Кузнечное дело для начинающих – Кузница «с нуля». С чего начать? — Кузнечное дело

Содержание

Ковка своими руками - пошаговые советы для начинающих

Кузнечное ремесло — один из самых старых способов обработки металла. Однако, даже в наш век развития высоких технологий, оно не утратило своего значения и даже набирает большую популярность.

Ковка своими руками довольно непростой технологический процесс, для этого нужно знать хотя бы основные приемы работы с заготовкой, а также правила нагрева и закалки металла. Также нужно иметь понятие, как использовать оборудование. Какими навыками нужно обладать для изготовления изделий кузнечным способом и как ковать металл?

Этапы ковки и приемы

Горячая ковка включает в себя большое количество приемов, использующихся в обработке металла. Однако сама технология состоит из основных этапов.

  1. Нагрев заготовки.
  2. Ковка.
  3. Стабилизация металла.
  4. Закалка (по надобности).

Каждый отдельно взятый этап имеет большое значение. Неправильно выдержанная температура нагрева заготовки приведет в дальнейшем к порче изделия, то же касается и слишком быстрого остывания.

При ковке также нужно соблюдать технологический процесс, иначе попросту заготовка будет испорчена. На этом этапе используют множество приемов в зависимости от того, какое изделие изготавливают.

Стабилизация металла подразумевает постепенное остывание готового изделия. Этот технологический этап способствует нормальной кристаллизации сильно разогретого материала. Главная задача — не допустить нарушение внутренней структуры, появления раковин и трещин.

Закалка металла в масле

Закалка используется для придания готовому изделию твердости за счет изменения кристаллической решетки во время высокотемпературного нагрева. Чаще всего в кузнечном деле этот этап проводят, изготавливая инструменты, которые во время использования будут испытывать большие нагрузки. Основное требование к закалке — не сделать металл слишком хрупким (перекалить) или, наоборот, очень мягким.

Итак, как происходит ковка металла своими руками и какие приемы применяют на каждом из этапов работ?

Нагревание заготовки перед ковкой

Обычно для ковки стальных предметов используют готовые заготовки в виде литых стальных болванок требуемого размера. Своими руками таким способом можно изготовить не слишком большие предметы и мелкие инструменты, поэтому для нагревания использую кузнечный горн.

Лучше всего приступить к нагреванию заготовки сразу же после ее отливки, когда она остынет до темно-красного цвета. Также можно прогреть материал предварительно перед помещением в очаг. Предварительное нагревание проводят с концов до средины, чтобы избежать появления напряжений и трещин в структуре металла. При этом температура соблюдается в пределах не более 300 градусов. Проверяют этот показатель разливанием на поверхность болванки машинного масла: если оно горит, то заготовку перемещают в очаг.

Температуру в горне изначально задают невысокую, постепенно увеличивая со временем до нужного предела.

Ошибочно мнение о том, что чем больше нагреть сталь, тем лучше ее ковать. При сильном разогреве такой материал действительно становиться мягче, однако, не стоит забывать о таких процессах, как перегрев и пережег металла.

Перегрев изменяет кристаллическую структуру материала заготовки и при последующей ковке он может попросту развалиться на отдельные фрагменты.

Пережег изменяет химические свойства стали, когда из ее состава выжигается большее количество углерода.

По данным таблицы можно понять каких температурных рамок стоит придерживаться во время нагревания различных сортов стали при ковке. Определяют степень накала металла по его цветовому спектру. Например, если заготовка имеет окраску ослепительно белого цвета, значит, она разогрета до 1200-1300 градусов. Чем более темный окрас металла, тем он холоднее. На фото изображена схема соотношений цветового спектра к температуре.

Как по цвету определить температуру нагрева

Как по цвету определить температуру нагрева

Процесс ковки

Когда заготовка будет разогрета до требуемой температуры, ее стоит обжать. Это нужно делать для устранения различных раковин, пустот и трещин в структуре болванки. Процесс проводят следующим образом. Заготовку вытаскивают из горна и ударами молота проходят ее поверхности от середины до краев (сначала верхнего, а потом нижнего).

Прежде чем планировать изготовление вещей, стоит рассчитывать на то, что при обжимке заготовка потеряет часть своего объема в виде окалины. Она образовывается на поверхности болванки, откуда ее удаляют, используя инструменты: клещи и щетки.

Когда обжимка проведена, переходят к собственно поковке изделия. При этом используют различные приемы для получения нужной формы.

Чтобы на поверхности образовались утолщения, используют способ местной осадки. Также этот прием используют, если нужно уменьшить длину заготовки и сделать ее более толстой. Для этого мастер наносит удары сверху заготовки, расположенной в вертикальной плоскости. При этом металл будет деформироваться и утолщаться. Удобно делать полную обсадку, зажав разогретую заготовку в тисках, но нужно спешить, иначе металл будет очень быстро остывать от холодного приспособления для зажима.

После осадки опять нужно сделать обжимку, чтобы придать структуре однородность!

Одна из разновидностей осадки — высадка. Ее используют, когда нужно получить на поверхности изделия утолщения. Для этого нагрев заготовки делают только в месте высадки.

Если нужно, наоборот, удлинить заготовку, проводят так называемую протяжку. Используют три способа, которыми можно сделать этот прием. Наиболее простой — протяжка на плоских бойках. Для этого заготовку разогревают. Далее, ее проходят молотом по всей длине и, переворачивая на 90 градусов, делают ту же работу. Прием стараются проводить за один разогрев. Довольно часто используют такой подвид протяжки, как расплющивание по всей длине. Основные инструменты при этом молот или кувалда.

Протяжка (вытяжка) металла

Иногда при ковке в домашних условиях нужно сделать в изделии сквозное или глухое отверстие. В таком случае используют прием прошивки. В качестве основного приспособления выступают пробойники различного сечения. При этом заготовку разогревают и укладывают на наковальню сверху круглого отверстия. Установив пробойник, по нему наносят удары. Прошивку можно делать как с одной стороны, так и с обеих.

Для разделения заготовки или изделия на части используют способ рубки. Нагревают металл до темно-красного цвета и, уложив его на наковальню, кузнечным зубилом рубят три четвертых его толщины. После чего поковку переворачивают и дорубают остаток, используя те же инструменты.

Также довольно часто в кузнечном деле использую способ гибки заготовок. Простые формы получают, используя в качестве основного приспособления наковальню с отверстиями. Более сложные кованые элементы формируют, изгибая заготовки на различных шаблонах.

Гибка металла на оправке

Еще один прием, часто использующийся в художественной ковке — скручивание. Заготовку при этом разогревают и жестко фиксируют в тисках, другой конец проворачивают, используя как основное оборудование вороток.

Когда изделие готово нужно стабилизировать металл.

Стабилизация

Очень быстрое остывание материала кованого изделия приведет к неравномерной кристаллизации металла. Как следствие в структуре образуются напряжения, раковины и пустоты. Чтобы избежать таких отрицательных моментов, когда завершиться ковка металла в домашних условиях, нужно задать постепенное и равномерное остывание.

Остывание металла в горне

Небольшие поковки можно оставить в очаге горна, где металл будет остывать вместе с печью. Более массивные кованые изделия можно засыпать горячими углями и присыпать золой.

Чем более массивное изделие, тем более плавным должно быть остывание.

Процесс ковки своими руками можно посмотреть на примере видео поковки якутского ножа

Обучиться ковке для начинающих лучше у опытного мастера. Существует много различных приемов и способов такой обработки и изготовления вещей, которые может показать специалист. Тем более при отсутствии практики довольно тяжело соблюдать технологии нагревания и стабилизации металла, без которых изделие либо не получиться, либо будет некачественным.

Однако ручная ковка не так сложна и простейшие вещи можно довольно быстро научиться изготавливать самостоятельно.

А что Вы можете дополнить к материалу этой статьи? Если у Вас имеется опыт обучения ковки в домашних условиях, поделитесь им в блоке комментариев к этой статье.

wikimetall.ru

Обучение кузнечному делу - три способа стать кузнецом

Несмотря на развитие технологий обработки металла, кованые изделия продолжают пользоваться огромным спросом. Соответственно, не теряет популярности и легендарная профессия кузнеца. Мало того, от современного кузнеца требуется гораздо больше знаний и навыков, чем раньше.

У многих возникает вопрос, где можно обучиться этому ремеслу

.

Существуют и рассмотрены ниже три варианта ответа на этот вопрос:

Вариант 1 — учебное заведение

У него есть свои плюсы и минусы, ограничения связанные со временем, возможностью переехать на учебу и так далее, если вас интересуют заведения, по следующей ссылке читайте подробнее, где обучают кузнечному делу в разных городах.

Вариант 2 — устроиться учеником кузнеца

Недавно получил письмо от посетителя сайта о кузнечном деле, оно касалось обучения на кузнеца. А точнее того, где обучиться кузнечному делу. Видно, что ковка интересует людей и есть люди, которые хотят работать кузнецами. Поэтому решил написать этот пост о том, где найти обучение кузнечному делу. Думаю, что мой ответ на письмо может помочь не только Андрею, но и всем, кто хочет стать кузнецом.

Времени писать много нет, поэтому цитирую переписку.

Здравствуйте, Алексей Валерьевич.

Очень нравится работать с металлом, но к сожалению, овладеть этим ремеслом очень сложно.

Большая просьба к Вам- не подскажете ли Вы где можно отучиться на кузнеца и освоить художественную ковку, берут ли в ученики по этой специальности?

Заранее благодарен, с уважением.

Андрей.

Радует, что есть люди, которые хотят стать кузнецами. Ответил:

Здравствуйте, Андрей!

Я получил от Вас письмо с вопросом и с удовольствием отвечаю.

По поводу обучения на кузнеца- если Вас интересует конкретное учебное заведение, то вряд-ли я могу Вам помочь, так как даже не знаю, где Вы живете, в каком регионе. Но подскажу Вам более практичный путь: найдите в Вашей местности кузницу и попробуйте устроиться учеником кузнеца. Пусть даже на невысокую зарплату. Так я поступил 12 лет назад и не жалею. Это гораздо более практично, чем изучать теорию. С мастерами своего дела можно работать и узнавать разные тонкости не только из их уст, но и наблюдая, как они работают.

А если в вашей местности нет кузниц(хотя тогда тем более, там нет учебных заведений по ковке)- тогда учитесь сами, например вместе со мной на моем сайте kovka-svarka.net. Я ведь сам осваиваю художественную ковку в домашних условиях, имея некоторый опыт промышленного кузнеца и совсем небольшой опыт в художественном кузнечном деле. О своих делах пишу в блоге и еще на мой сайт заходят нередко умелые кузнецы и тоже делятся своим опытом.

Вариант 3 — самоучка

Если первый и второй вариант не подошли, нежелательны или невозможны, то есть третий — учиться самому по книгам и интернету.

На самом деле, сделать кузницу несложно. Можно при желании что-то ковать, оборудовав место в гараже, сарае, под навесом. Смотрите раздел о кузне здесь. Если у вас есть дача или частный дом, то можно заниматься ковкой и во дворе. Сделать горн, наковальню, обзавестись молотком и вперед. Многие приспособления кузнец делает сам, и вы сделаете, с помощью этого радела о приспособлениях для ковки и этого об инструменте. Если есть вопросы или сомнения, спрашивайте, поможем советом.

На нашем сайте есть много материалов по данной теме:

  • Рубрика «Обучение ковке» содержит много материалов по теории и практике кузнечного дела.
  • Рубрика «Как ковать» рассматривает подробно изготовление конкретных кованых изделий (инструмента и художественной ковки).
  • Рубрика «Операции ковки» учит азам от простого к сложному, кузнечного ремесла.

Если вы хотите самостоятельно научиться ковке, оборудовать кузницу своими руками, но испытываете затруднения, неуверенность, то можете задать вопрос на этой странице и получите ответ, совет и, возможно, консультацию. Главное, не бояться и что-то делать.

Обзоры полезных книг по ковке (со ссылками, где можно купить в надежном интернет магазине, если они еще есть в продаже) смотрите здесь.

 

 

Успехов!

 

 

Разделы: Обучение ковке

Метки: Ковка- основы, ручная ковка, художественная ковка металла

kovka-svarka.net

Кузня дома своими руками - обзор механизмов и инструментов

Заниматься кузнечным делом в квартире довольно затруднительно, нет никакой возможности оборудовать мастерскую. А вот для владельцев частного сектора кузня дома своими руками вполне осуществима.

Конечно, оборудовать такой цех металлообработки можно по последнему слову техники, но можно и без особых затрат начать изучать кузнечное искусство у себя дома или на даче.

Как сделать кузницу у себя на участке и что для этого потребуется?

Основные моменты обустройства кузницы

Решив обустроить кузницу, нужно заняться поиском информации. В сети очень много статей на эту тематику и видео. Самые простые и примитивные мастерские по обработке металла кузнечным способом можно построить за сущие копейки. Все зависит от планируемого объема работ и размеров изделий.

Первый момент — это помещение, где будет оборудована кузня в домашних условиях. По правилам противопожарной безопасности, такие мастерские должны располагаться в отдалении от жилых и других хозяйственных построек. Площадь рабочей комнаты не менее, чем 16 квадратных метров, а дверь должна открываться наружу.

Обустраивая такую закрытую кузницу дома своими руками, нужно обеспечить достаточную вентиляцию, желательно с принудительной вытяжкой воздуха, а также обеспечить пожаробезопасность.

Особенно важно подойти к устройству полового покрытия мастерской. Материал должен быть абсолютно не горюч. Ранее в кузнях пол был просто земляной и утрамбованный. Сегодня это может быть бетон или другое подобное покрытие.

Немаловажно озаботится и шумоизоляцией, вряд ли окружающие будут в восторге от постоянного шума работающего молота.

Однако, если нет подходящего помещения, кузница в гараже станет также неплохим вариантом. В принципе такую мастерскую можно обустроить и под открытым небом, сделав лишь навес от дождя.

Решив вопрос с помещением для кузни, нужно заняться ее оборудованием и инструментами.

Оборудование и инструменты

Любая кузнечная мастерская, даже полностью механизированная, должна обладать главным элементом ремесла — горном. Ведь именно при подогреве сталь и железо стают мягкими и пластичными, что делает их податливыми при обработке.

Устройство кузнечного горна довольно простое — по сути, это печь в которой горит топливо. Но для повышения температуры горения нужно обеспечить дополнительную подачу воздуха. Раньше для этого использовали меха, которыми накачивали кислород в очаг.

Самый простой газовый мини горн для мелких поковок можно изготовить даже из консервной банки. Как это делается показано на предоставленном видео:

Такое устройство позволит изготавливать кованые вещи даже в гараже или сарае на даче.

Главное условие при работе кузнечного горна — должна быть обеспечена достаточная температура разогрева. Лучше всего иметь твердотопливный очаг, работающий на горении угля. Также неплохой вариант — газовый кузнецкий горн.

Важно озаботиться качественной вытяжкой, которая будет удалять продукты горения топлива!

Второе приспособление для кузницы — наличие наковальни. Это «рабочий стол» любого кузнеца. Наковальни бывают различных размеров и габаритов.

Но для полноценной ковки потребуется дополнительно наличие отверстий в поверхности и возможности закрепления дополнительного оборудования (например, обжимок и гладилки). Также для гибки элементов на наковальне присутствует рог округлой формы. Его используют как своеобразную оправку. Однако, подойдет и самодельная наковальня из массивного куска металла, например, рельса.

После этого нужно озаботиться и приобрести кузнечный инструмент.

  • Ручник.
  • Кувалды.
  • Клещи.
  • Тиски.
  • Обжимки и гладилки.
  • Зубила.
  • Воротки.

Ручники — это небольшие молоты, которыми делает основную работу мастер. Вес их колеблется от 500 грамм до двух килограмм. Сам молоток насаживают на деревянную рукоять, обычно изготовленную из рябины (сглаживает отдачу при ударе).

Кувалда предназначается для грубой работы, к примеру, обжимки габаритных и массивных заготовок. Ее вес составляет 2-8 килограмм, рукоятка, как и у ручника, деревянная.

Клещи нужны для манипуляций с разогретыми металлическими элементами во время ковки. Они должны быть достаточно длинными, а также прочными. Захват обязательно сильный, чтобы деталь не выскальзывала при каждом ударе и движении.

Тиски, могут подойти и слесарные. Довольно часто тиски смонтированы на наковальне, для более удобной работы. Главное, чтобы они обеспечивали надежное крепление деталей при ковке.

Обжимки и гладильни — это специальные приспособления, которые при ручной ковке монтируют на наковальню. Их задача сродни заводскому штампу — придать нужную форму заготовке и сгладить ее лицевые части.

Воротками оперируют, если нужно скручивать металлические детали, а зубилами рубят металл. Также для холодной обработки можно смонтировать ручной станок, где будет удобней крутить и изгибать металл.

Впрочем, в современной мастерской рубка вполне заменяется резкой с использованием болгарки. То же касается и различных пробойников. Их вполне можно заменить сверлильным верстаком или даже электрической дрелью.

Однако, даже наличие простого приспособления вполне может заменить электрические станки для ковки своими руками.

Если вы планируете заниматься ковкой на более серьезном уровне, то потребуется и соответствующее оборудование.

Механизация домашней кузницы

Современные станки намного упрощают и ускоряют рабочий процесс. Обустраивая более совершенную кузню своими руками у себя дома, можно установить следующее оборудование.

  • Механический молот.
  • Механический или гидравлический (электрогидравлический) пресс.
  • Станок для резки заготовок.
  • Формовочный станок.

Механические молоты способны намного быстрее провести ковку заготовки. Это упростит обработку, а также поможет ускорить обработку за период одного нагрева.

Прессы можно использовать для холодной ковки и горячей ковки. Такое оборудование способно быстро придать нужную форму разогретой болванке. Какие по мощности станки выбрать будет зависеть от обрабатываемых деталей. Для небольших изделий будет достаточно ручного пресса, сделанного самостоятельно.

Резку металла лучше также осуществлять за счет отрезного круга, которым манипулируют установленной на нем рукояткой. Станина такого верстака обеспечивает надежное закрепление заготовки.

Формовочный станок используют для кручения заготовок и придания изделию форм завивки.

Также неплохим решением будет установить в домашней кузне сверлильный верстак и гриндер. Эти приспособления значительно упростят многие операции.

Сверлильный станок сможет намного быстрее проделать отверстие в поверхности изделия. Причем сделав это более точно и аккуратно.

На ленточном шлифовальном аппарате можно как сглаживать и шлифовать поверхности, так и придавать конечную форму небольшим поковкам.

И, конечно же, наличие болгарки позволит подступиться практически к любой заготовке под любым углом. Также этот инструмент незаменим при шлифовке сварных швов и других труднодоступных поверхностей.

Наличие механизированного оборудования позволит заниматься ковкой на профессиональном уровне и значительно упростит весь процесс работы. Также можно сделать и самодельный станок для ковки, например, как показано в предоставленном видео:

А что вы можете добавить к материалу этой статьи? Если у вас есть своя кузня, поделитесь своим опытом ее обустройства. Какие инструменты и оборудование Вы считаете наиболее нужными? Примите участие в обсуждении материала и поделитесь своим опытом.

wikimetall.ru

Основы кузнечного дела » Изготовление ножей своими руками

Кузница. Это место, где мастер выполняет все кузнечные работы. Оптимально, когда кузница представляет собой отдельное просторное помещение, на 10-15 метров удаленное от жилища. Но если такого помещения нет, то для начала можно устроить крытый навес во дворе и оснастить его самыми необходимыми приспособлениями. Самые необходимые приспособления включают в себя кузнечный горн, наковальню, стол для выполнения кузнечных работ, слесарный верстак, подставка или стеллаж для кузнечного и слесарного инструмента, равно как и сам кузнечный и слесарный инструмент, бак с холодной водой.

  Пригодиться в кузнице могут точило, сварочный аппарат, давильные прессы. Основа оснащения кузницы - горн. По сути дела, горн - это простейшая печь для нагрева кузнечных заготовок и прогрева поковок в процессе работы. Топливом для гона является каменный или древесный уголь. В отличие от обычной печи горн имеет открытую топку и принудительную подачу воздуха, осуществляемую при помощи разных приспособлений.

  В старинных кузницах устанавливали монументальные сооружения - стационарные горны. Вначале ставили деревянный сруб высотой по пояс и плотно набивали его горелой землей, песком, битым мелким камнем или глиной. В середине сруба делали углубление (горнило) и сбоку подводили к нему толстую чугунную или медную трубу (фурму). Другой конец фурмы соединяли с мехами (рис.81). Воздух из мехов подавался через фурму в горнило к горящим в нем углям. Этот процесс и есть дутье. Чем сильнее поток воздуха, тем выше становилась температура в горниле. Выкладывали классические кузнечные горны и из кирпича.

  Если у вас есть возможность, постройте горн. Он прослужит очень долго. Конечно современный горн, даже если он построен по принципу классического, будет выглядеть немного иначе.

  Горн в кузнице устанавливают по центру стены, противоположной входу. Постамент стола выполняется так же, как у классического горна. Это может быть и деревянный сруб, и кирпичный постамент, заполненный изнутри песком, глиной и пр. Оптимальная высота стола - 70-80 см., а размеры сторон достигают 1,5-2 метров и даже больше, если стол устанавливается с расчетом на изготовление крупных изделий вроде оград. Поверхность стола горна выкладывают из огнеупорного кирпича, железобетона, пиленого камня. В центре стола располагают очаг или так называемое горновое гнездо. Оно может иметь круглую или квадратную форму размером 20х20 или 40х40 см при глубине 10-15 см. В это отверстие вставляется фурма. Она представляет собой толстостенный резервуар, сверху накрытый подовой доской. Сбоку к фурме приваривают патрубок - отрезок трубы из тугоплавкой стали. Противоположный конец патрубка соединяют с нагнетающим устройством (вентилятором, нагнетающим гнездом пылесоса, компрессора или мехами). Воздух от нагнетающего устройства через патрубок подводится в корпус фурмы, а затем через подовую доску попадает в зону горения. От конфигурации отверстий подовой доски зависит вид пламени. Так, равномерно расположенные круглые отверстия дают цилиндрическое факельное пламя, а щелевые отверстия (в том числе и обычная печная колосниковая решетка) - узкое и удлиненное пламя.

  Разжигают кузнечный горн следующим образом. В горнило на подовую доску насыпают тонкий слой угля, сверху кладут слой стружек и мелких древесных щепок, смоченных керосином. Сверху укладывают немного сухих дров. На горящие дрова насыпают еще один слой угля и начинают дутье. Как только уголь раскалится докрасна, можно начинать нагрев заготовок. Периодически уголь сбрызгивают водой, чтобы сверху образовалась корочка, удерживающая внутри горящей массы высокую температуру. Зола от перегоревших дров и угля просыпается в фурму. Периодически фурму очищают от золы. Для этого дно фурмы оснащают так называемой донной крышкой.

  Постамент кузнечного стола можно собрать из стальных уголков, соединив их сваркой или болтами так, чтобы верхние уголки для плоскости стола были развернуты ребрами вверх. В образовавшуюся раму укладывают толстый железный лист с отверстием для фурмы. Остальное пространство стола закладывают кирпичом или другим материалом, как и в первом случае.

  Для нагрева заготовок можно использовать и паяльную лампу. Ее устанавливают в заранее приготовленную ямку, а рядом складывают небольшую печь из огнеупорного кирпича. Можно соорудить конструкцию, в которой паяльная лампа будет располагаться под печью, давая кузнецу больше свободы в перемещениях. Для этого кирпичи ставят на торец, укладывают на них колосниковую решетку, а на нее устанавливают в виде печи четыре кирпича. В это углубление засыпают уголь. Паяльную лампу с помощью патрубка подводят под колосниковую решетку. Заготовки в этом случае закладывают в щель между кирпичами. Использовать такую печь можно лишь для заготовок небольшого размера .

  Над горном надо обязательно сделать горновой кожух. Это обычная вытяжка для отвода образующихся во время работы вредных газов. Размеры нижнего входного отверстия кожуха соответствуют размерам кузнечного стола. Укрепляют вытяжку на высоте 50-60 см от рабочей поверхности стола. Вообще, чем ниже установлена вытяжка, тем эффективней она работает. Если в соответствии с вашим ростом можно понизить уровень входного отверстия вытяжки, сделайте это. Лучший вариант горнового кожуха - закрепленная металлической рамой вытяжка, выполненная из огнеупорного кирпича. Можно сделать кожух из листового железа толщиной 0,5-1,5 мм. Главный недостаток металлических кожухов - быстрое прогорание (окисление под воздействием высокой температуры и газов с последующим разрушением).

  Оптимальный вариант - устройство кузницы в отдельном помещении. Как уже говорилось, горн устанавливают в центре стены, противоположной входу. Наковальню размещают на расстоянии 1-2 метра от горна, чтобы ее конический рог находился слева от кузнеца, стоящего спиной к горну. Вокруг наковальни должно быть достаточно пространства для свободных перемещений кузнеца и, при необходимости, работы молотобойца. Между наковальней и горном располагают бочку с водой для охлаждения поковок и инструмента. Вода пригодится и в момент пожарной опасности. Чтобы вода в бочке была постоянно холодной, ее на 2/3 зарывают в землю. Рядом с наковальней должен быть столик для кузнечного инструмента. Чтобы он занимал меньше места, его можно сделать двухъярусным - на верхней плоскости размещают инструмент, которым пользуются часто, на нижней полке менее ходовой. У соседней стены размещают кузнечные тиски, на которых производят высадку, гибку, скручивание. Рядом с тисками - слесарный верстак. В углах располагают ящики с углем, дровами, песком.

Материалы. Основной материал, который используют в своем деле кузнецы - сталь. Общеизвестно, что сталь - это сплав железа с углеродом. По доле углерода в сплаве стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25% углерода), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). Повышение содержания углерода в стали увеличивает ее твердость и закаливаемость, но снижает пластичность и ковкость. Для улучшения физико-механических свойств сталей в них вводят различные добавки. Это могут быть никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Причем содержание добавок в сплаве четко контролируется, ведь при превышении некоторого порога вместо улучшения качества можно получить обратный эффект. Особенно важно не допустить превышения содержания в сплаве серы и фосфора. Чем меньше в стали этих примесей, тем выше ее качество.

  В зависимости от химического состава стали делят на углеродистые и легированные. Углеродистые в свою очередь подразделяются на стали обыкновенного качества, качественные углеродистые стали и стали специального назначения. Благодаря своей пластичности, для кузнечных работ хорошо подходят стали обычного качества с содержанием углерода от 0,1 до 0,3%. Эти стали хорошо свариваются, легко режутся. Маркировки таких сталей Ст0, Ст1, Ст2. В принципе, вполне удовлетворительно и качество сталей Ст3-Ст6. Чаще всего они встречаются в виде проволоки, прутков, полос и листов. Наиболее доступным источником нужной стали является металлолом. При этом имейте в виду, что из стали Ст0 чаще всего изготовляют строительную арматуру, из стали Ст1 - сварочные конструкции, из стали Ст2 и Ст3 - железнодорожные костыли, болты, гайки, гвозди.

  Название "углеродистые качественные стали" подразумевает пониженное содержание вредных примесей и, как следствие, повышение качества и улучшение механических свойств. Лучше всего для ковки подходят качественные стали марок Ст10 и Ст15 (0,10 и 0,15% углерода соответственно).

  Из углеродистых инструментальных сталей изготавливают различные инструменты. Маркировка этих сталей начинается с буквы "У", после которой цифрами проставляют содержание углерода в десятых долях процента. Например, стали марки У9 содержит 0,9% углерода. Инструментальную сталь также можно использовать в изделиях, материалом для которых послужит какой-нибудь пришедший в негодность инструмент.

  Легированные стали в обязательном порядке содержат добавки, нацеленные на придание стали тех или иных качеств. Например, уже упоминавшийся никель придает стали прочность и твердость, повышает устойчивость к коррозии. Вольфрам и ванадий увеличивают жаропрочность и притормаживают образование окалины при нагреве стали до высоких температур. Кремний придает упругость. Легированные стали, в зависимости от приобретенных в результате легирования свойств, применяются в конструкциях, которые должны выдерживать серьезные физико-механические или физико-химические нагрузки. Изготавливают из них и разнообразные инструменты. Из цветных металлов в кузнечном деле используют в основном медь и ее сплавы (латунь, бронзу), а также алюминий и его сплавы.

  Хорошо, если в руки попадают заводские материалы с проставленной маркировкой. А если работать придется с металлом, переработанным из металлолома? Как определить его марку? Все, что вам потребуется, - это точильный круг. Дело в том, что мелкая металлическая стружка, образующаяся при обработке металла на точильном круге, дает сноп искр, совершенно уникальный для каждого металла (сплава). По характерным особенностям искр и определяют, с каким металлом имеют дело. Поскольку внешний вид меди, латуни, бронзы, алюминия и его сплавов узнаваем достаточно легко, затруднения может вызвать лишь определение марки стали.

  Низкоуглеродистая сталь, содержащая приблизительно 0,1-0,2% углерода, выбрасывает из-под точильного круга искры, расходящиеся веером в виде слегка изогнутых черточек желто-соломенного цвета с утолщением в середине и на конце. С повышением содержания углерода, основной рисунок искр остается прежним, но вокруг веера возникает все больше ярких звездочек. Например, сноп искр стали с содержанием углерода 0,5% имеет вид такого же веера из слегка изогнутых черточек, но в районе среднего утолщения от снопа отделяется небольшое количество искорок, которые сверкают отдельными звездочками. Высокоуглеродистая сталь, в том числе и инструментальная, дает искры с обильными звездочками.

  В таблице, помещенной ниже, сведены характеристики искр и звездочек наиболее употребляемых в кузнечном деле марок стали.

Цвета искр углеродистых сталей меняются в гамме оттенков соломенно-желтого и светло-желтого. У хромистой стали искры длинные. От основной ветки в разных направлениях отлетают короткие тонкие веточки искр со звездочками на конце. Цвет искр хромистой стали оранжево-красный. Искры вольфрамовой стали прерывистые, с небольшими утолщениями на конце.

Определение марки стали по искре

Марка стали

Формы искр и звездочек

Ст2, Ст3

Нити искр тонкие, с утолщениями в середине и на конце, разветвлений практически нет

Ст4

Нити гуще, чем у сталей Ст2 и Ст3, разветвлений мало

Ст5, Ст10

Нити острые, с утолщениями в середине и на конце, разветвлений мало, немного звездочек

Ст15, Ст20

Нити той же формы, что и у Ст5, Ст10, но разветвлений и звездочек больше

Ст20, Ст30

Концы нитей становятся тонкими, без утолщений, разветвлений и звездочек много

У12

Мелкие густые звездочки

Ст40, Ст45

Концы нитей острые, нити сильно разветвляются, звездочки круглые, густые

 

  Главным элементом каждой кузницы является горн, в котором накаляют материал так, что его твердость во много раз снижается и уступает место пластичности. Кузнецу остается только вылепить из податливого материала нужный предмет.

  В зависимости от химического состава каждый материал имеет свою ковочную температуру, вернее интервал температур. Верхней границей этого интервала является температура, до которой нагревают заготовку в горне перед ковкой. Затем приступают непосредственно к ковке и продолжают работать с накаленной заготовкой до тех пор, пока она не остынет до температуры нижней границы интервала ковочной температуры. В этом интервале температур пластичность металла достаточно высока, следовательно, металл легче обрабатывается и, что тоже важно, от механических воздействий кузнечных инструментов не страдает внутренняя структура металла.

  Очень важно уметь правильно определить температуру нагрева заготовки перед началом обработки. Не забывайте, что перегретый металл значительно теряет в пластичности. А сильный перегрев может привести к пережогу металла. Пережженный металл при ковке просто разрушается. Если же начать ковать заготовку, нагретую до температуры ниже ковочной, на ней будут образовываться трещины.

  Еще с древности кузнецы научились определять температуру поковок (заготовок) по цвету. Понаблюдайте за нагреваемым металлом. По мере нагревания он одевается в разные краски. Вначале, сменяя друг друга, проходят цвета побежалости. Вслед за последним цветом побежалости появляется первый цвет каления. При дальнейшем нагревании один за другим проходят все цвета каления. При максимальных температурах цвет каления белый с оттенками различной яркости.

Ниже в таблицах приведены температуры, соответствующие различным цветам побежалости и каления стали.

Цвета побежалости и соответствующие температуры для стали

Цвет побежалости

Температура, ° С

Бледно-желтый

210

Светло-желтый

220

Желтый

230

Темно-желтый

240

Коричневый

255

Коричнево-красный

265

Фиолетовый

285

Темно-синий

300

Светло-синий

325

Серый

330

Цвета каления и соответствующие температуры для стали

Цвет каления

Температура, ° С

Темно-коричневый (заметен в темноте)

530-570

Коричнево-красный

580-650

Темно-красный

650-730

Темно-вишнево-красный

730-770

Вишнево-красный

770-800

Светло-вишнево-красный

800-830

Светло-красный

830-900

Оранжевый

900-1050

Темно-желтый

1050-1150

Соломенно-желтый

1150-1200

Лимонный

1200-1400

Белый (различной яркости)

1400

 

  Заготовку из стали Ст1 вынимают из горна и начинают ковать при температуре 1300° (здесь и далее температура указывается по шкале Цельсия), то есть на пороге белого каления. Прекращают ее ковать, когда температура упадет до 800° . За пределами этого температурного интервала сталь значительно менее пластична, сопротивляется деформации и может разрушиться. Лучший период для ковки стали Ст2 - от 1200° -850° , для У7, У8, У9 - от 1150° -800° . Стали У10, У12, У13 куют в интервале 1130° -870° .

  Инструменты. Наковальня - основное опорное приспособление. Верхняя горизонтальная плоскость называется наличником или лицом. Наличник наковальни должен быть закален и хорошо отшлифован. На нем выполняют все основные кузнечные работы. Боковые грани наковальни выполнены под углом 90° к наличнику. Ребра этих граней должны быть довольно острыми, без сколов. На ребрах производят раздачу и гибку материала. Важным элементом наковальни является рог. Встречаются безрогие и однорогие наковальни, но наиболее универсальна двурогая наковальня с коническим рогом и хвостом. Конический рог предназначен для радиусной гибки прутков, полос. На нем же раскатывают и сваривают заготовки в форме колец, выковывают спирали и выполняют многие другие операции. Хвост, расположенный напротив от рога, имеет форму пирамиды. Его используют для гибки и правки замкнутых прямоугольных заготовок.

  На наличнике в районе рога сделано круглое отверстие диаметром 15-25 мм для пробивки отверстий в заготовках. У хвоста на наличнике находится квадратное отверстие размером 35х35 мм. В него устанавливают различный подкладной инструмент, облегчающий раздачу, рубку, формовку заготовок.

  Для крепления наковальни к подставке на ее нижней плоскости имеются лапы. Подставкой (стулом) для стационарной наковальни может служить массивный пень лиственных пород диаметром 60-70 см и такой же высотой. С помощью скоб наковальню прикрепляют к подставке.

Неустойчиво стоящая подставка затруднит работу на наковальне. По советам мастеров, лучше вкопать ее в землю на глубину не менее 0,5 метров и хорошо утрамбовать землю вокруг подставки. Если вам не удалось подобрать подходящий пень, замените его деревянной или металлической бочкой, туго набитой песком или землей. Сверху положите толстый деревянный брус и нему прикрепите наковальню. Для начальных ознакомительных работ наковальню вам может заменить кусок рельса или толстая металлическая плита.

Ударный инструмент. Главный инструмент в кузне - ударный. Это молотки-ручники (далее ручники), боевые молоты и кувалды.

Ручник - основной инструмент кузнеца. Им мастер кует небольшие изделия и руководит работой молотобойца, если работа идет в паре. Ручником кузнец показывает молотобойцу, в какие места надо наносить удары молотом или кувалдой. В зависимости от обрабатываемой заготовки применяются ручники массой от 0,2 до 5 кг.

Боевые молоты - тяжелые молотки массой 10-12 кг. Рабочей частью молота является головка. Нижняя рабочая поверхность головки называется боем или бойком, верхняя - задком. Задки бывают клиновидными односторонними, двусторонними продольными, двусторонними поперечными. Клиновидным задком разгоняют раскаленный металл вдоль или поперек оси заготовки. Двусторонние продольные и поперечные задки облегчают рубку металла.

Кувалда - тяжелый молот массой до 15 кг - используется при тяжелых кузнечных работах, требующих нанесения сильных ударов. Бойники кувалды имеют плоскую форму.

  Рукоятки ударных инструментов выполняют из прочных лиственных пород деревьев (березы, бука, граба, ясеня). Старые мастера предпочитали рукоятки из рябины. Длина рукоятки ручника может достигать длины 60 см. Длина рукоятки молота, в зависимости от его веса и роста молотобойца, достигает 90 см. Очень важно, чтобы рукоятки были гладкими, не имели трещин и заусенцев. В противном случае, можно серьезно поранить руку. Особое внимание следует обратить на крепление рукоятки с головкой. Отверстие в головке, предназначенное для рукоятки называется всадом. После того, как рукоятка вставлена, ее расклинивают (вбивают клин). Самыми надежными считаются металлические заершенные клинья. Вбивать их надо на глубину, равную 2/3 ширины головки молота или кувалды под небольшим углом к оси рукоятки.

  Рассмотрим технику ударов подробней. Локтевые (или легкие) удары наносят движением рук от локтя. Предплечье в этом ударе не участвует. Плечевые (или средние) удары наносят движением рук от плеча. Верхняя точка траектории движения молота находится над головой молотобойца на высоте вытянутых рук. При навесных (или сильных) ударах молот описывает в воздухе полный круг (через низ, над спиной, над головой, нанесение удара). Навесные удары наносят при ковке заготовок большой массы или при кузнечной сварке крупных деталей.

  Значительно упрощают работу, а часто и расширяют круг возможностей кузнеца различные подкладные инструменты. В зависимости от того, устанавливается ли подкладной инструмент на наковальню (в квадратное отверстие возле хвоста) или под молот (то есть над верхней поверхностью обрабатываемой заготовки), подкладной инструмент делят на нижняк и верхняк. Знакомство с этим инструментом начнем с приспособлений, которые кладут под молот.

Кузнечные зубила используют кузнецы во многих операциях. Они различаются по разным признакам. Во-первых, их подразделяют на зубила для рубки нагретых и холодных заготовок. Зубила для рубки холодных заготовок более массивны, угол заточки их ножа 60° . Для рубки горячих заготовок используют зубила с более тонким ножом. Угол заточки такого ножа - 30° . Различают зубила и в зависимости от формы ножа. Зубила с прямым ножом используются как для поперечной, так и для продольной рубки. Нож зубила для поперечной рубки расположен параллельно оси рукоятки, нож зубила для продольной рубки - перпендикулярно оси рукоятки. Прямые ножи делают с односторонней и двусторонней заточкой. Зубилами с односторонней заточкой получают разрез со строго перпендикулярным торцом. Разрезы с наклонными торцами выполняют зубилами с двусторонней заточкой. Иногда нож зубила оставляют притупленным. Такие зубила используют при украшении поверхности изделия орнаментом.

  Для вырубки из листов металла фигурных элементов используют зубила с определенной кривизной ножа в горизонтальной плоскости. Если фигурное украшение вырезают из металлического бруска или другой объемной заготовки, пользуются фасонными зубилами с двойной кривизной ножа.

  Пробойники предназначены для пробивки отверстий и различных углублений в нетолстых заготовках. Рабочая часть пробойника называется бородкой. Бородки могут иметь круглую, овальную, квадратную, прямоугольную или фасонную форму. Выбор пробойника зависит от того, какую форму надо придать отверстию или углублению. В тех же целях, но для объемных заготовок используют прошивни или специальные пуасоны. Пуасоны отличаются от пробойников тем, что не имеют рукояток и удерживаются клещами.

  Гладилки. После ковки поверхность изделия далеко не идеально гладкая. Для ее выравнивания применяют гладилки. При выравнивании больших плоскостей удобнее пользоваться плоскими гладилками с рабочей поверхностью 10х10 см. Для небольших плоских поверхностей достаточно плоской гладилки с рабочей поверхностью 5х5 см. Для выравнивания радиусных поверхностей используют гладилки с цилиндрической рабочей поверхностью.

  Раскатки. Главная роль раскаток - ускорение раздачи (удлинения) раскаленного металла вдоль и поперек оси заготовок. Кроме того, их используют для выбивания на заготовках цилиндрических пазов. Можно применять раскатки и для нанесения узора.

  Подкладной инструмент устанавливается в квадратное отверстие на наличнике наковальни. Для этого он снабжен хвостовиком квадратной формы, который легко устанавливается в отверстие.

  Подсечки. В одном из методов рубки заготовок используются подсечки. Угол заточки лезвия подсечки 60° . Заготовку накладывают на лезвие подсечки и, ударяя по ней ручником, отрубают необходимую часть.

 

  Конусные оправки и вилки. Для расширения отверстий в заготовке и раздачи колец используют конусные оправки и вилки при выполнении гибочных операций. У опытного мастера со временем собирается целый арсенал различных оправок, которые упрощают ковку уклонов, кузнечную сварку, гибку сложных профилей. Для начала они вам не потребуются. С накоплением опыта вы определите, какие именно вам нужны, и изготовите их сами. Вообще, не надо пугаться представительного набора инструментов. Далеко не все из них потребуются вам с первых же минут работы в роли кузнеца. Чтобы освоить основные приемы кузнечного дела, нужен вполне ограниченный перечень инструментов.

  Еще одна группа - парный подкладной инструмент. Парным он называется потому, что включает в себя нижний инструмент, который, как и обычный нижняк, вставляется в квадратное отверстие на наличнике наковальни, и верхний инструмент, который располагают сверху заготовки и держат за рукоятку (как обычный верхняк). В эту группу входят обжимки и подбойки.

  Обжимки и подбойки помогают придать уже откованной заготовке правильную цилиндрическую, прямоугольную или многогранную форму. Заготовку располагают между ними. Подбойки используют для продольной и поперечной раздачи металла.

  Гвоздильная плита нужна, чтобы изготавливать гвозди, болты и клепки для соединения деталей изделий. Эта плита представляет собой брус со специальными отверстиями разных размеров. Не забывайте, что соединения, выполненные с помощью болтов и заклепок, сделанных из того же металла, что и основное изделие, выглядят гораздо аккуратней.

  Плита-форма может стать хорошей помощницей кузнецу. Стальная плита-форма по четырем боковым граням которой имеются углубления различной конфигурации и размеров. На торцевых поверхностям плиты делают сквозные отверстия стандартных форм (круглые, квадратные, треугольные и другие) и фасонные отверстия. Длина боковых граней плиты может достигать 40 см, толщина плиты - 15-20 см. Отверстия на торцевых поверхностях используют для пробивки отверстий такой же формы в обрабатываемых заготовках. Плиту подкладывают под заготовку, которую обрабатывают пробойниками или пуасонами. Углубления на боковых гранях плиты используются для ковки разнообразных фигурных элементов и с успехом заменяют целый набор подкладных штампов.

  Клещи. Кузнецы имеют дело с раскаленным металлом. При обработке раскаленную заготовку нужно удерживать в определенном положении. Если для работы каким-либо инструментом, достаточно одной руки, заготовку можно удерживать другой рукой с помощью клещей. Чтобы клещи плотно облегали изделия различной конфигурации, их губкам придают различные формы. Например, держать заготовку цилиндрической формы удобнее клещами с губками в виде полуколец. По форме губок клещи делятся на продольные, поперечные, продольно-поперечные и специальные. Если размер губок клещей оказывается несколько больше размера заготовки, применяют такую хитрость. Губки клещей нагревают в горне, захватывают ими заготовку и обжимают губки по форме заготовки ударами ручника. Кузнечные клещи должны быть легкими, с длинными пружинящими рукоятками. Для надежного удержания заготовок во время работы мастера стягивают рукоятки клещей специальным зажимным кольцом (шпандырем).

  Тиски. Для работы с инструментом обе руки кузнеца должны быть высвобождены, поэтому для зажима раскаленных заготовок используют стуловые тиски. Крепят такие тиски массивными болтами или шурупами к основной опоре слесарного верстака. Слесарный верстак необходим в любой кузне, так как для доведения кованого изделия до завершенного вида над ним нередко приходится поработать слесарным инструментом. С основными слесарными инструментами вы постепенно познакомились в процессе изучения первой главы. Добавить можно только точило. Просверливать отверстия для соединения толстых, твердых кованых заготовок лучше всего не вручную, а на сверлильном станке. Удобнее всего расположить тиски так, чтобы расстояние между полом и верхним уровнем губок равнялось 90-100 см.

  Вспомогательный инвентарь. В процессе работы нередко приходится производить различные замеры. Для этого хорошо заранее запастись стальными линейками (длиной 25, 50, 100 см), штангенциркулем и угольниками.

  Для ухода за горном кузницы потребуется лопата, кочерга, метелка для очистки горна от угольной и шлаковой пыли, какой-нибудь ручной пульверизатор для сбрызгивания угля при спекании купола над очагом, щипцы для угля, ломик для пробивания спекшегося угля (если топливом вашего горна будет уголь). В обязательном порядке в кузнице, помимо емкости с водой, размещается и ящик с сухим песком.

klinokua.ru

Кузница своими руками - что нужно, инструмент, оборудование, место

Если у вас есть желание заниматься кузнечным делом и вы интересуетесь вопросом, как самому сделать кузницу.

С чего начать, что необходимо, что можно приобрести или сделать со временем. Отметим сразу, если после прочтения статьи у вас возникли вопросы, можно задать их здесь.

Что нужно для кузни — инструмент, оборудование, приспособления, место

Минимум, без которого даже не начать

Чтобы хоть как-то минимально начать заниматься кузнечным делом, осваивать его и работать с металлом, первое, без чего не обойтись — это сварочный аппарат. Трансформатор пойдет, инвертор еще лучше. Это как минимум.

Cм. статью «Как выбрать сварочный аппарат«.

Упростит жизнь также болгарка (еще называют УШМ (угловая-шлифовальная машина), отрезная машинка), она значительно упростит жизнь начинающего кузнеца.

Статья о выборе болгарки, дисках и эксплуатации.

Также нужен из инструмента в первую очередь — молоток. Какой же кузнец без молотка. Тут комментарии излишни. Просто надо приобрести молоток.

Также понадобится какой-то металл для работы. Если средства позволяют, можно покупать сортовой металлопрокат на металлобазе или в строительных магазинах, а если денег мало или нет, можно использовать различный металлолом. Где вы его будете брать, в данной статье рассматривать не будем.

Что можно сделать сначала

Имея сварочный аппарат, можно сделать наковальню. Например, такую, как на видео ниже. Здесь использовался кусок рельса, стальные уголки, куски арматуры и еще какие-то железки.

Обратите внимание, на наковальне уже есть подкладной инструмент- вилка. Сварить такую тоже не сложно, если есть болгарка и сварочник. Если сварить еще в дополнение к этой вилке так называемую «мартышку» (см. фото ниже), то уже можно заниматься холодной ковкой. То есть, что-то подбить, подогнуть молотком вы уже сможете, а также сможете заниматься гибкой на вилке «мартышкой».

Мартышка и подкладная вилка

Вот еще один вариант наковальни самоделки от адвоката Егорова.

Далее, используя то, что есть, уже можно сварить горн. Вот, например такой как на видео ниже. Более подробно и с картинками об изготовлении этого горна рассказано в этих статьях: часть 1 и часть 2. Добавим лишь, что не обязательным, но очень желательным (облегчающим процесс сборки деталей для резки и сварки) является инструмент клещи зажимные (плоскогубцы сварщика).

Имея все вышеописанное, дальше вы сможете сделать клещи, подкладной инструмент, обжимки и прочие приспособления, инструмент и приобрести оборудование для кузнеца, о которых есть и еще будет немало статей на нашем сайте kovka-svarka.net.

Место для кузницы

Где можно сделать кузницу — почти где угодно. Нельзя только в квартире. Если у вас есть гараж, можно в гараже. Если у вас есть частный дом или дача, можно в сарае. Можно даже просто на улице. Но только соблюдайте правила пожарной безопасности. Все таки кузнечное дело связано с высокой пожарной опасностью. Подробнее о требованиях к месту для кузни тут.

План- схема кузницы для тех, кто хочет самостоятельно заниматься ковкой

Конечно, план-схема кузницы, предложенный в данной статье, это лишь один из множества вариантов планировки, и не под каждые условия и обстоятельства он подойдёт. Но этот план (схема) рабочий, это реальная кузница и в ней работают реальные кузнецы. Как видно на фото.

Итак, вот сама схема. Для рассмотрения в полном имеющемся масштабе, щелкайте по фото плана схемы.

 

Выбор сварочного аппарата, кабель для сварочника и держатель электрода

Смотрите также:

Кузница дома— минимальные требования к постройке.

Устройство кузницы

Как сделать кузницу в домашних условиях.

Рубрика статей: Кузница

Все статьи про оборудование для кузницы

Строим кузницу

Как строится кузница смотрите расчеты, сметы, отчеты по финансам и видеоотчеты на этой странице.

Разделы: Кузница

kovka-svarka.net

учебники, пособия и другие издания, история, примеры изделия, технология художественной ковки, а также прочие полезные сведения

Обложка книги Кованые изделия в оформлении дома. Каталог

Существует несколько способов обучению кузнечному делу:

Каким образом можно научиться кузнечному делу, художественной ковке? Лучше, если вы постигнете мастерство под руководством учителя, однако освоить данное ремесло можно и с помощью книг. Обзор некоторых из них представлены в данной статье.

Издания о художественной ковке

Современная книжная индустрия предлагает широкий выбор изданий по любым видам художественной обработки металла. Одними из довольно обширно востребованных в этой области являются книги о художественной ковке, которые могут послужить отличным подспорьем для различного вида специалистов.

Будь то кузнец или художник по металлу, дизайнер или архитектор – любой может найти в них полезную информацию в своей области. В этих книгах также содержится большое количество материала по истории кузнечного дела. Все издания имеют огромное количество иллюстраций и фотографий, как разнообразных, уже готовых кованных изделий, так и фаз их изготовления, с пошаговыми и подробными описаниями.

Во многих из них можно увидеть шедевры кованого искусства, изготовленные нашими предками много веков назад, на основе которых легко можно создавать свои ворота, козырьки, навесы и скульптуры.

Используя книги о художественной ковке можно стать если не экспертом, то, как минимум, специалистом в области разных направлений и стилей в архитектуре. И тогда, благодаря вашей фантазии, вы сможете оформить коваными изделиями свой приусадебный участок в стиле барокко или классицизм, ампир или рококо.

Кроме того издания расскажут о новых технологиях в области кузнечного дела, научат приемам и способам правильной обработки металла и ознакомят с творчеством зарубежных кузнецов.

Кованые изделия в оформлении дома. Каталог

Издательство «Аделант» порадовало выпуском нового каталога кузнечного дела! Вашему вниманию представлены кованые изделия, которые способны украсить внешность любого дома. Балконные ограждения, кованые дверные и вентиляционные решетки, а также лестничные перила и многое другое. Кузнечное дело для вас превратится в нечто, без чего ваш дом просто не сможет существовать

Продается книга здесь.

Работа с металлами, пластмассами и стеклом

Вы опытный кузнец или только хотите им стать? Книга написана для широкого круга читателей, в которой автор и по совместительству народный мастер-кузнец, делится с нами секретами изготовления необыкновенных и оригинальных изделий из металлов при помощи ковки.

Продается книга здесь.

Секреты кузнечного мастерства

Авторы этой книги буквально вложили в нее душу раскрыв то необыкновенное разнообразие стилей и множества направлений в художественной ковке. Огромным достоинством книги также является большое количество иллюстраций позволяющих читателю направить свою фантазию в нужном направлении. Теперь ковка в домашних условиях стала еще доступнее.

Продается книга здесь.

Художественная ковка. Дизайн

Книга о кузнечном искусстве с фотографиями множества работ по ковке о разных направлениях кузнечного мастерства.

Издание представляет историю от начала зарождения кузнечного дела до сегодняшнего дня. В прошлом сложно было представить быт человека без изделий этого промысла. В наше время кузнечное искусство развивается и особенно его художественное направление.

Представленные этой книгой работы, наглядно показывают направления нынешней моды, капризной и непостоянной, ещё раз подтверждая, что кузнечное искусство было всегда востребовано и шло в ногу со временем.

В старые времена кованые изделия составляли значительную часть крестьянского хозяйства и быта. С развитием технического прогресса, кузнечное дело перестало передаваться по наследству. Чтобы обучиться ремеслу, теперь не надо передавать секреты от отца к сыну, и работа в кузнице стала более доступной.

В издании собраны образцы творчества мастеров из разных концов света, продемонстрированы современные направления ремесла. Проведённое сравнение позволяет определить тенденции развития не только маленьких мастерских, но и промышленных цехов.

Книга наглядно и доступно представляет творчество мастерских из Мексики, Чили, Коста-Рики, США и Канады. Широко представлены и произведения из Европы — Carlos Sevilla Munoz, Forja Real, Seno & Siffredi, Bethan Griffiths и другие.

Читатель получит чёткое представление об основных направлениях художественной ковки, идеях для украшения зданий и фасадов, ландшафтов и помещений, современных технологиях.

Книга содержит эскизы кованых изделий.

Продается книга здесь.

Двери, ворота, калитки

Книга с фотографиями ковки, фрагментов, изделий. Отличное пособие для кузнецов и их заказчиков

Данная книга о кузнечном деле, о таком важном разделе современного кузнечного ремесла как художественная ковка металла. О производстве в кузнице таких изделий из кованого железа, как красивые и прочные двери, ворота, которые являются произведениями искусства, всевозможные калитки, а также особенностям их изготовления.

Издание прекрасно иллюстрировано: сфотографирована кузница, горн, процесс производства изделий, рисунки фрагментов и успешных изделий. Хорошо представлены в книге такие процессы, как ковка и сварка метала.

Книга предназначена для архитекторов, дизайнеров, декораторов, художников по металлу.

Чтобы создать такую книгу необходимо глубокое знание предмета. Во все времена памятники архитектуры старались украсить произведениями искусства художественной ковки. Такие изделия служат как для наружной отделки, так и для внутреннего оформления, делая дом красивым, удобным и пригодным для жизни.

Сейчас художественная ковка снова попадает в модный тренд, отвечая на запросы заказчиков, которые основываются на эстетике современного искусства. Можно смело говорить, о том, что мода на кованые изделия никогда и не проходила, она только менялась с течением времени.

Приобрести книгу можно здесь.

Художественная ковка и литье Москвы

В наше время кузнечное ремесло, опираясь на достижения современных технологий обработки металла, сделало большой шаг вперёд. Художественная обработка металла ковкой оттачивалась столетиями и сегодня получает новый мощный импульс к развитию. Перечень художественных произведений широк и разнообразен, они гармонично вписываются в интерьеры, придавая им особую неповторимость.

Изданная в содружестве авторов, объединивших свои знания и опыт в различных направлениях обработки материалов, книга о художественной ковке и литье так же объединяет и обобщает богатый опыт поколений, от кузнецов и ремесленников 17-го века до искусства художественной ковки и литья в Москве конца 20-го столетия.

Основное внимание уделено построению перечня произведений искусства столицы. Книга раскрывает схемы и технологию изготовления оград, ворот и других изделий, с указанием их размеров, основных узлов и технологии соединения заготовок. В издании подробно изложены принципы технологии обработки заготовок и литье в условиях кузнечной мастерской.
Изложение материала сопровождается подробными фотографиями, схемами, чертежами и рисунками, поясняющими особенности технологии, приёмов и методов художественной обработки металла.

Продается книга тут.

Ковка. чеканка, инкрустация, эмаль

Сегодня, когда художественная ковка металла переживает эпоху возрождения, молодые мастера нуждаются в практических руководствах, которые помогут в освоении приемов обработки, расскажут о необходимых инструментах, предоставят подробные чертежи и схемы, рисунки и иллюстрации оригинальных декоративных работ.

К сожалению, таких книг не так много, а тираж существующих до обидного мал. Поэтому хочется обратить внимание на книгу Л.Ф.Борисовой «Ковка, чеканка, инкрустация, эмаль», выпущенную издательством «Аделант» в серии «Своими руками».
Начинающие мастера кузнечного дела найдут в ней сведения об основных приемах ручной ковки, а также описание оборудования (горн, наковальня), инструментов и приспособлений для сварки и резки металла.

Книга написана профессиональным языком. Автор дает практические рекомендации по работе с металлом в кузнице, наглядно раскрывает различные техники ковки, чеканки, инкрустации.

В ней также можно найти информацию о декоративном покрытии изделий из металла, познакомиться с техникой художественной эмали.

Ценностью книги Л.Ф.Борисовой можно считать и хороший иллюстративный материал, благодаря которому развивается фантазия мастера, создающего эксклюзивные металлические изделия.

Продается книга здесь.

Балконы, окна, решетки

Всем, кто интересуется таким видом декоративно-прикладного искусства, как художественная ковка металла, интересно будет познакомиться с книгой «Балконы. Окна. Решетки», выпущенной издательством «Ниола – Пресс» в 2008 году в серии «Художественный металл».

Прежде всего хочется отметить высокий профессиональный уровень книги. В ней не только рассматриваются разнообразные стили художественной ковки, но и предлагается многообразие видов этого искусства, ставшего особенно популярным в начале 21 столетия.

Архитекторам и ландшафтным дизайнерам интересно будет прочитать об использовании декоративных кованых изделий в оформлении коттеджей и загородных домов.

Цветные иллюстрации помогут мастерам кузнечного дела в создании решеток и балконных ограждений с отделкой из завитков, листьев, цветочных накладок, волют, а также помогут развивать фантазию и креативное мышление всех, кто работает в кузнице.

Книга стала востребованной и благодаря высокому эстетическому оформлению. Она выполнена на мелованной бумаге, прекрасно иллюстрирована, написана профессиональным языком.

Продается книга здесь.

Художественная ковка и слесарное искусство

Исторически так сложилось, что кузнечное дело пользовалось повышенным спросом у населения любой эпохи. Многие мастера достигали порой высочайшего искусства и творили практически уникальные изделия, которые сохранились до наших дней.

Кузнечное ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждый мастер добавлял в него что-то свое, обогащая и совершенствуя технологии изготовления. 

Художественная ковка металла — это сложная и тяжелая работа, итогом которой являются неповторимые авторские изделия, которые даже в наш век высоких технологий очень сложно повторить. А в прошлые века в старой кузнице, при помощи грубых инструментов, создавались шедевры, которые пережили и увековечили своих творцов.

 

Книга «Художественная ковка и слесарное искусство» от авторов Г. Семерак, К. Богман показывает читателям уникальный материал, который удалось собрать и систематизировать. В качестве учебника она будет интересна и специалистам, и начинающим осваивать кузнечное искусство.

Произведение было издано в 1982 году. В его разделах авторы показали исторический путь кузнечного ремесла, как происходит ковка изделий и их сварка. Как выглядел горн в прошлом и современное его устройство.

Каждый прочитавший откроет для себя новый мир кузнечного искусства Европы и почерпнет для себя что-то полезное.

Продается издание здесь.

Лестничные перила

Данное произведение о кузнечном деле и об очень важной части современного ремесла кузнеца, такой как художественная ковка метала. Книга о производстве в кузнице таких различных изделий из кованого железа, как декоративные перила для лестниц из кованого железа (с разной отделкой из волют, пальметт, листьев, «соломоновых спиралей» и т.д.), для обычных маршей внутри зданий или уличных (в т.ч. пожарных) лестниц — и простых, и парадных. Кроме этого представлены кованые лестницы для частных интерьеров (винтовые и витые), которые, несомненно, будут произведениями искусства.

Это издание отлично проиллюстрировано: сфотографирована не один раз кузница, также горн, вся схема процесса производства изделий, чертежи и рисунки фрагментов успешных изделий. Также неплохо представлены в книге такие, достаточно сложные, процессы, как ковка и сварка метала.

Книга предназначена для разных специальностей: архитекторы, свободные дизайнеры, декораторы интерьера, художники, работающие с металлом.

Для создания подобного произведения надо глубоко знать предмет. Во все времена старались украсить престижные здания произведениями «железного» искусства художественной ковки. Эти изделия (лестницы в том числе) служат как для наружного украшения, так и для оформления внутри. Дом становится красивым, индивидуальным, удобным и приносящим радость в жизни. В наше время художественная ковка снова попала в модный тренд. Современные заказчики, постепенно осваивают эстетику современного искусства. Абсолютно точно, можно утверждать, о том, что кованые изделия из моды никогда и не выходили — это она только менялась с течением времени.

Разделы: Ковка - основы, базовая информация, теория, Обучение ковке

kovka-svarka.net

Кузнечное дело: видео, история, книги

Кузнечное дело – история развития

История кузнечного дела неотъемлемая часть обработки металлов. В самом начале появилась холодная ковка. Много веков использовался только этот способ изготовления оружия, предметов домашней утвари, ювелирных украшений. Это теперь ювелирная промышленность не имеет к кузнецам никакого отношения, а раньше всё что касалось металлообработки, относилось к кузнечному делу.

Заглянув в книги по истории, повествующие о развитии ремёсел в железном и бронзовом веках, можно увидеть фотографии предметов, изготовленных мастерами из разных уголков Земли. Кузнец – эта профессия овеяна мифами и легендами. Развивалось кузнечное дело на разных территориях по-разному. Только многие века использовался холодный метод ковки металла.

Кузнечное дело

Было и такое название профессии как «Хытрец». Этот эпитет донесли до нас книги, датированные 1073 годом. По праву кузнечное дело тех времён можно назвать хитрым. Кузнецу приходилось различать металлы по цвету, определять их прочность по оттенку на изломе. Было что-то мистическое в самом процессе производства, когда из куска металла под воздействием сильных коротких ударов молота, получалось необычайной красоты или причудливой формы изделие.

При помощи деформации металла, получающего под воздействием сильного давления дополнительную плотность и прочность, выходили из под молота хытреца, корчего, железоковца, ковача, керча, нытря необходимые в быту вещи. Первые упоминания этой профессии можно найти в книгах, передающих мифы древней Греции. Гвоздями выкованными Гефестом был прикован Прометей к скале.

Сила кузнецов воспета во многих литературных произведениях разных эпох. Считали мастеров кузнечного дела знахарями, лекарями и людьми способными изгонять злых духов. Основываясь на подобных поверьях создал Гоголь своего кузнеца Вакулу. Поговаривали, что сам Сварог покровительствует корчим.

Места в России названные в честь кузнечных дел мастеров

Профессия кузнеца требует от мастера хорошей физической подготовки. Так было всегда. Не каждый воин рискнул бы померяться силой с кузнецом. Жителей Псковской области до сих пор называют скобарями, памятуя о том, что кузнецы этих мест голыми руками подковы гнули.

Профессия кузнеца за многолетнюю историю имела множество названий. Одно из наиболее распространённых дало имя городу Керчь. Произошло это название от слова корчев, что означает кузнец. Сопутствующие термины тех времён:

  • Корчин – кузнечный;
  • Кричное – кованое.

Есть и Москве место, название которого указывает на соседство с кузнечной слободой – это Кузнечный мост. Была такая слобода и в Новгороде. Упоминания о крупных поселениях кузнецов в городах относятся к 15-17 векам. Именно в городах развитие этой профессии получило больше возможностей, благодаря спросу на кованые украшения для фасадов больших домов, территорий садов и парков. Так же как и в Киевской Руси изготавливалось в кузницах холодное оружие, проходящее закалку огнём.

Изготовление кузнечного изделия

Знаменитые мечи

Не единожды воспет клинок булатный в книгах и гусарских песнях. Классики русской литературы часто использовали в своих произведениях особенности мечей прорубать камень. Прототипом волшебных мечей послужили:

«Эскалибур» — меч короля Артура, который при защите крепости застрял в каменной стене. Народные поверья наделяют этот меч магической силой. В русской культуре подобным артефактом служит меч «Кладенец». «Дюрандале» — меч Роланда и безымянный клинок тасканского рыцаря Гальяно Гвидотти так же смогли проткнуть камень. Способность разрубать камень эти клинки получили благодаря не столько магическим и мистическим силам, а стараниями и умением мастеров их изготовивших.

Меч Гальяно Гвидотти кардинально изменил судьбу своего хозяина. Книги доносят до нас историю  о том, что этот рыцарь был канонизирован, хотя до встречи с архангелом Михаилом не был праведником. Михаилу на предложение уйти в монастырь ответил воин, что это произойдёт лишь после того как его меч разрубит камень. Меч вошёл в булыжник, да так там и остался. Современные учёные имели возможность исследовать камень и меч. Их заключение подтвердило то, что клинок пронзил камень именно во времена, описываемые в летописях.

Уже в рыцарские времена кузнечное дело имело немало секретов, передаваемых мастерами из поколения в поколение. Одним из них была форма заготовки, для вышеперечисленных мечей основой послужил четырёхугольный стержень. Широко известны и клинки, относящиеся к японской культуре. Их названия переводятся как «меч срезающий траву», «меч собирающий облака рая». Они отличаются изогнутой формой, что придаёт холодному оружию японских мастеров аэродинамические свойства не характерные для изделий европейских кузнецов.

Одним из знаменитых мечей, представленных в экспозиции польского музея в Познани, является оружие Святого Петра, выкованного в 1 столетии. Знаменит клинок тем, что при аресте Христа перед распятием Пётр сумел отрубить ухо раба. Передан меч в музей был епископом Иордана.

Вехи развития кузнечного дела

Ручная ковка – древнейший способ обработки металлов, ставшая прародительницей штамповки, ковки, литья, прессовки, прокатки, волочения и листовой штамповки. Археологи находили в ходе раскопок металлические изделия датируемые периодом, относящимся к нескольким тысячам лет до нашей эры. Изделия эти выполнены из металлов, встречающихся в природе. Первые металлические находки археологов относятся к 5-4 векам до н.э. Техника волочения при изготовлении изделий из драгоценных металлов обнаружена в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Изделия изготовлены в 3 в дон.э. Кузнечное дело на Руси имеет более давнюю историю. Мечи, шлемы, кольчуги, ухваты топоры, украшения и другие кованые вещи датируются 18 в. до н.э.

С 10 по 18 века от рождества Христова в металлообработке появились новые способы:

  • закалка металла;
  • пайка при помощи меди;
  • кузнечная сварка;
  • методика многослойного изготовления.

XVI век. При Иване Грозном русская армия была оснащена коваными пушками.
XVII — XVIII – создание государственных оружейных заводов на Урале и в Туле.

Пётр I всячески способствует развитию металлургической отрасли. На военных заводах широко используются водяные двигатели. На рубеже столетий, в 1800 году впервые на тульском заводе была испробована методика горячей штамповки однотипных деталей. Её применил для массового производства кузнец В.А. Пастухов.

В это же время в Вологде кузнецы специализируются на производстве якорей, а в Муроме выпускают скобяные изделия для строительства флота.
XIX в. На смену водяному приводу приходят паровые машины, что способствует развитию кораблестроения и выпуску артиллерийского оснащения флота и армии, для производства которых были необходимы броня, толстые плиты для лафетов, орудийные стволы. Вес падающего молота составлял до 50 тонн. Такие гидравлические прессы расширили возможности до ковки деталей в 250 тонн.

К этому же периоду относятся научные изыскания по деформации металлов. Вооружившись микроскопом, П.П. Аносов стал изучать строение сталей. В ходе исследования в 1841году им была установлена зависимость между структурой и свойствами металлов. Это позволило создавать сталь с необходимыми техническими характеристиками. Д.К. Чернов проводил исследование поведения металлов при нагреве и охлаждении, что послужило открытием структурных изменений. Книги с исследованиями Чернова и Аносова до сих пор служат пособием для металлургов.

Приобщение к мастерству кузнеца через выставки

Кроме постоянных экспозиций в музеях, изделия декоративного кузнечного промысла можно увидеть на выставках, где представлены не оружие и не ювелирные украшения, а работы мастеров для украшения быта. Выставки – это не просто показ красивых вещей, это популяризация, в которой так нуждается кузнечное дело. Несколько 10-летий этот промысел был практически забыт из-за расширяющихся с каждым годом возможностей в металлообработке. Но остальные способы – это штамповка, работа на количество. Только кузнечное дело при работе с металлом поможет раскрыться мастеру наиболее полно.

История возрождения кузнечного дела началась не так давно, но строительство частных домов, способствует этому. Каждый хозяин хочет выделить своё жилище и прилегающую территорию. Выставки мастеров позволяют понять, каким образом это можно сделать неординарно и в то же время не вычурно. Для начинающих кузнецов эти выставки помогают найти свой собственный стиль, подсмотреть у более опытных некоторые приёмы, которыми они делятся, проводя мастер-классы непосредственно в стенах, где проходят показы готовых декоративных изделий.

Выставки кузнечного мастерства проходившие в Арт-Кремле стали хорошим стартом для начинающих, для которых мастера устроили демонстрацию возможностей изменения куска металла, превращающегося во вполне оформившиеся фигурки для украшения жилья.
Отличный способ привить начинающим любовь к обработке металла способом ковки, дав первые уроки мастерства прямо на выставке. «Кузнечный талисман» — это выставка, где каждый желающий имел возможность попробовать свои силы, почувствовать изменения материала под собственными ударами молотом.

Выставки кузнечного мастерства становятся доброй традицией. В сентябре 2015 года в 4 раз была открыта выставка «Кузница счастья», в рамках фестиваля «Бабье лето». Здесь так же проводились мастер-классы.

Овладеть всеми тонкостями науки по обработке металла помогут начинающим многочисленные книги, которые рассказывают о различных технологиях холодной и горячей ковки, литья, кузнечной сварки, технологиях создания декоративных элементов.

Книги могут рассказать о многом, но всё же кузнечное дело как и в старь передаётся мастером ученику из рук в руки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

stankiexpert.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *