopmentGeriatricsHealthcare и общественная HealthcareHeat питание и тепло EngineeringHeat-и -ЭнергетикаГематологияВысокие технологии и инновации ЭкономикаВысокотехнологичная индустрия функциональных и специальных пищевых продуктовИсторические науки и археологияИстория искусстваГидрометеорологияПромышленная экология и биотехнологииИнфекционные заболеванияИнформатика и компьютерные технологииИнформационная безопасностьИнформационная безопасность компьютерных системИнформационная безопасность телекоммуникационных системИнформационные системы и технологии Ионные исследованияИнструментальная инженерияУправление интеллектуальной собственностьюИнтеллектуальные системы в сфере гуманитарных наукМеждународные отношенияЖурналистикаЛабораторная генетикаУправление землями и кадастрыЗемельные транспортно-технологические комплексыЛандшафтная архитектураЛазерное оборудование и лазерные технологииЗаконодательство ИнженерияМеханика и математическое моделированиеМехатроника и робототехникаМедиа-коммуникацииМедицинская и социальная экспертизаМедицинская биохимияМедицинская биофизикаМедицинское делоМедицинская стоматологияМедицинско-профилактическая медицинаМедицина и наркологияМеталлургияГорное делоМузейное дело и защита объектов культурного и природного наследия sNanotechnNanotechnologies и микросистемная Technicsologies и микросистемная technicsNanotechnologies и Микросистемное TechnicsNanotechnologies и NanomaterialsNeonatologyNephrologyNeurologyNeurosurgeryNuclear Энергетик и Термальный PhysicsNuclear Физика и TechnologiesNuclear растения: Проектирование, эксплуатация и EngineeringNuclear Реакторы и MaterialsNuclear Реакторы и MaterialsNuclear, тепло и возобновляемые источники энергия и связанный с ними TechnologiesNursingNutrition HygieneObstetrics и GynecologyOil и газом BusinessOil и газом инженерным и технологииОнкологияОфтальмологияОптическая техникаОрганизация работы с молодежьюВосточные и африканистические исследованияОртодонтияОртопедическая стоматологияОториноларингологияПатологическая анатомияПедагогическое образование (с двумя профилями образования) Педагогика и психология девиантного поведенияПедиатрическая эндокринологияПедиатрическая стоматология, хирургия и педиатрия s ИсследованияФотоника и оптоинформатикаФотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии productionPhysiotherapyPlant Происхождение FoodPlastic SurgeryPolitical наук и региональных StudiesPolitologyPower и ресурсосбережение процессы в химической технологии, нефтехимии и BiotechnologyPower Mechanical EngineeringPR и СМИ RelationsProfessional PathologiesPsychiatryPsychological SciencesPsychologyPsychology и педагогической EducationPsychology профессиональной ActivityPsychotherapyPublic HelthcarePublic политики и социальной SciencesPublishing IndustryPulmonologyQuality managementRadiation HygieneRadio TechnicianRadio-электронных систем и ComplexesRadiologyRadiophys Рентген-эндоваскулярная диагностика и лечениеРентгенологияРентгенологияРентген-эндоваскулярная диагностика и лечение Инженерные системыСпециальный транспорт организация общественного потребления пищевых продуктовТехнология транспортных процессовТехнология продуктов легкой промышленностиТехносферная безопасностьТелевидениеТехнология печати и упаковки

Русский метеор стал тревожным сигналом | Земля

Потребительские видеокамеры и передовые лабораторные методы дали ученым беспрецедентную возможность изучить метеор, взорвавшийся над Челябинском, Россия, в феврале.

На разрезе фрагмента метеорита видны многочисленные прожилки, образовавшиеся в результате давней ударной волны, ослабившей исходный объект. Image cedit: Qing-zhu Yin

«Если человечество не хочет идти по пути динозавров, нам нужно подробно изучить подобное событие», — говорит Цин-чжу Инь, профессор кафедры наук о Земле и планетах. Калифорнийский университет в Дэвисе.

Сказав, что это был «тревожный сигнал», Инь говорит, что Челябинский метеорит, самый крупный удар со времен Тунгусского события 1908 года, принадлежит к наиболее распространенному типу метеоритов — «обычному хондриту».”

Если в будущем произойдет катастрофический удар метеорита, то, скорее всего, это будет объект такого типа.

«Наша цель состояла в том, чтобы понять все обстоятельства, которые привели к разрушительной ударной волне, которая в тот день отправила более 1200 человек в больницы в районе Челябинской области», — говорит Питер Дженнискенс, астроном-метеор из Института SETI.

Их результаты опубликованы в журнале Science .

Взрыв был эквивалентен примерно 600 тысячам тонн тротила, что в 150 раз больше, чем метеорит Саттерс Милл 2012 года в Калифорнии.

Основываясь на углах обзора из видеозаписей огненного шара, исследователи подсчитали, что метеороид вошел в атмосферу Земли со скоростью чуть более 19 километров в секунду, что немного быстрее, чем сообщалось ранее.

Достаточно яркий, чтобы вызвать солнечный ожог

«Наше моделирование входа метеороида показало, что удар был вызван единственной горной породой размером 20 метров, которая эффективно раздробилась на высоте 30 км», — говорит Ольга Попова из Российской академии наук в Москве.

(Метеороид — исходный объект; метеорит — это «падающая звезда» в небе; и метеорит — объект, достигающий земли.)

Яркость метеора достигла пика на высоте 29,7 км (18,5 миль), когда объект взорвался. Наблюдателям, находившимся поблизости, он ненадолго показался ярче, чем солнце, и вызвал серьезные солнечные ожоги.

По оценкам группы, в этот момент испарилось около трех четвертей метеороида. Большая часть остального превращается в пыль, и лишь небольшая часть (от 4000 до 6000 кг, или менее 0.05 процентов) упали на землю в виде метеоритов. Облако пыли было таким горячим, что светилось оранжевым светом.

Самый большой цельный предмет весом около 650 килограммов был извлечен из дна озера Чебаркуль в октябре группой специалистов Уральского федерального университета под руководством профессора Виктора Гроховского.

Повреждения широко распространенные

Ударные волны от взрыва разбивали окна, сотрясали здания и даже сбивали людей с ног. Попова и Дженнискенс посетили более 50 деревень в этом районе и обнаружили, что ударная волна нанесла ущерб примерно в 90 километрах (50 миль) по обе стороны от траектории.

Форму поврежденного участка можно объяснить тем фактом, что энергия выделялась на разных высотах.

Объект развалился на 30 километров из-за огромного напряжения при входе в атмосферу на большой скорости. Разрыву, вероятно, способствовали обильные «ударные жилы», проходящие через скалу, вызванные ударом, произошедшим сотни миллионов лет назад. Эти жилы ослабили бы исходный метеороид.

Лаборатория

Инь провела химический и изотопный анализ метеоритов, а Кен Веросуб, профессор кафедры наук о Земле и планетах, измерил магнитные свойства металлических зерен в метеорите.Дуг Роуленд, научный сотрудник Центра молекулярной и геномной визуализации отдела биомедицинской инженерии, внес свой вклад в сканирование породы с помощью рентгеновской компьютерной томографии.

Метеорит имел жестокую историю

В совокупности эти измерения подтвердили, что челябинский объект был обычным хондритом, возрастом 4 452 миллиона лет, и что последний раз он пережил сильное потрясение примерно через 115 миллионов лет после образования Солнечной системы 4567 миллионов лет назад.По словам Инь, это столкновение произошло гораздо позже, чем в других известных хондритах того же типа, что указывает на жестокую историю.

Дженнискенс считает, что объект мог принадлежать астероидному семейству Флора в поясе астероидов, но кусок, упавший на территорию Челябинска, по-видимому, не был разбит в самом поясе астероидов. Исследователи из Токийского университета и Университета Васэда в Японии обнаружили, что скала подвергалась воздействию космических лучей всего около 1,2 миллиона лет, что необычно мало для пород, происходящих из семейства Флора.

Челябинск принадлежал более крупному астероиду «груды обломков», который распался 1,2 миллиона лет назад, возможно, при более раннем близком столкновении с Землей, предполагает Дженнискенс. Остальные обломки все еще могут быть частью популяции околоземных астероидов.

Крупные удары метеоритов, такие как Тунгуска или Челябинск, происходят чаще, чем мы думаем, — говорит Инь. Например, четыре тонны материала были извлечены из метеорного дождя в Цзилине, Китай, в 1976 году.

«Челябинск служит уникальной точкой калибровки событий падения метеорита высокой энергии для наших будущих исследований.”

Работа поддержана Российской академией наук, Управлением губернатора Челябинской области, НАСА и Академией Финляндии.

Через Futurity.org

Падение Челябинского метеора на ионосферу в 2013 г. изучено с помощью GPS-измерений — Ян — 2014 — Radio Science

Реферат

15 февраля 2013 г. Челябинское метеорное событие (крупнейшее по размеру с 1908 г.) предоставило уникальную возможность наблюдать ионосферные возмущения, связанные с абляцией и ионосферным воздействием метеора, используя измерения GPS.Гиперзвуковой болид генерировал мощные ударные волны, а акустические возмущения в атмосфере приводили к восходящему распространению акустических и гравитационных волн в ионосферу. В нашем исследовании мы применили два разных метода для обнаружения ионосферных возмущений в измерениях двухчастотной глобальной системы позиционирования (GPS) во время падения метеора. Данные были собраны со станций GPS-сетей ближнего поля в России, GPS-сети наблюдения за Землей (GEONET) в Японии и станций Plate Boundary Observatory (PBO) в соседнем U.S. Используя новую технику обнаружения когерентности вейвлетов, мы смогли идентифицировать три различных волновых цуга в измерениях, полученных от ближайшей станции GPS к месту падения метеора, с частотами примерно 4,0–7,8 мГц, 1,0–2,5 мГц и 2,7 –11 мГц в 03:30 UTC. Мы оценили скорость и направление прихода возмущений полного электронного содержания (ПЭС) путем взаимной корреляции временных рядов ПЭС для каждой пары станций в нескольких областях сетей GEONET и PBO. Результаты можно охарактеризовать как три различных типа перемещающихся ионосферных возмущений (ПИВ).Во-первых, более высокочастотные (4,0–7,8 мГц) возмущения наблюдались вокруг станции ARTU в Арти, Россия (56,43 ° с.ш., 58,56 ° в.д.), со средней оценочной скоростью распространения около 862 ± 65 м / с (с 95 % доверительный интервал). Другой тип возмущения ПИВ, связанный с волновыми цугами, был идентифицирован в нижней полосе частот (1,0–2,5 мГц), распространяющейся со средней скоростью 362 ± 23 м / с. Более низкочастотные ионосферные возмущения наблюдались на расстояниях 300–1500 км от Челябинска. Третий тип цуга волн ПИВ был идентифицирован с помощью станций PBO в относительном короткопериодическом диапазоне 1.5–6 мин (2,7–11 мГц) со средней скоростью распространения 733 ± 36 м / с. Наблюдаемые короткопериодические ионосферные возмущения в регионе США, насколько нам известно, являются первым наблюдательным свидетельством совпадения генерируемых метеорами дальних инфразвуковых сигналов, распространяющихся в ионосфере.

1 Введение

Недавнее опасное природное событие, представляющее большой интерес, — астероид Челябинск и образовавшийся в результате метеор, крупнейший с 1908 года, вошел в атмосферу Земли со скоростью примерно 18.6 км / с и столкнулся с Челябинском, Россия, 15 февраля 2013 г. [ Borovička et al ., 2013; Попова и др. ., 2013]. Расчетный эффективный диаметр астероида составлял около 20 м, весил около 10 000 метрических тонн, а расчетная общая кинетическая энергия до удара в атмосферу была эквивалентна 410 кт тринитротолуола (TNT). Из-за малого угла входа астероида в атмосферу атмосфера Земли поглотила большую часть энергии от произведенных взрывов, ударных волн и тепла.В частности, астероид вошел в атмосферу в 03:20 UT 15 февраля 2013 года. Затем объект разлетелся на 11 отдельных частей на высоте 39,2–29,8 км над землей [например, Borovička et al ., 2013]. Большие фрагменты, движущиеся с высокой скоростью, вызвали мощную вспышку и сильные ударные волны, при этом большая часть энергии метеора высвободилась на высоте 5–15 км над Землей [ Zuluaga et al ., 2013]. Метеоры осаждают частицы дыма и пыли нанометрового размера в верхних слоях атмосферы и ионосфере Земли, вызывая микрофизические процессы, влияющие на локальную ионизацию [ McNeil et al ., 2001]. Они также генерируют инфразвуковые возмущения, которые могут взаимодействовать с нейтральной атмосферой, генерируя акустико-гравитационные волны, распространяющиеся в ионосферу, что измеряется трансионосферной системой глобального позиционирования (GPS) и инфразвуковыми датчиками [ Le Pichon et al ., 2013; Yang et al. ., 2013].

Возмущения ионосферы, вызванные акустическими и гравитационными волнами, генерируемыми в нейтральной атмосфере, наблюдаются в измерениях GPS. События на поверхности Земли или в атмосфере, такие как землетрясения, цунами, столкновения с астероидами, запуски космических челноков и большие взрывы, являются потенциальными источниками ионосферных возмущений.Достижения в области обработки очень высокоточных ионосферных данных GPS продемонстрировали, что наземные приемники GPS способны обнаруживать возмущения полного электронного содержания (TEC), создаваемые атмосферными акустическими и гравитационными волнами [ Komjathy et al ., 2012]. Данные GPS от землетрясения и цунами в Тохоку 2011 года, например, продемонстрировали, что возмущения ПЭС, вызванные гравитационно-волновой активностью, можно обнаружить в течение 45 минут после начала землетрясения [ Galvan et al ., 2012].Извержение вулкана Асама в Японии в 2004 году вызвало синусоидальные возмущения ПЭС с периодом приблизительно 1 мин, а землетрясение около Самоа в сентябре 2009 г. вызвало колебания ПЭС с периодом 8 мин [ Galvan et al ., 2011]. Кроме того, метод обнаружения и оценки на основе вейвлетов использовался для характеристики различных типов перемещающихся ионосферных возмущений (ПИВ), вызванных акустическими гравитационными волнами, вызванными цунами, землетрясениями и подземными ядерными испытаниями, с использованием сигналов GPS [ Yang et al ., 2011, 2012]. Еще многое предстоит узнать о характеристиках этих взаимодействий между поверхностью Земли и ионосферой, в том числе о том, как и почему они различаются между различными событиями.

В исследовании, описанном в этой статье, применяются два разных метода для обнаружения и анализа TID в ближнем поле (рис. 1, область 1). Метод 1 (представленный в разделе 2) используется для генерации ионосферных возмущений в пространстве и времени, а метод на основе вейвлетов (метод 2) используется для того, чтобы в основном сосредоточиться на физических характеристиках ПИВ.Падение Челябинского метеора создало уникальную исследовательскую среду, которая позволяет нам впервые исследовать, как метеоры влияют на ионосферу Земли, используя измерения GPS. Наша цель — изолировать и проанализировать реакцию ионосферы, связанную с метеорным явлением, с использованием измерений опорных сетей GPS, поскольку они могут сыграть решающую роль в понимании физики реакции ионосферы на такие внезапные стихийные бедствия. В нашем исследовании данные были собраны со станций вблизи места падения (Челябинск, Россия, как показано на рисунке 1), а также со станций, расположенных вдоль предполагаемой траектории астероида (Япония и западная часть США).S.) в течение 3-дневного окна, сосредоточенного на дате события. В разделе 2 описаны два метода, которые мы использовали для анализа наших наборов данных, а в разделе 3 представлены обработанные наборы данных GPS. Результаты обсуждаются в разделе 4, а краткое изложение и заключительные замечания приведены в разделе 5.

Геометрическая взаимосвязь между используемыми станциями GPS (красные точки), реконструированной траекторией метеора, выделенной синим цветом (с красными линиями как оценочные границы ошибки для траектории), местом падения метеора (красная звездочка) и подсетями (синие прямоугольники) для оценки TID .Траектория начинается в предполагаемой точке входа в атмосферу.

2 Методология

Мы применили два независимых метода для обнаружения возмущений ПЭС в непосредственной близости от места падения метеора на землю, включая (1) алгоритм PyIono Лаборатории реактивного движения (JPL) [ Komjathy et al ., 2012] и (2) обнаружение на основе вейвлетов. и схема анализа [ Yang et al ., 2012]. Возмущения ПЭС, вызванные ударом астероида в атмосферу, были получены с помощью GPS-станций, расположенных в непосредственной близости от области удара, с использованием метода 1.Впоследствии, в методе 2, мы применили более сложный метод, основанный на вейвлетах, и проанализировали временные ряды TEC для выявления заметных когерентных структур с использованием трех различных областей. Наконец, мы оценили скорость и направление TID, генерируемых метеорами, с помощью метода 2.

2.1 JPL алгоритм PyIono

В этом методе мы генерировали высокоточные калиброванные (также известные как абсолютные) измерения ПЭС. Калибровка измерений ПЭС служит нескольким целям, включая проверку качества обработанных данных, выравнивание фазовых измерений с использованием псевдодальностей и сравнение смоделированных и измеренных возмущений ПЭС [ Mannucci et al ., 1998]. Получение калиброванных значений ПЭС важно для понимания фоновых условий возмущений [например, Komjathy et al ., 2005]. Мы в первую очередь заинтересованы в мониторинге краткосрочных вариаций электронного содержания ионосферы путем анализа изменений в измерениях ПЭС.

В качестве первого шага алгоритм PyIono JPL использует наблюдения TEC на основе двухчастотного кода и измерений фазы [например, Komjathy et al ., 2012]. Затем был установлен полосовой фильтр Баттерворта (соответствующий волнам с периодами от 33 до 3.3 мин или частоты от 0,5 до 5 мГц) применяется для изоляции акустических и гравитационных волн ПЭС. Этот тип фильтрации позволяет нам более легко обнаруживать возмущения в ожидаемом диапазоне частот, соответствующих ПИВ, вызванным акустическими и гравитационными волнами, на основе прошлых наблюдений за множественными цунами [например, Galvan et al ., 2012; Komjathy et al ., 2012].

2.2 Обнаружение и оценка на основе вейвлетов

Метод обнаружения и оценки на основе вейвлетов для изучения ионосферных возмущений, вызванных атмосферными акустико-гравитационными волнами, был введен Янгом и др. .[2011]. Комплекснозначное непрерывное вейвлет-преобразование (CWT) с вейвлетом Морле применяется для преобразования временных рядов TEC в частотно-временное пространство и вычисления кросс-вейвлетного спектра с использованием анализа когерентности вейвлетов, проведенного Янгом и др. . [2012], где ω 0 (без единиц измерения) регулирует разрешение шкалы, а η (без единиц измерения) является безразмерным параметром [ Маллат , 1999; Torrence and Compo , 1998]. Анализ когерентности представляет собой степень когерентности обнаруженных структур возмущений ПЭС (между 0 и 1) локально во временной и частотной областях.Обнаруженные структуры затем фильтруются и настраиваются на частоты, на которых присутствуют возмущения [ Yang et al ., 2011]. Этот метод анализирует сигналы TEC в частотно-временном пространстве, где сигналы помех могут быть классифицированы и изолированы на основе их когерентного вейвлет-спектра, в отличие от рассмотрения помех только в одной области. Большая и плотная сеть GPS сначала разделяется на несколько подсетей (см. Примеры, отмеченные квадратами на рисунке 1). Чтобы упростить процессы обнаружения и оценки, мы предполагаем, что ПИВ распространяются в виде плоских волн через небольшой участок, определяемый как область 1 ° × 1 ° в пределах области распределения сети GPS.Затем применяется непрерывное вейвлет-преобразование (CWT) для преобразования временных рядов TEC в частотно-временное пространство с вейвлет-коэффициентами, служащими входными данными для алгоритма обнаружения на основе вейвлетов [ Daubechies , 1990; Эль-Шейми и др. ., 2003]. Следующим шагом является использование методов когерентности вейвлетов для обнаружения и идентификации ионосферных возмущений ПЭС, полученных с помощью GPS, в частотно-временном пространстве. В каждой небольшой подсети на спектре когерентности вейвлета устанавливается порог для извлечения вейвлет-коэффициентов, соответствующих высококогерентным структурам, которые впоследствии используются для восстановления сигнатур возмущений, как подробно описано в Ян [2013].Наконец, метод взаимной корреляции [ Garrison et al ., 2007] применяется для создания восстановленных (или отфильтрованных) временных рядов TEC, соответствующих классифицированным возмущениям, с целью оценки скорости распространения [ Yang et al ., 2011] , 2012]. В нашем исследовании расчетная скорость распространения представлена ​​выражением с использованием 95% доверительных интервалов, где среднее значение расчетной скорости определяется как стандартная ошибка среднего, с, — стандартное отклонение выборки, а n. как размер выборки [ Deep , 2006].

3 Описание наборов данных

измерений GPS, использованных для этого исследования, были получены со станций японской сети GPS GEONET [ Sagiya , 2004], сети обсерватории границы плит (PBO) (http://www.earthscope.org/science/observatories/pbo) и сети GPS ближнего поля (http://cddis.nasa.gov/) в районе места падения метеора на землю в Челябинске. Данные за три дня, сосредоточенные на дате события, были использованы для обработки и анализа данных.Разделив всю сеть на более мелкие подсети, можно отобразить изменчивость скорости и направления распространения на большой площади, сохраняя при этом предположение о плоской волне по каждой маленькой подсети. Основываясь на доступности данных двухчастотной GPS и глобального распределения станций, мы определили три региона (рис. 1, районы с 1 по 3) для исследования ионосферного воздействия, вызванного метеором. Челябинск и его окрестности обозначены как Район 1 (23 станции). Станции PBO на западном побережье U.S. (Район 2–440 станций) и японская сеть GEONET (Район 3–1235 станций) были разделены на 32 и 66 подсетей, соответствующих каждому выбранному подрайону (сетки приблизительно 1 ° × 1 °, как показано на Рисунке 1), соответственно.

4 Результаты и обсуждение

В этом разделе мы сначала исследуем фоновые условия ионосферы. Затем мы суммируем данные наблюдений за реакциями ионосферы, совпадающими с событием падения астероида в Челябинске в 2013 году, на основе сетей GPS в трех разных регионах, как показано на рисунке 1.

4.1 Фоновые условия ионосферы

Поскольку явления космической погоды и геомагнитные бури также могут вызывать ионосферные возмущения, мы сначала исследовали глобальные индикаторы космической погоды на 15 февраля 2013 года, а также ближайшие дни, чтобы понять их потенциальное влияние на наши наблюдения. На рисунке 2 представлены геомагнитные индексы Kp , полученные от NOAA / Space Weather Prediction Center. Умеренный индекс Kp Предупреждения индекса были выпущены 13 и 14 февраля 2013 года.Тем не менее, похоже, что 15 февраля 2013 года не было зарегистрировано каких-либо заметных геомагнитных событий. Более того, пространственные и временные изображения ПЭС на рисунке 3 показывают спокойные ионосферные условия (обозначенные зеленым цветом и обсуждаемые в разделе 4.1) без сильных ионосферных возмущений днем ​​ранее и после падения метеорита. К счастью, спокойные фоновые условия ионосферы предоставляют благоприятную возможность отличить ионосферные возмущения, вызванные падением Челябинского метеора на землю, от не связанных между собой.

Геомагнитные Kp индексов (NOAA / Space Weather Prediction Center). Только умеренные предупреждения индекса K были выпущены 13–16 февраля 2013 года.

На картах представлены возмущения ПЭС из трехдневного набора данных с центром на дату астероидного события в Челябинске. На графиках представлены все временные ряды возмущений ПЭС, соответствующие точкам проникновения в ионосферу (IPP) для всех линий связи приемник-спутник с использованием 23 станций в ближнем поле.Примерная траектория метеора показана красной линией. Синие пунктирные линии — это оценочные границы погрешности, а место падения метеора отмечено фиолетовой звездой.

4.2 Наблюдаемые отклики ионосферы в районе Челябинска

станций в Районе 1 (рис. 1) были обработаны с использованием двух независимых методов. Результаты, полученные с использованием метода 1 (полосовая фильтрация), предполагают, что отдельные взрывы могли сильно повлиять на ионосферу.На Рисунке 3 показаны возмущения ПЭС от 23 станций GPS в Районе 1 накануне (Рисунки 3a и 3b), в день (Рисунки 3c и 3d) и на следующий день после (Рисунки 3e и 3f) удара в Челябинске. На графиках представлены возмущения ПЭС в точках проникновения ионосферы (IPP) для всех линий связи приемник-спутник с использованием станций GPS в Районе 1. Результаты, по-видимому, указывают на значительные возмущения ПЭС (приблизительно на уровне 0,4 единиц общего электронного содержания, 1 TECU = 10 16 эл. М −2 ) в течение нескольких часов после удара астероида в атмосферу, в то время как предыдущие и последующие дни демонстрируют сравнительно меньше значительных изменений.

Результаты, основанные на вейвлетах, кажутся хорошо согласующимися с наблюдениями, полученными с помощью метода 1. На рисунке 4 показан результат анализа когерентности ближнего поля при обнаружении вейвлетов с использованием метода 2 (вейвлеты). Результаты когерентности, показанные на рисунке 4, могут быть идентифицированы с двумя доминирующими полосами частот в 03:30 UT: 4,0–7,8 мГц и 1,0–2,5 мГц (с 95% доверительным интервалом). Обратите внимание, что частота (на вертикальной оси рисунков 4 и 6-8) определена и нанесена на график в логарифмическом масштабе с основанием 2.Время появления TEC-сигнатур, по-видимому, согласуется с ионосферными возмущениями (в первые 2 часа после падения метеора), полученными с помощью метода 1 с использованием полосового фильтра Баттерворта. Сильные и когерентные возмущения ПЭС были обнаружены после столкновения астероида с атмосферой Земли и впоследствии обнаружены с помощью измерений GPS. Когерентные сигналы помех ПЭС были извлечены для оценки характеристик распространения, таких как скорость и направление. На рисунке 5 представлены результаты двух различных (длиннопериодных и короткопериодических) возмущений ПЭС, восстановленных для двух независимых линий связи станция-спутник (ARTU-PRN18 и ARTU-PRN26) с помощью вейвлет-коэффициентов в двух высокогерентных полосах частот, указанных в Рисунок 4.Более того, похоже, что не было обнаружено каких-либо значительных когерентных структур за 1 день до или после даты события, как показано на рисунках 6 и 7.

Когерентный спектр измерений ПЭС станцией ARTU. Сплошные черные контуры представляют 95% доверительный интервал. Области за пределами черной пунктирной линии подвержены краевому эффекту из-за конечного числа точек данных TEC. Вертикальная ось определена и нанесена на график в логарифмическом масштабе с основанием 2.Две доминирующие полосы частот: 4,0–7,8 мГц и 1,0–2,5 мГц в 03:30 UT. Цветовая шкала представляет величины когерентности (от 0 до 1).

Долгопериодические (синие линии) и короткопериодические (красные линии) измерения возмущений ПЭС, восстановленные с использованием высокогерентных вейвлет-коэффициентов в двух доминирующих областях на Рисунке 4 для каналов (a, c) ARTU-PRN18 и (b, d) ARTU -PRN26 от 15 февраля 2013 г. Когерентный спектр временных рядов ПЭС со станции ARTU 14 февраля 2013 г. (за 1 день до события в Челябинске).Существенных когерентных структур не обнаружено. См. Рисунок 4 для получения дополнительной информации. Когерентный спектр временных рядов ПЭС со станции ARTU 16 февраля 2013 г. (1 день после Челябинского события). Никаких когерентных структур не видно. См. Рисунок 4 для получения дополнительной информации.

С другой стороны, результаты обнаружения когерентности с использованием измерений сети GPS ближнего поля (23 станции примерно в 1500 км к югу от Челябинска) идентифицируют только низкочастотные структуры во временном ряду TEC, как показано на рисунке 8.Скорость распространения, оцененная с помощью метода 2, составляет 362 ± 23 м / с.

Когерентный спектр временных рядов ПЭС по измерениям сети GPS ближнего поля в районе 1500 км к югу от Челябинска. Обнаружение когерентности способно идентифицировать только низкочастотные структуры.

На основе результатов, полученных с использованием обнаружения когерентности, скорость и направление прихода возмущений можно оценить путем взаимной корреляции точек данных от всех пар станций GPS в нескольких подобластях каждой сети [e.g., Yang et al. ., 2011]. Их можно охарактеризовать как две разные группы TID, которые отличаются от их обнаружения когерентности вейвлета, как показано на рисунке 4. В ближнем поле высокочастотные (4,0–7,8 мГц) возмущения с расчетной скоростью распространения 862 ± 65 м / с (с достоверностью 95%) наблюдались в пределах 300 км от падения метеора на землю. Второй цуг волн возмущения ПИВ был идентифицирован с более низкой полосой частот (1,0–2,5 мГц), распространяющейся со скоростью 362 ± 23 м / с.Более низкочастотные возмущения ПЭС (вторая цуга волн) наблюдались между 200 и 1500 км от Челябинска.

4.3 Ионосферные возмущения, наблюдаемые в регионе США

По данным GPS, собранным в Районе 2, мы наблюдали короткопериодические ПИВ (2–6 мин) со скоростью распространения 733 ± 36 м / с (95% доверительный интервал) в почти западном направлении распространения 268,5 ± 5,0 градусов ( 95% доверительный интервал; 0 ° северной широты) по сети PBO (420 станций).Примечательно, что сильные короткопериодические ПИВ наблюдались примерно через 3 часа 36 минут после падения метеора (в 03:20 UTC). Похоже, они распространялись с восточного на западное побережье США и поддерживались около 30 минут. Их скорости распространения кажутся совместимыми со скоростями инфразвука в ионосфере (на высоте 300 км) [ Le Pichon et al ., 2009]. Оцененные векторы на рисунке 9 представляют все обнаруженные TID из каждой подобласти в Районе 2, а точки с цветовой шкалой представляют отфильтрованные амплитуды TEC в каждом IPP, соответствующем каждой паре прямой видимости с использованием станций PBO GPS для PRN 8 и PRN 17.Кроме того, мы рассчитали приблизительную среднюю глобальную скорость движения, определяемую как расстояние по большому кругу от места падения метеора до положения IPP, соответствующего самым сильным возмущениям ПЭС, разделенное на время прохождения (3 часа и 36 минут). Средняя глобальная скорость составляет примерно 756 м / с. Скорость, похоже, хорошо согласуется с нашими оценками с использованием станций PBO в регионе США. Это указывает на то, что обнаруженные ПИВ могут быть вызваны атмосферным ударом астероида.

Снимок возмущений ПЭС после удара астероида в атмосферу в Районе 2 в 06:56 UTC. Точки с цветовой шкалой представляют величины возмущений TEC (метод 2) в каждой точке проникновения ионосферы (по геодезической долготе и широте), соответствующей каждой паре прямой видимости станция-спутник для соседних станций GPS с PRN 8 и PRN 17. Синий. стрелки и черный вектор представляют собой оценочные скорости распространения ПИВ и опорный вектор скорости соответственно.Начальные точки синих стрелок представляют местоположения IPP с максимальными возмущениями ПЭС в подобласти [ Yang , 2013]. Сильные волновые структуры возмущения наблюдались через 3 ч 36 мин после падения метеора на землю.

Более того, недавние результаты Ле Пишон и др. . [2013] пришел к выводу, что инфразвуковые сигналы дальнего поля, связанные с атмосферным воздействием астероида Челябинск, наблюдались в нескольких местах по всему миру с использованием Инфразвуковой сети Международной системы мониторинга Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (www.ctbto.org). В частности, инфразвуковым сигналам дальнего действия потребовалось приблизительно 10 часов, чтобы добраться от места удара до инфразвуковой станции I57US в Калифорнии [ Le Pichon et al ., 2013]. Для сравнения мы заметили, что соответствующее время пути для TID до станций GPS в Калифорнии составляет около 3 часов 36 минут. Предварительный анализ показывает, что наблюдаемое время прохождения, по-видимому, согласуется с разницей в скорости распространения акустических волн в нижней тропосфере (приблизительно 334 м / с) по сравнению с ионосферой (700–900 м / с в области F ). .Все еще продолжается углубленный анализ характеристик распространения акустических волн с использованием методов моделирования и трассировки лучей.

4.4 Результаты обработки из Японии

На рисунке 10 представлены снимки изображений ПЭС с использованием 1235 станций GEONET, наблюдающих за спутником GPS PRN5 в день события 15 февраля 2013 г. (рисунки 10a и 10b), за день до этого (рисунок 10c) и день после него (рисунок 10d). Через 26 минут после удара метеора о землю наблюдаются сильные структуры возмущений, подобные турбулентности, как показано на рисунке 10a.Явление продолжалось более 1 часа (рис. 10б). Накануне (14 февраля; см. Рис. 10c) мы наблюдали не волновые сигнатуры TEC, и они, по-видимому, локализованы в северной и южной частях Японии. На следующий день (16 февраля) после падения метеора на землю сильных сигналов зарегистрировано не было. В день события возмущения, подобные турбулентности, явно отличаются от наблюдений ПИВ в виде волн в других регионах. Более того, вход гиперзвукового метеора обычно генерирует ударные волны, инфразвук и акустико-гравитационные волны, перпендикулярные траектории метеора, распространяющейся от конуса Маха [ Le Pichon et al ., 2009]. Следовательно, отсутствие волнообразных ПИВ, по-видимому, согласуется с классической метеорной ударной волной и теорией инфразвука [ Le Pichon et al ., 2009].

Снимки возмущений ПЭС в день падения метеора (а, б), (в) день до и (г) день после использования 1235 станций GEONET.

5 Выводы

Передвижные ионосферные возмущения, возникшие в результате падения Челябинского метеора на землю в России, были обнаружены и идентифицированы, а их временная и пространственная структура проанализирована с использованием измерений GPS двумя различными методами.Метод 1 использовался для визуализации результирующих возмущений ПЭС, а Метод 2 применялся для идентификации когерентных структур и оценки скорости и направления ПИВ. Результаты мониторинга возмущений ПЭС с помощью двух методов свидетельствуют о сильном воздействии отдельных взрывов на ионосферу. Кроме того, мы охарактеризовали наблюдаемые возмущения ПЭС и сгруппировали их в три различных волновых цуга.

Во-первых, на станции ARTU были обнаружены высокочастотные (4,0–7,8 мГц) возмущения с расчетной средней скоростью распространения около 862 ± 65 м / с (95% доверительный интервал).Во-вторых, в ближнем поле наблюдался ПИВ второго типа с полосой частот 1,0–2,5 мГц со средней скоростью 362 ± 23 м / с. В-третьих, в дальней зоне был обнаружен ПИВ третьего типа с более коротким периодом 1,5–6 мин, соответствующим 2,7–11 мГц и средней скоростью 733 ± 36 м / с.

Возмущения с более медленной скоростью, по-видимому, согласуются с ПИВ, вызванными гравитационными волнами, как представлено в предыдущих исследованиях [например, Galvan et al ., 2012; Komjathy et al. ., 2005; Hickey et al. ., 2009; Yang et al. ., 2012]. Однако, насколько нам известно, короткопериодические возмущающие волны с более высокими скоростями распространения (третий тип) ранее не были идентифицированы для других природных опасностей, таких как цунами, землетрясения или извержения вулканов и взрывы на поверхности. Из-за сложности физики атмосферы и ионосферы, связанной с абляцией метеоров, возмущения ПЭС в ионосфере, полученные с помощью GPS, могут дать дополнительные ключи к разгадке взаимодействия между преобладающими нейтральными частицами в ионосфере и акустико-гравитационными волнами, генерируемыми атмосферными ударами астероидов.

Кроме того, обнаружение короткопериодных ПИВ, наблюдаемых в регионе США, подразумевает, что они связаны с метеорными акустическими волнами (инфразвуковыми сигналами). Их периоды, скорости распространения и направления, по-видимому, согласуются с атмосферным воздействием астероида Челябинск как источником. Мы понимаем, что это первое наблюдательное свидетельство того, что ионосферные возмущения совпадают с дальнодействующими инфразвуковыми сигналами, генерируемыми метеорами, распространяющимися в ионосфере, которые отличаются от инфразвуковых сигналов, проходящих между термосферой и землей, обсуждаемых Ле Пишон и др. .[2013]. Необходима дополнительная работа, чтобы проверить, могут ли наблюдаемые ПВИВ быть связаны с конкретными физическими процессами падения метеора на ионосферу.

Благодарности

Авторы хотели бы поблагодарить штаб-квартиру НАСА, научную группу по дистанционному зондированию GNSS NASA ROSES 2011 (NNh21ZDA001N-GNSS) и постдокторскую программу НАСА (NPP), администрируемую Oak Ridge Associated Universities. Мы также хотели бы поблагодарить анонимных рецензентов нашей рукописи за полезные комментарии.Наши исследования проводились в Лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института по контракту с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства.

    Список литературы